6 июля 1962 года в форте Иври расстреляли командира отряда Дельта, Роже Дегельдра. Дельта (название дано по первой букве фамилии командира) был боевой группой ОАС. Точная численность ее неизвестна. Все помнят картину расстрела Овода в одноименном романе? Примерно то же произошло с Дегельдром. При первом залпе только одна пуля из 11 (одна винтовка традиционна была заряжена холостыми) попала в цель. Командующий расстрелом был вынужден добивать приговоренного из револьвера, причем делал это крайне неловко, а тут еще осечка за осечкой… Только 6 выстрел оказался смертельным. Агония осужденного длилась 11 минут.
В русском Интернете мне приходилось читать разные версии насчет Дегельдра. И что он был эссесовцом во время войны, и что его женой была дочь генерала Массю. Все это выдумки. Дегельдр родился в 1925 году в Лувруале, неподалеку от бельгийской границу. Отец его был железнодорожником, мать домохозяйкой. В 1940 году семья переселилась на юг Франции, поскольку не хотела жить под немцами. Роже вернулся на север в 17 лет, в 1942. Он вернулся, чтобы сражаться с фашистами в партизанском отряде. В 1945 в составе 10 моторизованной дивизии участвовал в Кольмарской операции. А потом поступил в Иностранный Легион под именем швейцарского гражданина (знали бы швейцарцы сколько их «сограждан» числятся в ИЛ!) Роже Легельдра. Сержан пишет о первом браке Дегельдра, когда Роже женился по настоянию родителей, но не жил с женой ни дня, тут же уехал. Может, в этом дело? Воевал в Индокитае, где получил унтер-офицерские нашивки за спасение командира. В 1955 году вернул себе настоящую фамилию. Примерно в это время он перешел из 1 кавалерийского полка ИЛ в 1 парашютный, офицерское звание он получил уже в этом полку. Обычно офицеров, выслужившихся из солдат, переводили в другие полки.Интересно, что Дегельдра оставили. Он активно участвовал в войне в Алжире: битва за Алжир, многочисленные операции в горах. В декабре 1960 года он дезертировал. В 1961 году Дегельдр основал и возглавил отряд Дельта.
7 апреля 1962 года Роже арестовали в многоэтажке на бульваре Тельми в городе Алжир. Жан-Клод Перес, который был в тот момент с ним, рассказал подробности. Члены ОАС собрались, чтоб обсудить кое-какие вопросы. Увидев, что к их дому подъезжают машины, которые не наигрывают гудками «Al-gé-rie fran-çaise», заговорщики, поняли, что это полиция. Они успели уничтожить документы, хозяйки квартиры, Эдме и Анни, включили погромче музыку. 5 человек спрятались в квартире за фальшивой перегородкой, сестры надели домашние платья и притворились, что заняты уборкой. Роже прятаться отказался. Он надеялся успеть выйти из здания пока не началась проверка, но у дверей подъезда был арестован. Роже не сказал откуда он шел. К счастью, маскировка обманула полицейских. Они явно ожидали, что в конспиративной квартире будет тихо и темно. А тут - громкая музыка и девицы в неглиже.
Судили Дегельдра 28 июня 1962 года.
Вот здесь можно увидеть хронику этого события, но обвиняемого там нет, увы:
http://www.ina.fr/video/CAF94073351http://www.ina.fr/video/CAF90005883 Надежды на хотя бы тюремное заключение не было. Правительство было крайне серьезно озабочено действиями ОАС. А за Дегельдром числились не только убийства комиссара Гавури и военно-морского атташе Фокса, но и акции против мирного населения, например, расстрел 6 представителей Центра социального обеспечения, в том числе известного писателя Мулуда Ферауна, чей дневник я как-то цитировала (
http://catherine-catty.livejournal.com/430417.html). Дегельдр, не надеясь на успех, отказался отвечать на вопросы президента суда. После вынесения смертного приговора, лейтенант встал, крикнул «Да здравствует Франция», снял офицерские нашивки и отдал награды жене Николь, дочери генерала Поля Гарди. Орден Почетного Легиона, военная медаль, военный крест…
6 июля 1962 год в 3 часа утра Дегельдра разбудили. Он молча встал, надел форму и зеленый берет легионера-парашютиста и сказал своим адвокатам: «Прошу передать моим товарищам-офицерам, что я горд тем, что дошел до конца и умер, сдержав клятву, которую все офицеры давали хотя бы однажды: никогда не отдавать Алжира ФНО. Я скоро буду со своим командиром, полковником Жанпьером, который погиб на командном посту и который всегда был для меня примером. Скажите генералам Салану и Жуо, что я был горд служить под их началом».
Могила Дегельдра в Версале.
Жан-Пакс Мефре, который летом 1962 года сам сидел в тюрьме в Руане, написал о расстреле Дегельдра песню.
Click to view
Dans le quartier des activistes,
derrière une porte de fer,
un officier parachutiste
vient de coiffer son béret vert.
Je ne vous garde pas rancune, je vous plains.
Les mots écorches les tympans
du triste général procureur
tandis que le fier Lieutenant
se prépare au baroud d'honneur.
Prêtre, gardiens et avocats
admirent avec un grand mutisme
la bravoure du noble soldat
qui part victime de son civisme.
Je ne vous garde pas rancune, je vous plains.
Douze fusils le dévisagent
mais ses yeux plus durs que l'acier
fixent déjà une autre image.
Il ne voit pas ses meurtriers.
En entonnat la Marseillaise,
il lève la tête et sourit
aux onze balles toutes françaises
qui luttent pour lui ôter la vie.
Il meurt au sixième coup de grâce.
En observant ce corps cassé,
le procureur au teint de glace
entend la voix lui murmurer :
"Je ne vous garde pas rancune, je vous plains".
La cour militaire d'injustice,
le 6 juillet 62,
a donné ordre à sa milice
d'assassiner ce valeureux.
В отделении для экстремистов
За железной дверью
Офицер-парашютист
Надел зеленый берет.
Я не таю на вас злобы, мне вас жаль (Слова, сказанные Дегельдром на суде. -К-К).
Эти слова звучали в ушах
Грустного генерального прокурора
В то время как гордый лейтенант
Готовился к своему последнему бою.
Священник, охранники и адвокат
Молча восхищались
Храбростью этого благородного солдата,
Который стал жертвой своей гражданской позиции.
Я не таю на вас злобы, мне вас жаль.
Двенадцать винтовок смотрят ему в лицо,
Но глаза его, что тверже стали,
Видят другую картину (В кармане куртки Дегельдра была фотография его сына, которого он ни разу не видел. - К-К),
Он не видит своих убийц.
Напевая Марсельезу,
Он поднял голову и улыбнулся
11 французским пулям, (одна винтовка традиционно заряжалась холостым патроном, чтобы солдаты не знали, кто именно убил приговореного к смерти)
Которые боролись за то, чтобы отнять его жизнь.
Он умер лишь после 6 контрольного выстрела
И, глядя на изломанное тело,
Побледневший прокурор
Услышал шепот:
Я не таю на вас злобы, мне вас жаль.
Несправедливый военный трибунал (здесь игра слов, но перевести ее не могу. -К-К)
6 июля 1962 года
Дал приказ своим приспешникам
Убить этого храбреца.
Фотографии с сайтов:
http://www.henri-pouillot.fr/spip.php?rubrique77 (там же можно посмотреть на церемонии, проводимые на могиле Дегельдра) и
http://tenes.info.