Год из жизни полярной станции в Арктике (часть 1)

Jan 14, 2010 12:19

Некоторые считают архивные документы скучными бумажками - конечно, не чьи-то письма, дневники или царские грамоты, а обычные стенограммы всяких заседаний, копии приказов и распоряжений, и тому подобное. Но они ошибаются, иногда между строк в таких "обычных" документах можно прочесть о весьма интересных и даже захватывающих событиях) Сначала - предыстория.

Один из моих прадедов, человек крайне энергичный и увлекающийся, успел повоевать в Первой Мировой, в гражданской, и в Великой Отечественной. Помните Гусева из "Аэлиты"? Ну, так это практически про него. В промежутке между войнами, в середине 30-х годов, он в течение некоторого времени работал начальником полярной станции "Мыс Шалаурова" на острове Большой Ляховский (примерно там, где в свое время искали Землю Санникова). Такие станции занимались гидрометеорологическими и геофизическими исследованиями, в навигацию передавали информацию о погоде и состоянии льда, поддерживали радиосвязь и давали пеленги штурманам. Вот что они из себя представляли:

Один или несколько жилых домов вмещают радиорубку и метеокабинет, неподалеку обычно ставят баню, дизельную ("механку"), склады, гараж. В далекие легендарные годы на территории станции непременно ставился и собачник (или собачьи будки) для ездовых собак, кое-где обустраивали и сарай для содержания скота. Источником энергии поначалу служили аккумуляторные батареи постоянного тока. Помещения отапливали дровами и углем. В конце 30-х годов появились первые ветроэлектрические агрегаты, а в 60-70-х годах энергоснабжение станций перевели на дизель-электрические агрегаты. Штат полярной станции - начальник, один-два метеоролога, гидролог, от двух до четырех радистов, повар, механик (в первые годы - служитель, вычислитель или каюр). На крупных станциях к тому же работали врачи, аэрологи, актинометристы, магнитологи, специалисты по атмосферному электричеству, радиоволнам, биологи, геологи и экипажи легких самолетов.


В конце 20-х-начале 30-х годов Главсевморпуть строил целую сеть таких станций, народу требовалось много, самых разных профессий. И конечно, люди первой половины XX века отличались от нынешних, были энтузиастами и мечтали в ближайшем будущем все обустроить так, что "на Марсе будут яблони цвести". Поэтому желающих поучаствовать было много, а имеющих нужные знания - мало, но зато они обладали большим жизненным опытом. Для них в Москве открыли специальные курсы начальников полярных станций. Для этой категории людей не требовалось специального образования, но необходима была как раз энергия, выдержка, умение руководить коллективом, и мой прадед оказался в их числе.

В его бумагах я обнаружила массу интересного, и среди прочего - "Книгу приказов полярной станции "Мыс Шалаурова".



Казалось бы - ну что такого необыкновенного в копиях каких-то там приказов? А в них отражена вся жизнь этой затерянной в снегах исследовательской станции. Будни, происшествия, и даже практически детективная история. Для удобства я буду давать здесь расшифровку записи и ниже для любопытных- оригинал. Полагаю, в комментах необходимости практически нет, исходные тексты говорят сам за себя.

Приказ № 1
по Полярной станции Мыс Шалаурова острова Бол.Ляховского ГУСМП при СНК СССР 28 сентября 193.. г.

§1
Прибывших на п/ст Шалаурова 16 сентября 193.. г. тт. зачислить на все виды довольствия.

§2
Оставшуюся зимовать на п/ст экспедицию гидрографии в числе 5 человек зачислить на продуктовое довольствие с 16 сентября с.г. с передачей всех продуктов станции по нормативам полученных ими для зимовки.

§3
Настоящим приказом объявляю правила внутреннего распорядка п/ст Шалаурова которые вводятся в обязательном порядке для всех работников станции с 1 октября 193.. г.:
Первое. Подъем всех сотрудников производится 8 часов утра.
Второе. Между 8 и 9 часами физзарядка (легкие движения, лыжи, бег, прогулка на воздухе)
Третье. Завтрак с 9 часов до 10, не больше.

Четвертое Рабочее время с 10 до 14 часов.
Пятое. Обеденное время с 14 до 15 часов.
Шестое. Отдых с 15 ч. до 16:30.
Седьмое Вечерний чай с 16:30 до 17 час.
Восьмое. Рабочее время с 17 до 20 часов.
Девятое. Ужин с 20 до 21 часа.
Десятое. Занятия в кружках с 21 до 23 часов.
Одиннадцатое. Свободное время с 23-24 час.
Двенадцатое. Обязательный сон 00 часов.
Примечания: Лица несущие вахту по радиопередаче и метеослужбе обязаны в самом строгом порядке соблюдать уставновленные для этого сроки инструкцией ГУСМП.

§4. На основании существующего положения о Полярных станциях, весь личный состав обязан во всех служебных и жилых помещениях соблюдать безусловную чистоту. Кроме ежедневной уборки жилых помещений, устанавливаю как правило, чтобы каждый из сотрудников не реже одного раза в 5дневку:
а) производил мытье полов; б) ежедневно проветривать ... (неразб.); в) выколачивать и проветривать остальные вещи; г) не менее одного раза в декаду готовить баню для всех сотрудников. Причем колка дров, носка воды производится самими сотрудниками станции в порядке очереди. По окончании бани, на второй день разрешается стирка белья самими сотрудниками.

§5. Вменяю в обязанности служителя станции т. Ф.: топить печи, заправлять лампы, носить воду, производить уборку общественных мест (кают-компания, уборная и коридоры). Полы означенных помещений подметаются не менее двух раз в день.

§6. Предупреждаю всех сотрудников станции, что всякая отлучка со станции допускается лишь только с моим разрешением. За самовольный уход буду назначать дисциплинарные взыскания.

§7. Лица нарушившие правила внутреннего распорядка и настоящий приказ будут рассматриваться как нарушившие договор заключенный с ГУСМП и будут привлекаться к ответственности. Примечание: настоящие Правила распространяются также и на работников экспедиции Управления Гидрографии.

§8. При максимальном внимании и дружной работе всех работников станции, возложенные на нас задачи как по научной работе, так и по обслуживанию морской и воздушной трасс метеосводками и радиопередачей будут выполнены с честью.

Начальник п/ст Мыс Шалаурова






Такой вот распорядок. Условия жизни на Большом Ляховском и без того всегда были суровыми: сам остров - пустынный, с однообразным низменным рельефом и изредка встречающимися скальными образованиями, температуры зимой - ниже -30°, растительности почти нет, количество световых часов с сентября по февраль в среднем не превышает часа-получаса в сутки. Кроме станции "Мыс Шалаурова" на Б.Ляховском была еще одна - "Кигилях", и небольшой охотничий поселок Дымный. Чтобы добраться из одного пункта до другого, приходилось преодолевать десятки километров по сугробам и льду на собачьих упряжках. Подобные трудности и практически полная изолированность, конечно же, влияли и на жизнь и взаимоотношения внутри самого коллектива зимовщиков.

продолжение следует.

старые документы, полярники, архив, история

Next post
Up