Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 152.

Dec 22, 2020 17:01

Самое время подвести промежуточные итоги проекта. Полторы сотни постов, даже чуть больше; охвачено более ста стран. Количество опубликованных картин и представленных художников подсчитать, конечно, можно, но трудно, да и не нужно это. Прикинем: из расчёта в среднем 80-90 картин в одной публикации - это 12-14 тысяч. С художниками сложнее - были целые посты, посвященные одному художнику, а были художники, и таких немало, представленные одной картиной. Я полагаю, внимание было уделено художникам в количестве от пяти сотен до одной тысячи, где-то между этими цифрами. Без ложной скромности можно констатировать, что проект мой грандиозен и в своём сегменте не имеет аналогов в сети. А в сочетании с сообществом ero_n_art, в котором сначала вдогонку, а теперь параллельно размещаются все мои публикации - и подавно.

Изначальный посыл проекта был показать отечественным читателям образцы творчества по заявленной тематике художников стран, так сказать, второго эшелона, не слишком знаменитых, по крайней мере у нас. Посмотрите первые пункты оглавления - там Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Норвегия, бывшая Югославия. На первом этапе проекта я часто делала оговорку, мол, «нельзя объять необъятное» - но так бывает: берёшься за какое-то дело, считая его не слишком большим и сложным, а со временем объект разрастается по всем измерениям и усложняется. Кто затевал «небольшой» ремонт в квартире или строительство «простого и недорогого» дома - те меня поймут.

Дальше - больше. В проект были включены материалы по Испании, Италии, Франции. Отечественные художники - от Российской Империи и русского зарубежья до наших современников. Появилась рубрика «Ретроспектива», где демонстрировались работы художников на отдельные темы, библейские или мифологические, причём не только XIX - XXI века, как в целом в проекте, но и пятисотлетней давности, а то и подревнее. Короче, поначалу заявленный мной постулат о невозможности объятия необъятного постепенно мною же опровергался.

И вот - охвачены все доступные страны, или, как я уже неоднократно декларировала в последних постах - закрашен глобус (или карта мира). Можно было бы выдать ещё несколько завершающих постов - какие-нибудь ретроспективы, глобальное иллюстрированное оглавление - да и закончить на этом проект. Тем более, сейчас завершается и год, и второе десятилетие XXI века - ну, вот как-то всё это обыграть - и гуд бай, с новым годом.

Но возникает ощущение незавершенности, чувство не доделанного дела. Причём, прикидывая объёмы этой вот недоделанности, вспоминаешь невольно поговорку о коне, пренебрегшем возможностью вдоволь поваляться, а также ироничный оборот «начать и кончить».

В своё время было представлено творчество художников Испании - но там не было ни Пабло Пикассо, ни Сальвадора Дали! В погоне за количеством стран и упором на некоторый приоритет «второстепенных» и забытых художников - упущены целые пласты, без которых исследуемая нами тема будет представлена, мягко говоря, неполно. Россия - советский период, соцреализм, творчество современных художников - ну да, я старалась, и есть много интересных постов на эту тему - но - не скажу, конечно, что это капля в море, но охват далеко не полный. Соединённые Штаты - им тоже было уделено много внимания, но реальный объём материала, достойного публикации, там просто огромен.

И, конечно, страной, наиболее пострадавшей от вот такого подхода «галопом по Европам», я считаю Францию. Ну как можно было дать два поста с подзаголовком «на пленэре» и два - «в интерьере» и на этом успокоиться? При том, что такие художники, как Энгр, Коро, Делакруа, Курбе, Писсарро, Мане, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Валандон, Боннар, Матисс, Синьяк оказались не представленными вообще, а творчество Ренуара, Дега, Бугро, Лебаска, Гогена, Жерома, Бальтюса - было представлено, скажем так, «по касательной», ознакомительно. Там просто огромные «залежи» интереснейшего материала именно по нашей теме!

Исходя из сказанного, каковой же будет новая концепция проекта, - спросите вы? На ближайшее время (скажем так, 2021-22)? А будет вот что. Расширять географию мы уже не будем - да её, собственно, некуда особо и расширять. Нет, ну может быть, есть художники из Мьянмы, Бутана, Папуа-Новой Гвинеи, Сент-Винсента и Гренадин, Эритреи и Мадагаскара, которые сделали что-то достойное внимания по нашей теме - так вот, мы их пока проигнорируем. Возвращаясь к глобусу или карте мира - мы их дальше уже закрашивать не будем, а будем наносить новые слои лишь в нескольких местах. Прежде всего, это будет именно Франция, с неё и начнём, также - Россия и США; в несколько меньших масштабах - Испания, Италия, Соединенное Королевство, ещё, может быть (но потом) - некоторые европейские страны: к примеру, Германия, Австрия, Швейцария, и потом-потом, возможно, Китай, Канада, ну и вдруг найду что-то ещё интересное... Пока есть материал на год и больше, и я буду его размещать, а мои читатели - его со здоровой жадностью и неподдельным интересом поглощать. Как-то так.

Да, и традиционные подразделы «Ретроспектива» и «Странные миры» никто не отменял. Будет развитие и по этим векторам.

Дальнейшие публикации будут организованы следующим образом.

Приступаем к глобальному, практически - энциклопедическому ознакомлению с творчеством художников Франции последних двух веков в тематике обнажённой натуры. Чтобы читатель не утомился от одной Франции, я через каждые... ну, скажем... четыре «французских» поста буду перемежать их, например, российской тематикой или, может быть, рубрикой «ретроспектива». Франции будет много, предупреждаю сразу - более 30 публикаций. Потом будут Италия, Испания, Англия, Америка - но это потом. А пока...

152. Франция-V

Почему римская пятёрка? А потому что не ленивый и любопытный читатель запросто найдёт в оглавлении 4 публикации по Франции, с номерами 35, 36, 38 и 39. Стало быть, новый отсчёт ведём с пяти.

Вся огромная когорта французских художников будет преподноситься заинтересованным читателям в уже ставшим традиционным и вполне оправданном порядке: по старшинству, то есть, по возрастанию годов их рождения. Временные границы творчества французов, которых я хочу вам представить, начинаются со стыка XVIII и XIX веков. В сегодняшней, первой в новой парадигме публикации по Франции вы увидите работы художников, родившихся ещё в веке XVIII, в 1700-е годы, но пик их творчества пришёлся всё же на XIX век.

Начинаем. В связи с тем, что вступительная часть сегодня необычно большая, до ката будет только одна картина. Но - тем не менее - начинаем!
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun, 1755 - 1842)
Вакханка



Юнона, одалживающая пояс у Венеры


Непререкаемая Добродетель


Паоло Малатеста и Франческа да Римини


Там ситуация была такая: Франческа да Римини реально жила в 1300-е годы. Девушка принадлежала к одному из самых знатных семейств Италии. Папаша посватал её к немолодому и суровому Джакомо Малатеста, которого она напрочь не любила, но зато воспылала чувствами к его младшему брату Паоло. Кончилось там всё плохо: обманутый муж их разоблачил и обоих зарезал. Но зато их трагическая судьба запечатлена в произведениях литературы, живописи, музыки и кино, и в результате Франческа да Римини стала одним из вечных образов в европейской культуре.
Портрет молодой дамы в образе Флоры


Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson, 1767-1824)
Несмотря на имя, начинающееся с «Анн», и в отличие от первого персонажа нашего французского экскурса, этот художник был всё же мужчиной. Дополнительно про него можно сказать, что он был еще и писателем, и поэтом, и переводчиком с античных языков.
Аврора


Психея


На истории Психеи придётся остановиться подробно, тем более, что в этом посте она будет фигурировать ещё трижды, а дальше - ещё больше. Психея была младшей дочерью некоего царя, и была она столь хороша собой, что весь народ восторгался её красотой, сравнивая её с самой Афродитой, причём не в пользу последней. Прослышав про такое, Афродита разгневалась и решила проучить выскочку. У Афродиты был сын Эрот, он же Амур - по части любовных дел он был первым мастером и все «амурные» дела находились в его ведении. Разозлённая Афродита призвала сына, показала ему Психею и сказала - ну-ка, мол, сынок, сделай так, чтоб девка эта воспылала любовью к самому отвратительному в этом мире существу. Амур сказал «ага», а сам, приглядевшись к девушке, решил, что не будет он исполнять мамашин приказ, а сделает по-своему. Внешне - для Афродиты - он, вроде бы, выполнил её условия, натравив на Психею якобы какое-то чудище и заставив влюбиться бедную девчонку в него - а на самом деле в образе чудища выступал сам Амур-Эрос.

Вроде бы у них там всё даже и срослось, но условием Амура было, чтоб Психея ни в коем случае не смотрела ему в лицо - мол, я страшное чудище, и ты разочаруешься, и любви нашей придёт конец. Но Психея не выдержала - как-то Амур, видимо, перебрав амброзии, смачно храпел, и она зажгла свечу, чтобы осветить его лицо - и вдруг вместо анонсированного чудища увидела самого прекрасного юношу на свете - ещё бы, сын самой Афродиты - и бедная Психея так была потрясена, что рука её дрогнула, и воск со свечи капнул на лицо Эроса и обжёг его. Амур, он же Эрос, вскочил с криком «Что за $& твою мать!!!» - и улетел в неведомые дали. На самом деле он полетел к мамке, Афродите-Венере, которая его выхаживала и лечила ему ожог. Бедняжка Психея, сообразив, кто её прессует, всё же пересилила себя и обратилась к Афродите за помощью - мол, возврати мне твоего возлюбленного мною сына - а коварная богиня начала, буквально, над девушкой глумиться - то разбери кучу зерна по сортам, то постриги бешеных овец, а то и вовсе - иди в подземное царство к самому Аиду и попроси у Прозерпины, она же, если что, Персефона - ящик с волшебными притираниями и принеси его мне, тогда ещё, может, я с тобой и буду говорить.

Несчастная Психея вынуждена была с риском для жизни выполнять все немыслимые приказания сумасбродной потенциальной свекрови, но в какой-то момент Амур, он же Эрот, или Эрос оклемался от ожога, разобрался в происходящем, понял, что с его мамашей бесполезно договариваться и рискнул обратиться в самую высшую инстанцию - к Зевсу. Тот, будучи, мягко говоря, не чуждым к разного рода адюльтерным похождениям и приключениям, благосклонно отнёсся к сыну его то ли сестры, то ли даже дочери - в любом случае, близкой родственницы и его любовным переживаниям. Зевс отдельным указом приобщил Психею к сонму богов и дал согласие на брак Амура и Психеи. Так что там всё закончилось максимально хорошо. Уже в новом своём статусе Психея стала представляться в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки, что и изображено на картине Жирорде-Триозона.
Мадемуазель Ланже в образе Венеры


Пигмалион и Галатея


Ну, эта-то история хорошо известна - как скульптор влюбился в изваяние и оживил его своей любовью...

Пьер Нарсис Герен (Pierre-Narcisse Guerin, 1774 - 1833)
Портрет молодой девушки (дочери художника)


Сафо на Левкадской скале


Иллюстрация легенды о любви поэтессы Сафо к юному Фаону.
Запечатлен момент, когда убитая горем Сафо, покинутая Фаоном, сидит на Левкадской скале и задумывается о самоубийстве.

Аврора и Кефал


Иллюстрация к книге 7 «Метаморфоз» Овидия, где рассказывается история Кефала,
в которого влюбилась богиня утренней зари Аврора (Эос), да и похитила его...

Морфей и Ирида


Художник здесь не иллюстрировал какое-либо конкретное мифологическое сказание.
На картине богиня радуги Ирида на облаке спускается к богу сна Морфею.

Луи Эрсан (Louis Hersent, 1777 - 1860)
Пандора в лесном пейзаже


Пандора - первая женщина, она была создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. До этого женский пол был только у богинь. Зевс дал Пандоре ящик, строго запретив его открывать. Любопытная Пандора, конечно же, его открыла, и оттуда разлетелись беды и несчастья, а в ящике осталась только надежда...
Психея


Ну вот, опять Психея. Сейчас воском капнет на беднягу Амура...

Соловей


Две купальщицы


Дафнис и Хлоя


Дафнис и Хлоя - герои пасторального романа Лонга, древнегреческого писателя и поэта предположительно II века нашей эры. В эпоху Возрождения роман был переведен на французский язык. Сюжет стал очень популярным: по его мотивам созданы опера, балет, несколько экранизаций.
Дафнис вынимает занозу из ноги Хлои


Между прочим, Дафнису, по оригинальному тексту, было 15 лет, а Хлое - 13...

Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres, 1780 - 1867)
Большая купальщица


Малая купальщица


Маленькая купальщица


Купальщица


Большая одалиска


Дремлющая одалиска


Одалиска и рабыня


Турецкие бани


Венера Анадиомена


Анадиомена - эпитет богини Афродиты (Венеры), рождающейся из морской пены и выходящей на сушу.

Венера в Пафосе


Отдыхающая Венера


Зевс и Фетида


Про Зевса и Фетиду - здесь.

Юпитер и Антиопa


Про Юпитера (Зевса) и Антиопу - здесь.

Эдип и сфинкс


Эдип освободил Фивы от Сфинкса, разгадав его загадку, за что жители Фив избрали его царём.

Персей и Андромеда


Про Персея и Андромеду - здесь.

Пленённая Анжелика


Анжелика и Руджеро - персонажи «Неистового Роланда», романтической эпической поэмы итальянского поэта Ариосто (1474 - 1533), повествующей о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Их история почти в точности повторяет древнегреческий миф о Персее и Андромеде.
Руджеро, освобождающий Анжелику


Женщина с тремя руками (этюд)


Источник


Жорж Руже (Georges Rouget, 1781 - 1869)
Амур и Психея перед Венерой


Знакомые всё лица...

Александр Шарль Гийемо (Alexandre Charles Guillemot, 1786 - 1831)
Дух колодца


Любовь Акида и Галатеи


Про Галатею и Акида здесь.

Марс и Венера, застигнутые Вулканом


Однажды Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом.
Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Франсуа-Эдуар Пико (Francois Edouard Picot, 1786 - 1868)
Амур и Психея


Опять они!

Леда и лебедь


Про Леду и Зевса, притворившегося лебедем - здесь.

Леда и лебедь


Дама в будуаре


Одалиска


Раймон Монвуазен (Raymond Auguste Quinsac Monvoisin, 1790 - 1870)
Одалиска


Каллироя


Имя Каллироя имели многие персонажи древнегреческой мифологии.
Какую из Каллирой изобразил здесь художник - понять трудно.

Телемах и Евхариса


Телемах - вообще-то сын Одиссея. Но история любви Телемаха и Евхарисы взята не из греческой мифологии,
а из романа французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», написанного в 1699 году.

Теодор Жерико (Jean-Louis-Andre-Theodore Gericault, 1791 - 1824)
Трое любовников


Александр-Жан Дюбуа-Драоне (Alexandre-Jean Dubois-Drahonet, 1791 - 1834)
Обнаженная женщина


Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 - 1875)
Нимфа, играющая с Амуром


Венера подрезает крылья Купидону


Купающаяся Венера


Купающаяся Диана


Юная купальщица, лежащая на траве у пруда


Молодая женщина, лежащая на траве


Молодая женщина среди зелени


Источник


Отдых


Вакханка в пейзаже


Вакханка и леопард


Вакханка у моря


Пробуждение любви


Молитва Магдалины


Портрет женщины


Сидящая полуобнажённая женщина


Сидящий молодой мужчина


Мариэтта


Читающая Мадлен


Туалет


Поль Деларош (Paul Delaroche, или Hippolyte Delaroche, 1797 - 1856)
Молодая девушка у фонтана в Помпеях


Жозеф Дезире Кур (Joseph Desire Court, 1797 - 1865)
Нимфа и бог реки Скамандр


Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 - 1863)
Лежащая одалиска, или женщина с попугаем


Одалиска


Одалиска


Одалиска, лежащая на диване


Обнаженная на диване


Обнаженная девушка и камердинер


Лежащая обнаженная


Лежащая обнаженная


Одалиска у окна


Мадемуазель Роза


Мадемуазель Роза


Мадемуазель Роза со спины


Андромеда


Про Персея и Андромеду - здесь.

Персей и Андромеда


Ромео и Джульетта в склепе Капулетти


Сусанна в купальне


Про Сусанну и старцев - здесь.

Диана и Актеон


Про Диану (Артемиду) и Актеона - здесь.

Спящая вакханка


Аспасия


Аспасия - возлюбленная Перикла, знаменитого греческого оратора и полководца.

Марпесса


Марпесса - внучка Ареса (Марса), дочь царя Евена. Отвергла ухаживания Аполлона, предпочтя ему смертного юношу.

Натчез


Натчез - племя североамериканских индейцев.

Луи Орлеанский, демонстрирующий свою любовницу


«Людовик, герцог Орлеанский ... был великим повесою и любил совращать знатных придворных дам. Переспавши с одною из них, наутро принял он у себя в спальне ее мужа, явившегося засвидетельствовать герцогу свое почтение; накрыв голову дамы простынею, он обнажил все ее тело и, позволив мужу разглядывать и даже трогать его (отнюдь не видя лица), настойчиво спрашивал, нравится ли тому сия прекрасная незнакомка; муж был поражен красотою ее тела; наконец герцог милостиво отпустил его, и бедолага удалился, так и не узнав, что любовался собственною женой»...
(Пьер де Брантом, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи)
Утренний туалет


Купальщицы


Жан Альфонс Роэн (Jean Alphonse Roehn, 1799 - 1864)
Туалет молодой дамы


Пробуждение


Картинами Жана Роэна, родившегося в 1799 году, мы завершаем пятую часть французского обзора, она же первая в новой концепции проекта. В следующей публикации будут уже художники, родившиеся в 1800 году и позже. Увидимся!

К оглавлению

Локальное оглавление по художникам Франции

ню, мифы, обнаженная натура, Франция, искусство, живопись

Previous post Next post
Up