Пушки в воде не тонут

Jan 02, 2025 20:59


Заготовил на Новый год пачку чтива и что-то пока одно разочарование.

«Авиатор» Евгения Водолазкина - искусный, но при этом безжизненный картонный спектакль. Живых людей в нем не чувствуешь, как закончить роман автор так и не придумал. Умилило стремление автора поставить и Богу свечку, и чёрту кочергу. Поэтому, хотя в романе и уделено немало места пыткам в исполнении чекистов и ужасам Соловецкого лагеря, тут же автор, попугавшись обидеть государственных людей, свел всё объяснение репрессий, что общество само хотело террора и вообще никто не виноват, просто так вышло, потому отставной палач обычный человек и никакой обиды на него у жертв нет. А на нет и суда нет.



Алексей Лобин «Пушки Смуты». Давно не встречал такой научной халтуры. Соблазнился в «Букинисте» наличием в сей книге главы о пушке «царя всех медведей». Да и тема то интересная.  Но по факту имеем механическое соединение в один текст отдельных публикаций автора, которые частично к Смуте отношения не имеют, так что многое в собственно заявленной теме автором вообще не рассматривается. В книге всего одна глава, названная «Пушки Великой Смуты», страницы аж 100-104, вместила все бои с применением пушек между Годуновым и Лжедмитрием, а потом производство пушек при Лжедмитрии и состояние его артиллерии в 1604-1606 годах. Зато для раздувания объема в книгу добавлено столько воды, что хватило бы под эскадру дредноутов. Но и с водой объем «книги» вышел настолько мизерным, что впарить покупателям ее было б трудно. И тогда автор вспомнил свою студенческую юность и волшебную копипасту. В итоге книгу дочитывал исключительно на азарте в поиске повторов и на ностальгии по проверке студенческих курсовых.

Автор большей частью все же пересказывает одно и то же разными словами - привычка обходить «антиплагиат» чувствуется. К примеру описание пушки «Василиск» и ее боевого пути  украшает собой книгу на странице 14-15 и потом повторено на «бис» на странице 163-164 другими словами и с добавлением. При этом автор просто интригует читателя «Самое интересное, это орудие мастера Иеронима Витали из Кремоны сейчас находится ... (драматическая пауза в тексте - catofoldmemory) в Московском Кремле». Спасибо, автор! Читатель, разумеется, напрочь забыл этот факт с 15 страницы, пока дочитывал до 164. Книгу завершает «Справочник русских орудий», где автор еще раз повторяет описания, которые даны в тексте - ничего что «царь-пушке» и ее описанию уделена целая глава, повторы никогда не вредят, а полстранички текста есть! Удивительно, что в третий раз не повторил описание «Василиска», есть всё таки совесть у человека. Хотя мог просто забыть и исправит в новом издании это упущение.

Но иногда автор уставал. Потому, к примеру, 14 строк со страницы 88 дословно повторяются на странице 90. Читатель тупой, не заметит. Иногда повторы идут просто друг под другом - на с.190 «Ближе к дульному срезу справа расположено литое изображение сидящего на троне царя Ахиллеса. Запал расположен в квадратной раковине с крышкой. На стволе орудия (дульная часть) имеется изображение героя древнегреческих мифов - Ахилла (Ахиллеса)». Повторение - не только мать учения, но и лучшая помощница автора)

Особо, конечно, надо отметить верстку книги - с большими белыми простынями на страницах. Главка о «пушке царя всех медведей» занимает четыре страницы - так одна страница из этих четырех это просто белый фон - на странице 182 4,4 сантиметра пустого пространства между заголовком и текстом, зато на странице 185 всего 8 строк. Раздувать объем так раздувать - максимально нагло) И все равно книга всего 240 страниц. Ну хоть повеселила.

А про пушку «царя всех медведей» больше информации нашлось в интернете https://dzen.ru/a/YLon6Ly_QklO_0gV

Но всё же главное разочарование - это «Семь смертей Эвелины Хардкасл» Стюарта Тёртона. Специально отложил именно ее под елочку покайфовать. Уж как этот роман расхвален, как подан примером увлекательного и умного текста с невероятными интригами расследования. Идея действительно хороша, но содрана, пардон, с компьютерных квестов. Расследующий убийство человек перемещается между сознаниями восемью свидетелей и участников загадочных происшествий. Так что может не только взглянуть на одно и то же событие через призму личности нового носителя (а взгляд юриста отличается от взгляда врача и т.д., кто-то из носителей прекрасно разбирается в психологии, а кто-то лучше замечает мелочи, кто-то труслив и осторожен, кто-то храбр и т.д.), но и получить нужные сведения от других, используя разное отношение источника знаний к текущим носителям сыщика. Старому другу больше расскажут о прошлом, зато другой вариант носителя успешней припугнет не желающего говорить. Кого-то из носителей все любят, одного все дружно ненавидят. Так как все события происходят в рамках одного дня (хотя у сыщика цикл расследования восемь дней и каждый из них он в новом теле-сознании) то носители сыщика могут еще и координировать свои усилия и общаться напрямую и записками. Единственно прикольный момент романа связан как раз с таким общением - сыщик, шантажируя камердинера, придумывает предложить тому взять из-под подушки письмо, доказывающее, что сыщику известна его тайна. Камердинер находит письмо и вынужден выполнить приказ сыщика - но зато последнему теперь в другом носителе надо в будущем узнать эту тайну и направить письмо на помощь себе-прошлому.

Такая схема расследования была бы интересна, однако ж обернулась пшиком. Компьютерно-квестовое по сути происхождение губит книгу изначально. Почему именно восемь попыток и восемь личностей в романе обосновано очень слабо. Отсюда и нелепость разгадки происходящего, как расследователь вообще оказался в этом деле, кто и зачем организовал столь странное действие. Автору приходится вводить натяжку за натяжкой, чтобы хоть как то обосновать связность и логичность происходящего. Но сие не выходит, потому как в целом замысел оказывается откровенно глупым.

Самый вопиющий пример - книга открывается приглашением в особняк Блэкхит, где перечислены гости и их профессия. И там значится местный констебль. Однако когда происходит убийство (пока еще не Эвелины) и запускается сюжет - то и гости, и хозяева особняка забывают, что среди них профессиональный полицейский, к тому же, как выясняется ближе к финалу, опытный именно в расследовании убийств. Но ни главный герой книги, ни все те, с кем он общается в разных обличьях, совершенно не вспоминают о полицейском (с которым многие бухали накануне вечером и вообще давно дружны), хотя по походу действия криминала полно.  Зато потом полицейский оказывается как раз одним из носителей главного героя  - и по хитрой задумке автора он был в чулане. В чулане! Хитрое объяснение, почему про него все поголовно забыли, пока он сам не вылез.

Для полноты счастья автор постоянно сам путается сколько гостей и их слуг в двухэтажном особняке. Оттого герой то часами бегает по пустому дому, никем не замечаемый, то не может протиснутся сквозь толпы бродящих туда-сюда анонимных гостей. Умиляет, что с разными носителями сыщик все равно общается  с одним и тем же узким кругом людей, все же прочие гости анонимны и лишь фон для бредового действа.

Финал свидетельствует, что автор не только фанат компьютерных квестов, но также смотрел модные фантастические фильмы.

Что в этой мути нашли хорошего критики - совершенно непонятно. Разный взгляд на происходящее, когда герой в теле носителя с другим опытом? Мильен раз было в компьютерных игрушках, травник распознает траву, перс с прокаченным скиллом «рудокопа» определит руду и т.д.  Всего восемь дней и восемь попыток, после чего герой теряет память и начинает сначала? Обычное дело в квестах, чтобы не превращать их в бесконечное путешествие и обеспечить динамизм действия. Рояли в кустах? Мильен раз везде и всюду. Напарник в прохождении, который обманывает и предает? Ну как свежо и ново то! Никогда такого не было в литературе.

В итоге теперь на закусь из стопки остается заветное - «Все моря мира» Гая Кея, одного из любимых писателей. И если уж и Кей подведет, то останется лишь убиться об стенку.

Previous post Next post
Up