Романтический герой в развевающейся рубахе или Немного о правилах приличия

Jan 06, 2011 16:32

Когда мне было лет 10-12, я запоем читала романы Фенимора Купера. Ну, кто в детстве не увлекался книгами про индейцев?! Интересно, что из пенталогии про Кожаного чулка сейчас я не помню ни слова, за одним исключением. Это эпизод из «Пионеров». Уж больно поразил он мое детское воображение. Суть в том, что молодой человек, охотник, был ранен и ему нужно рану перевязать.

«Эти слова прекратили обмен комплиментами, и врач наконец поглядел на своего пациента. Во время их разговора молодой охотник успел сбросить куртку и остался в простой светлой рубашке, очевидно сшитой совсем недавно. Он уже поднес руку к пуговицам, собираясь снять и ее, но вдруг остановился и взглянул на Элизабет, которая по-прежнему смотрела на него сочувственным взглядом. От волнения она даже не заметила, что он начал раздеваться. Щеки юноши слегка порозовели.
- Боюсь, что вид крови может испугать мисс Темпл. Мне лучше уйти для перевязки в другую комнату.
… В эту минуту Элизабет, которую слова незнакомца заставили очнуться от задумчивости и густо покраснеть, поманила за собой молоденькую горничную в поспешно вышла из комнаты, как приличествовало благовоспитанной девице.»

Можно было бы подумать, что охотник заботится о том, как бы молодая леди не грохнулась в обморок при виде крови, если бы потом не был приведен следующий разговор героев:
- "Джентльмен"? - повторил Ричард. - Это тебя в пансионе, Элизабет, научили называть таких мужланов джентльменами?
- Каждый человек джентльмен, если он относится к женщине с уважением и вниманием, - быстро и несколько насмешливо ответила девушка.
- Вот ему и награда за то, что он постеснялся снять рубашку перед хозяйкой дома! - воскликнул Ричард, подмигивая мосье Лекуа…»

То, что мужчине было неприлично раздеться по пояс перед дамой, было для меня, ребенка XX века, новостью. Тем не менее, все так. Роман написан в первой половине XIX века, действие происходит в 1730-х и в нем отражена ситуация, имеющая место в XVIII- начале XIX вв. (За более поздний период не скажу, не моя эпоха.): мужчинам не пристало ходить не только с голой грудью, но и с голой шеей. Собственно, раздеваться в присутствии других людей также было неприлично. 2 века назад сильный пол при дамах не мог снять кафтана или мундира. Только в сугубо мужской кампании можно было разоблачиться до камзола или жилета. Но не более. Рубашка - это НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ. У Купера герой куртку снял, но сделаем скидку на Дикий Запад. В связи с этим меня всегда очень забавляют некоторые эпизоды в романах или фильмах.

Вот например, жутко романтический герой. Саша Белов (Жигунов) в "Гардемарины, вперед!"


Проблема в том, что реального человека XVIII века от такого зрелища мог и удар хватить.

"Таунсенд быстро обернулась. Иссиня-черная лошадь скакала к ним по окаймленной деревьями дорожке вдоль противоположного берега ручья. Таунсенд похолодела, узнав во всаднике Яна Монкрифа. Он заметил ее в тот же самый момент, потому что вдруг направил коня через ручей и поспешил через луг к ним.
- Боюсь, это мой муж, - призналась Таунсенд. - О, он, кажется, сердится? Извините. Наверное, мне лучше уйти.
- Господи, нет! Я бы ни за что не хотела пропустить эту сцену!
Таунсенд уставилась на нее, а Монкриф в этот момент резко осадил лошадь около них, забрызгав грязью подолы их юбок.
Растрепанный, в одной рубашке, Ян спешился. Таунсенд уже было приняла горделивую позу, но, к ее удивлению, он молча устремился мимо нее. Не веря своим глазам, она взирала на Яна, склонившегося в низком поклоне перед ее собеседницей." (Элен Таннер Марш Загадочный супруг.)

Зашибись, как достоверно! Особенно, если учесть, что "собеседница" - это французская королева. Нет, но в принципе и сейчас никто не запрещает в резиденцию президента в плавках припереться. Но как на это люди посмотрят? И впустит ли охрана? А то ведь - под белы руки да в желтый дом.

Практически на всех портретах конца XVIII - начала XIX мы видим, что мужчины укутаны галстуками до подбородка. Исключения есть. Это дети.

Великий князь Александр Павлович. 1787. Левицкий. Третьяковка.



Кстати, а вот мальчик повзрослел. Чувствуете разницу?

Великий князь Александр Павлович. 1790-е.



Творческие личности (Артисты, что с них взять!)

Волков Ф.Г. 1763. Лосенко. Русский музей.



Персонажи в домашней обстановке.

Демидов П.А. 1773. Левицкий. Третьяковка.


Ко всему прочему этот тип слыл «чудиком».

Либо люди в экстраординарных обстоятельствах.

Сен-Жюст. 1794. Эстамп. Версаль.


Эстамп с рисунка, сделанного в ночь с 9 на 10 термидора, когда Сен-Жюст был арестован и ждал казни. Обычно он ходил в несколько ином виде.

Сен-Жюст. 1793. Давид



Вспомним, что писал Ф.Ф. Вигель: «В особенности отец мой, коего заметил и полюбил он еще с детства, отличался совершенно-девственной чистотой. Пылкий, смелый, отважный, он, однако же, и в старости готов был краснеть от всякого нескромного, неблагопристойного изречения, коими изобилует солдатский язык и коих употребления сам он вовсе не знал. Стройный, статный, благообразный, он, без крайней необходимости, даже перед слугою не обнажал груди или плеча.» (Вигель Ф.Ф. Записки)

В "Женитьбе Фигаро" графиня восклицает, обращаясь к Керубино: "Это мой муж! Боже милосердный! (Керубино, который тоже встает.)Вы без плаща, с голыми руками и голой шеей, наедине со мной, в таком виде, а тут еще анонимное письмо, его ревность!…" (За наводку спасибо janatmutton)

Безусловно, были личности, которые плевать хотели на приличия. Потемкин, к примеру, обожал шокировать посетителей.
«Мне было тогда восемь лет, и я очень испугался, когда он вдруг поднял меня могучими своими руками. Он был огромного роста. Как теперь его вижу одетого в широкий шлафрок, с голою грудью, поросшею волосами». (Е.Н.Голицын)
«Когда, бывало, видишь его небрежно лежащего на софе, с распущенными волосами, в халате или шубе, в шальварах, с туфлями на босу ногу, с открытой шеей, то невольно воображаешь себя перед каким-нибудь турецким или персидским пашою; но так как все смотрели на него как на раздавателя всяких милостей, то и привыкли подчиняться его странным прихотям.» (Сегюр Записки)

Тем не менее, на портретах Григорий Александрович изображен вполне в духе эпохи.

Потемкин-Таврический Г.А. Конец XVIII в. Неизвестный художник по оригиналу Лампи. Рыбинск.



Иной раз отступление от правил приличия приводило к скандалу и могло стоить карьеры.

«Корсаков был однажды приглашен, вместе с прочими гвардейскими офицерами, в Зимний дворец на обед, данный государем Николаем Павловичем гвардейским офицерам. В то время военные ужасно затягивались; после обеда Корсаков имел привычку расстегивать одну пуговицу у мундира. Кн. Волконский, бывший тогда министром двора, заметив это, подошел к Корсакову и очень вежливо сказал ему по-французски:
- Полковник, застегнитесь, пожалуйста (франц.) - и прошел далее, но Григорий Александрович оставил это замечание без всякого внимания. Обходя еще раз сидевших за столом офицеров, кн. Волконский вторично напомнил Корсакову, что нельзя расстегиваться во дворце. Он говорил по-французски, и Григорий Александрович отвечал ему с раздражением на том же языке:
- Верно, вы хотите, князь, чтобы я задохнулся? (франц.)
С этими словами он встал из-за стола и удалился тотчас из дворца. На другой день он подал в отставку и оставил службу навсегда.» (Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания)

По другой версии (спасибо ugryumy за напоминание) дело было в начале 1821 года (Увы, при моем любимом Александре), причем на просьбе об отставке царь написал: «Мундира Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоил». (Гершензон "Грибоедовская Москва").

P.S. Вот интересно: 200-250 лет назад дамы могли ходит с грудью, открытой чуть ли не до сосков, а мужчины даже шеи показать не могли. Сейчас, особенно летом, представители сильного пола, обнаженные до пояса никого не удивят, но если представительницы прекрасного пола появятся не на пляже топлесс, то…
В общем, нет в жизни ни логики, ни справедливости.

О временах и нравах

Previous post Next post
Up