Господа офицеры, голубые князья?

Nov 11, 2012 16:01

Капитан Шарль Луи (3 Тайский батальон) после падения Дьенбьенфу, как и почти все его товарищи, оказался в лагере для военнопленных. Однажды его отправили в наряд на кухню, в компании солдата Вьетминя и двух PIM`ов (вьетнамских солдат, оказавшихся у французов в плену). Задание ему дали следующее: разделать свинью, мясо которой потом будет поделено: половина - тюремщикам (30 человек), половина - узникам (280). К счастью, Шарль был сыном лотарингского крестьянина и прекрасно умел разделывать туши.

Лагерь № 42.



«Начальник кашеваров следил за мной, заинтригованный, сверля меня взглядом как Медуза Горгона. В одну кастрюлю - мясо и сало, порезанные кубиками, в другую - кости, чтоб сварить суп. Через полчаса я закончил и был этим немало горд. Увы, к несчастью не все предназначалось нам. Филе и мозги уходили в ином направлении. Иначе это было бы слишком хорошо.
Я не успел еще помыть грязные руки, как начальник привел командира конвоя. По забавной мимике первого, я понял, что сейчас окажусь на скамье подсудимых. Без лишних слов командир конвоя обрушился на меня:
- Вы и вправду офицер? Где вы овладели профессией мясника? Я был уверен, что вы из интендантов.
Я улыбнулся и не смог отказать себе в удовольствии ответить ему: мое происхождение и то, как я провел детство, объясняли все, ничего удивительного не было в том, что я умел владеть ножом. Этот случай был слишком хорош, чтобы его можно было упустить и я наконец высказал то, что долго было у меня на сердце.
- Вы думаете, что французские офицеры все сплошь сыновья аристократов, неспособные сделать что-то своими руками, вы убеждены, что я представляю собой исключительный случай. Это неверно, это не может быть верным. Среди нас есть сыновья крестьян, рабочих, мелких чиновников, и, если завтра мы вынуждены будем снять форму, мы сможем найти другую работу.

Это было сильнее меня, я разгорячился и потерял чувство меры. Я замолчал.
Командир конвоя, пораженный, но не убежденный, слушал меня со скептическим видом, качая головой, и, наконец, положил финал нашей беседе:
- Это не мешает вам быть наемником на жаловании американских капиталистов.»
(P. Journoud, H. Tertrais "Paroles de Dien Bien Phu. Les survivant témoignent.")

Очень понравилась мне эта история.

Кажется, начинается индокитайский период.

Война в Индокитае

Previous post Next post
Up