Как-то для меня давно было само собой разумеющимся, что отношение - это эмоции. При этом я вытеснял возникавшие вопросы и непонимания. Например, куда девается отношение к кому-то, когда никаких эмоций к нему нет, и вообще о нем не помнишь? Было такое эзотерическое (потому что не связанное с опытом) объяснение: они находятся в негативном или позитивном фоне. Но почему-то у меня всегда возникала муть, когда думал об этом. Ну правда, вот я смотрю на офигенный закат, испытываю чувство красоты, потом обнимаю любимую девочку, испытываю нежность. А потом вспоминаю о неприятном человеке, и испытываю к нему то же, что испытывал в прошлый раз. Какой там мог быть негативный фон, пока была нежность? Не было его. Но что-то было, раз негативная эмоция воспроизводится точно такой же каждый раз.
Моя гипотеза сейчас такая: отношение это уверенность. Например, если агрессия - это эмоция, то ненависть - это уверенность в том, что там - не человек, а опасное и никчемное существо, не достойное жить. А любовь - уверенность в том, что там - классное и близкое существо, которому можно и приятно доверять. И даже если какие-то проявления этого существа расходятся с этой уверенностью - я не принимаю эти расхождения всерьез, пока их не накопится критическая масса. И вспоминая о человеке, я мгновенно строю его образ в соответствии со своей уверенностью, и испытываю эмоции уже к этому образу. Это нормальная и полезная адаптация, так как нам необходимо жить в предсказуемом мире.
Но в реальности мир не всегда оказывается предсказуемым. Если меня бьют, ругают, выражают агрессию - у меня формируется ненависть. Если меня ласкают, одобряют, помогают, заботятся - у меня формируется любовь. Все понятно: первый объект - опасен, второй - полезен и приятен. А если это один и тот же объект? Мы ведь все с этим сталкивались: родители, которые и заботятся, и бьют, мужья/жены, с которыми офигенный секс чередуется с офигенными же скандалами... Сначала мы пытаемся выработать некий алгоритм: если я делаю так, то он опасен, а если вот так - он клевый. Но что если логики найти не удается? Сбой системы. Но наша система не может отключиться, она продолжает работать при любых сбоях. В ней формируются две противоположные уверенности. Они обе конечно не могут быть активны в один момент, поэтому одна из них всегда вытеснена (так мы и учимся неискренности). Но какая именно уверенность активна, а какая вытеснена - решается в каждую секунду, по любым, в том числе случайным, признакам. Он нахмурил брови - он опасен - ненавижу. Он улыбнулся - он милый - люблю. Вся жизнь человека, выросшего в таких условиях - это непрерывная слежка за изменением состояния других людей, и мгновенная реакция на любые изменения. Даже если он все изучил и имеет вроде бы полную ясность - его мир все равно остается непредсказуемым, ведь даже самый добрый человек может в какой-то момент так посмотреть, что это сассоциируется с опасностью, и создаст его ужасный образ. Если спросить такого человека о его отношении к кому-то - он либо затруднится вообще ответить, либо будет каждый раз отвечать по-разному, уверенный, что говорит правду. Но через минуту правда уже может быть совсем другой.
Вот сидит девочка, и вопрошает: "И как можно любить такого урода? Уму не постижимо!". Но в следующую минуту он обнимает ее - и урода больше нет. Есть классный любящий парень, воплощение всех моментов, когда ей с ним было хорошо. Другие воспоминания в этот момент не имеют к нему отношения, они как бы про другого человека. И это не вранье: у нее это действительно два совершенно разных образа, в ее мире это два человека, потому что только так она смогла примирить противоположные уверенности, и не сойти с ума.
А о том, как сажать самолет - в следующем номере :)) Точнее - когда сам разберусь, что с этим можно делать.
Да, еще маленькая мысль. Отношение к себе строится точно таким же образом. И уверенности о себе тоже могут быть противоречивыми. Не обязательно это приводит к настоящему раздвоению личности, но то, что мы так часто наблюдаем, как игры ЧСВ-ЧСУ - вероятно отсюда.
Запись сделана с помощью
Приложение LiveJournal для Android.