Аксакал или молодой джигит?

Apr 30, 2021 15:54


Написала статью про наш проект Нейробашкорт в Вечернюю Уфу.
На всякий оставлю текст тут тоже.



“Башкирская культура”. Что вы представляете, когда слышите это словосочетание? Напевы курая. Танец “Семь девушек”. Эпос “Урал Батыр”. Стихи Акмуллы. Картину “Три женщины” Ахмата Лутфуллина. Дымящийся зур бэлиш на столе…

Это, конечно, хорошо. Вы когда-нибудь задумывались - а что дальше?

Сейчас, в эпоху глобализации, башкирская культура, как и любая национальная, находится на распутье, которое можно кратко охарактеризовать дилеммой: “консервация или переосмысление”. Как же мы оказались в этой точке?
Поклонение пеплу



Не успеть на поезд современности очень легко: поздно сделать свой раздел в википедии, не написать программу проверки орфографии для мобильной клавиатуры, опоздать с созданием голосового помощника, не вложиться в корпус языка, сэкономить на написании страниц в интернете на родном языке, плюнуть на свой поисковик, затянуть с оцифровкой архивов…

Как это скажется на состоянии национальной культуры? В интернете будет сложно найти тексты стихотворений на башкирском, возникнут сложности с переводом, дети начнут пользоваться голосовым помощником на русском, хотя дома все говорят на родном языке.

Опоздать гораздо легче, чем догнать. И отсчет в данном случае ведется поколениями детей, которым baby shark с детства покажется ближе, чем ҡарабай. Посмотрите на страны, в которых англоязычные Google и Facebook полностью заменили собственные интернет-ресурсы.

Тем, кто отстал, остается законсервировать свое богатое наследие: в музеях, в галереях, экспозиции которых не обновляются, в национальных мотивах, которые запрещено менять и трансформировать.



При длительной политике консервации присутствие культуры в Интернете ограничится несколькими столпами: Мустай Карим, Урал Батыр, фото национального костюма, песни Айдара Галимова или Фидана Гафарова, видеозапись выступления ансамбля Файзи Гаскарова. Башкирское национальное наследие застынет, как муха в янтаре, приняв статичную позу. Но великий композитор Г. Малер как-то сказал: «Традиция - это передача огня, а не поклонение пеплу». Настоящую жизнь в свою культуру можно вдохнуть только ища для нее новые формы и способы обновления.

Опасность не только в том, что мы забываем наши корни, но и в том, что традиционное начинает именоваться сакральным и неизменным. Как хрупкая ваза в пыльном серванте: с такой культурой нельзя играть, шутить, запрещено критиковать или трансформировать, смешивать с другим и переодевать во что-то необычное.
Передача огня



Как выглядят победители, которые вовремя приняли новые правила игры и захватили лидерство? На этих языках много страниц в интернете, элементы культуры внедряются в массовую культуру через детские песенки, мультики и фильмы, на нем активно общаются (в том числе потому, что есть технические средства, которые позволяют это сделать).

Важным элементом молодости, большого будущего и гибкости являются новые технологии и игра. Как это может проявляться в культуре? Например, одной из тенденций в мировом информационном поле является использование современных инструментов и алгоритмов для нейротворчества: нейропоэзии, нейроживописи, нейромузыки.

Нейросети используют большие массивы данных для обучения. Такими данными могут быть стихотворения, картины художников, народные мелодии, тексты на национальных языках. Обученная нейросеть выдает новый продукт, построенный по закономерностям, которые обнаруживаются в выборке данных.
Возгорится ли пламя?



Для башкирского языка таким омолаживающим эффектом обладает новый проект Нейробашкорт, который появился в Интернете в начале 2021 года. Его создатели говорят о проекте так: “Нейробашкорт - плод любви к башкирской культуре и творчеству нейросетей. Это медиа-проект, в котором достижения искусственного интеллекта с юмором и вдохновением переносятся на башкирскую почву. Сейчас Нейробашкорт умеет писать стихи, музыку, рисовать абстракции, пейзажи и портреты, оживляет художественные полотна и фотографии”.

Авторами Нейробашкорта являются филолог, занимающийся компьютерной лингвистикой, Борис Орехов, режиссер Тансулпан Буракаева и журналистка Нурия Мухаметдинова.

В этой пестрой компании вместе оказались творческое художественное начало и жар холодных чисел от науки. И именно такое сочетание разномастных качеств и пытается обновить башкирскую культуру, предложив ей молодильные яблочки с дерева искусственного интеллекта.


Антрополог Леви-Стросс в начале ХХ века ввел понятие “горячих” и “холодных” культур. Первые ориентированы на поиск новых текстов и выразительных средств. Вторые стремятся воспроизводить стандартные укоренившиеся шаблоны. В “холодных” культурах феномен изобретательства соотносится с далеким прошлым, и наследие героев прежних лет нужно нести неизменным. Напротив, “горячие” культуры поощряют изобретение чего-то нового, не гнушаются внедрением технологий и трансформацией устоявшихся категорий.

Исходя из этой аналогии, мы видим, что башкирская культура в XXI веке имеет тенденцию к “остыванию”, и проект Нейробашкорт -  одно из тех начинаний, которое ставит своей целью “разогреть” ее.



В одном из своих интервью Борис Орехов сравнивает башкирскую культуру с пожилым, уважаемым аксакалом, который много знает, много видел, вобрал в себя опыт веков и почетно сидит во главе стола. Переосмысление этого опыта с помощью актуальных нейросетей, которые сейчас используются в самых передовых областях компьютерных наук, превращает этого старца в Нейробашкорта, молодого, полного сил и возможностей джигита.

Внезапно башкирская культура, достаточно традиционная по своей форме, дает нам, потомкам, богатое поле для дискуссии. Работы Нейробашкорта одновременно оказываются и похожи на хрестоматийные образцы башкирского наследия, и демонстрируют новые удивительные и неожиданные ракурсы и смыслы.

живопись, поэзия, нейропоэт, культура, нейросеть, традиция, статья, нейрохудожник, эксперимент, картины, башкирскаякультура, башкиры

Previous post Next post
Up