Возвращаясь в Химкинский лес.

Nov 03, 2010 05:29


Альтшулер Борис Львович



5 километров и вся страна: абсурд как норма нашей жизни

Поделюсь впечатлениями о Слушаниях в Общественной палате РФ 16 сентября по проблеме «Химкинского леса», а также скажу, что, по моему мнению, должна сделать Общественная палата по результатам этих, как я полагаю, очень содержательных и информативных Слушаний.


Начну с главного. Почему «абсурд как норма нашей жизни»? Вот ситуация: Москва расширила (работы уже почти закончены) свою часть Ленинградского шоссе до 14 полос - по 7 в каждую строну. А после МКАД - 6 полос, по 3 в каждую сторону. Откуда возник этот тромб, из-за которого многочасовые пробки и из-за которого задыхаются Химки? Потому что Правительство Московской области и Администрация Химкинского района в свое время запродали южную (левую при движении от Москвы) полосу вдоль Ленинградского шоссе различным «Ашанам», «Грандам» и т.п. Достаточно выкупить часть этих площадей в узкой полосе на расстоянии всего 5 километров, т.е. до моста через Октябрьскую ж/д, где поворот на аэропорт Шереметьево. Фактически речь идет о полосе шириной не более 30-40 метров, сносить ничего не придется, за заборами торговых центров, вплотную примыкающих к федеральной трассе «Россия» (той самой, на которой мучительные многочасовые пробки), - практически свободные автостоянки указанных торговых центров. И в этой ситуации предлагается строить дублирующую трассу через Химкинский лес. Этот абсурд достоин занесения в книгу Гиннеса. Платная трасса, дублирующая Ленинградское шоссе, должна начинаться от Международного шоссе, соединяющего «Ленинградку» с Шереметьево, и далее продолжаться по утвержденному маршруту.

О том, что всколыхнувшая всю страну, включая Президента, проблема может быть легко решена простым расширением Ленинградского шоссе на расстоянии 5 километров в районе Химок, говорили на слушаниях Вячеслав Глазычев, Михаил Блинкин, Владимир Захаров. Последний с удивлением отметил, что в числе представленных чиновниками участникам слушаний вариантов прокладки дороги отсутствует самый простой - расширение существующей трассы («Это очевидный вариант, но он отсутствует. Мне кажется, это странно»). А между тем вариант этот и самый быстрый (трассу можно расширить за несколько месяцев, максимум полгода) и самый дешевый. Может быть, именно поэтому чиновники его даже не рассматривают.

Что касается экологии самих Химок, которые действительно задыхаются (об этом очень эмоционально и со знанием дела говорили некоторые выступающие), то ее улучшения можно добиться не только увеличением пропускной способности Ленинградского шоссе, но и введением в строй его дублера местного значения - почти готовой дороги, соединяющей Куркино с МКАД через Путилково. И опять странности: уже давно построены развязка выезда с этой дороги на МКАД и эстакада съезда на Новокуркинское шоссе, построена и почти вся дорога. Однако полтора года назад это строительство было заморожено, въезд на эту дорогу перекрыт бетонными блоками, жители Куркино (их около 70 тысяч) могут попасть в Москву только по Ленинградскому шоссе, простаивая часами в пробках и отравляя жителей Химок выхлопными газами.

Есть во все этой истории много странностей, которые старательно обходят молчанием сторонники прокладки трассы через Химкинский лес. Самое естественное им объяснение, а это тоже говорилось на слушаниях, состоит с том, что трасса - это лишь первый шаг, лишь предлог для полного захвата территории Химкинского леса для коммерческого ее использования, причем захвата за бесценок (кадастровая стоимость гектара этого леса - 4310 рублей, рыночная в 10-15 тысяч раз больше). Во всяком случае, Евгения Чирикова сообщила на слушаниях, что в «Схеме территориального планирования Московской области», утвержденной Правительством области несколько лет назад, на месте Химкинского леса обозначена зона урбанизации. Кроме того, согласно официальной документации, планируется расплата с инвесторами именно участками леса. Так что все разговоры (такие тоже звучали на слушаниях), что прокладка трассы через лес «спасет лес и улучшит экологию» - или детский лепет, или лукавство. Россия - не Финляндия, где интересы бизнеса и личные интересы чиновников жестко подчинены закону и интересам общества (в «Новой газете» от 13.08.2010 в статье «Финские Химки» о трассе Турку-Муурла наглядно описано, как аккуратно в Финляндии прокладываются дороги через леса). У нас же пока, к сожалению, всё наоборот. Злые языки говорят, что все транспортные проблемы Химок и доступа в Шереметьево создаются искусственно с единственной целью заострить проблему и протолкнуть вариант трассы через столь желанный Химкинский лес.

Ставился на Слушаниях и вопрос о том, что «лесная» трасса на Бусиновской развязке упирается в МКАД (и сегодня крайне перегруженную), а строительство ее продолжения в Москве - так называемой «Северной Рокады» еще даже не планировалось и не просчитывалось. А в Москве строить, очевидно, сложнее, чем в Подмосковье. А лес уже начали рубить!

И, конечно, обсуждался вопрос о законности решения о прокладки трассы через Химкинский лес. Елена Панфилова («Трансперенси интернейшнл - Р») сообщила, что располагает оригиналами противоречащих друг другу документов и что соответствующие запросы в Генеральную прокуратуру остаются без ответа. Выступавший сразу после Панфиловой Министр транспорта РФ Игорь Левитин, наверно, раз десять с убежденностью повторил, что все было абсолютно законно. Было очень странно и, признаюсь, даже страшно наблюдать, как он в упор проигнорировал информацию предыдущего докладчика.

Разумеется, пренебрежение элементарными нуждам населения в угоду неким корыстным интересам имеет место не только в Химкинском районе (поминалась на слушаниях недобрым словом и знаменитая химкинская свалка, отравляющая город и угрожающая из-за обилия птиц безопасности полетов). То же самое происходит по всей стране, включая Москву. О безысходных московских пробках тоже говорилось на слушаниях. Приведу один пример для наглядности: у метро Теплый Стан вечная бесконечная пробка. Три года назад там снесли рыночек и возникла возможность решить проблему - расширить выезд с Профсоюзной улицы в Ясенево. Однако неожиданно для всех на месте рынка вырос гигантский «Принц-Плаза», а десятки тысяч москвичей продолжают мучиться в этой пробке. Кто принимал это в прямом смысле слова антинародное решение о строительстве на освободившейся площади торгового центра? Какова было процедура? Где общественность, интересы которой оказались столь цинично ущемлены? Опять абсурд, как норма нашей жизни.

Я полагаю, что задача Общественной палаты РФ - найти ответы на эти непростые вопросы. А главное - разработать и предложить эффективный механизм общественного контроля, участия в принятии градостроительных решений общественности, по настоящему независимой от исполнительной власти. В ноябре Госдума планирует рассмотреть во втором чтении новую редакцию Градостроительного кодекса, и Общественная палата РФ не должна остаться в стороне от этого процесса. В этой связи не лишне отметить, что в международном консорциуме, выигравшем тендер на строительство упомянутой автострады Турку-Муурла, первым пунктом числится французская фирма по связям с общественностью. А в случае «Химок» президент Российско-французской торгово-промышленной палаты (CCIFR) Эмманюэль Киде на днях обратился к Президенту России с просьбой не отменять строительство трассы через Химкинский лес. Вот и спрашивается, почему с финнами обращаются, как с людьми, а с нами, как с быдлом? Убежден, что найти ответ на этот вопрос и предложить рецепты по исправлению этой вековой ситуации - главная стратегическая задача Общественной палаты Российской Федерации.

И более конкретное предложение - по «химкинской» проблеме. Мне кажется, что будет правильно и разумно, если Общественная палата Российской Федерации изучит и рекомендует в качестве простейшего решающего проблему варианта расширение Ленинградского шоссе на протяжении 5 километров от МКАД до поворота на Шереметьево. А также обратится к Генеральному прокурору РФ и в Следственный комитет при прокуратуре РФ с просьбой провести проверку законности продажи полосы вдоль Ленинградского шоссе коммерческим структурам.

Общественная палата, Химкинский лес

Previous post Next post
Up