В 1880 году в "Русской старине" была напечатана статья "Разсказы об Императорах Павле I и Александре I." Н.С. Голицын записал рассказы нескольких человек, лично знавших обоих императоров и опубликовал их. Я предлагаю прочитать рассказ П.А. Тучкова о жизни Александра I в Таганроге в 1825 году.
"По предписанию этому я (П.А. Тучков), наконец, прибыл в Таганрог и остановился с товарищем моим Шенихом. На другой день я отправился являться к Дибичу. Идя по узкому тротуару Таганрогской грязной улицы и остановясь против ворот одного дома, я спросил женщину, шедшую по двору: „Не здесь-ли живет генерал Дибич?" и вместо ответа вдруг почувствовал, что кто-то взял меня за оба плеча сзади, и потом, указывая на соседний дом, говорит: „Дибич живет в этом доме". Узнав голос Государя, я хотел сойти с тротуара, чтобы дать место; но Государь, не пуская меня, поздоровался и спрашивал об окончании моего поручения. Потом вышел из грязи на тротуар и пошел далее, указав мне еще раз дом Дибича.
В другой раз мы сидели под окном с Шенихом и глядели на пьянаго гарнизоннаго офицера, никак непопадавшаго на тротуар. Посмотрев в противную сторону, мы заметили Государя, идущаго к нему на встречу против наших окошек. Государь, поровнявшись с ним, спросил его:
- „Где ты живешь? пойдем, я доведу тебя, а то, если тебя встретит Дибич в этом положении, тебе достанется, он престрогий", взял его под руку и повел в первый переулок.
Можно вообразить, что пьяный офицер, узнав Государя, скоро протрезвился.
Дибич И.И. До 1825. Доу Эрмитаж.
Во время пребывания Государя в Таганроге, он ежедневно прогуливался пешком и редко прогулка его не была ознаменована какою нибудь помощью бедному семейству, отысканному им самим, или каким нибудь благодеянием другаго рода.
Государю вздумалось, однажды, сделать неожиданное удовольствие Императрице Елисавете Алексеевне, открыв вид на море в городском саду, где Государыня часто прогуливалась и хотела проложить новую дорожку к самому нагорному берегу. Государь приказалъ спроситъ кого нибудьиз нас, не возьмем ли мы на себя распорядиться этою работою и тот, кто пожелает, явился бы на другой день в сад, где найдет самаго Государя. Нет сомнения, что все мы были счастливы исполнить желание Государя, но так как надо было одного только, то я, как старший, получил приказание явиться в сад. С очаровательною любезностью Государь объяснил свое желание и велел взять людей из рабочаго баталиона, с тем чтобы к следующему утру работа была готова.
Император Александр I. 1824. Вальтер по оригиналу Доу. Кадриорг.
На другой день, едва все было отделано, Государь прибыл в сад, дошел по новой дорожке до берега моря и полюбовался видом, поблагодарил меня и приказал дождаться на этом месте Императрицы, а сам пошел к ней на встречу. Через короткое время Государь с Императрицею, прогуливаясь по саду, подошли к новой дорожке и Императрица узнала внимание Государя к желанию ея, ибо она несколько раз изъявляла сожаление, что в саду закрыт вид на море. После изъявления чувств своих, Государь поцеловал у нея руку и они долго любовались видом. Потом Государь представил меня Императрице, и когда она удалилась, Государь подозвал меня, поблагодарил еще раз и, вынув из кармана коробочку с перстнем, вручил мне, сказав: „вот тебе на память за труды твои". И в этом прояснялась утонченность чувств Государя; он считал работу эту вне обязанностей службы и хотел наградить без формы официальности.
Императрица Елизавета Алексеевна. 1824. Доу. Русский музей.
Жизнь в Таганроге имела особенный характер. Государь жил как частный человек, без свиты и придворнаго этикета, и никто из служащих без особеннаго приказания не мог приехать в его уединение.
Мы приглашались иногда к обеду Государя и иногда видали Государя с Императрицею в клубе, где Государь танцовал польский с незнаменитыми горожанками Таганрога. Мы не знали, долго ли продлится пребывание Императора в этом городе и желали только, чтобы нас оставили при его небольшой свите."