Насчёт аннексии

Jun 11, 2020 15:35

А у нас тут аннексию Иорданской долины затеяли - причём, в отличие от предыдущих аннексий, без предоставления гражданства живущим в ней арабам.
Почему именно сейчас? Насколько я понимаю, решили, что момент удобный - нынешний обитатель Белого дома к нам благоволит, но в январе может смениться на другого, который так благоволить не будет. Да и все ковидом заняты.

По этому поводу хочу высказать несколько утверждений и пару прогнозов.

Тезис 1:
Наибольшая угроза Израилю исходит вовсе не от арабов. Арабский терроризм может убить у нас десятки или сотни людей, но страну погубить не в силах - даже при таком размахе, как на пике второй интифады. То же самое касается ракетных обстрелов из Газы, из Ливана или даже с Западного берега - в гипотетическом случае повторения там варианта с Газой. При таких обстрелах противник неизбежно понесёт многократно больший ущерб, чем мы, и, выдержав какое-то время, чтобы не потерять лицо, их прекратит, как это и происходило и во второй ливанской, и в войнушках с ХАМАСом; в крайнем же случае армия просто займёт его территорию, лишив способности стрелять. Эти обострения для нас неприятны и накладны, но не губительны.

Полноценное столкновение с арабскими армиями тоже давно не рассматривается как актуальная угроза. Единственная такая армия, могущая угрозу представлять - египетская, но Египет - клиент США, как и мы, и их боевая мощь, как и наша, зависят от сотрудничества с США.

Сила, способная действительно погубить Израиль, это сила, благодаря сотрудничеству и покровительству которой он и процветает - обобщённый Запад: США и Европа.
На каждый болезненный арабский удар мы способны ответить десятикратно более болезненным ударом, и нанести удар смертельной силы они и близко не могут. А вот Запад, в худшем случае, может нас просто выключить - своих источников энергии в Израиле как не было, так и нет. Введут блокаду - и привет и азербайджанской нефти, и южноафриканскому урану, и газовому месторождению "Левиафан". Наносить ответный удар будет просто безумием, которое нас погубит лишь ещё вернее.

Это, конечно, абсолютно гипотетический сценарий; но держать его в уме полезно.

Даже гораздо менее радикальные меры на нас могут сказаться крайне губительно. Для того, чтобы быть, как задуманно, домом еврейского народа, Израиль должен быть не просто страной, а страной процветающей - а загнобленное государство-изгой, героически выживающее под санкциями а-ля Северная Корея, не нужно ни диаспоре, ни многим своим жителям, имеющим возможность переехать на тот же Запад, в Россию и так далее.

Тезис 2:
Главный фактор, удерживающий развитие событий в этом направление - массовые симпатии к Израилю в странах Запада, в первую очередь в США.
Симпатии эти обеспечиваются в том числе и за счёт национальной солидарности еврейской диаспоры, но главным образом - за счёт представления о евреях как жертвах: погромов, Холокоста, арабской агрессии, терроризма. Пик этих симпатий был вызван Катастрофой, и роль в деле создания Израиля они сыграли огромную. Желающим уяснить их значение рекомендую эту книжку: Игорь Юдович, "Забытые герои и антигерои 1945-48 годов в борьбе за признание государства Израиль". Замечательная работа.

Даже при самом разумной нашей стратегии эти симпатии не могут длиться вечно - по естественным причинам. Но стратегия наша от разумности крайне далека, см. ниже.

Тезис 3:
Уже 53 года под властью государства Израиль проживают два вида жителей. Первые имеют все права граждан страны. Вторые этих прав лишены - они не могут свободно перемещаться не то что по всей стране, а и даже по тому их куску, что мы называем "территориями", они не могут выбирать израильские власти, их жизнью распоряжается армия, которая может вламываться к ним среди ночи и подвергать их бессрочному "административному аресту", их регулярно запирают в их городах и сёлах, когда у полноправных жителей праздники, они не могут переехать в Израиль благодаря браку с полноправным его жителем, и так далее.

У нас, жителей первого типа, не просматривается никакой политической воли как-то менять это положение. На последних трёх-четырёх раундах выборов вопрос, что делать с палестинцами, не поднимался даже "леворадикальным" МЕРЕЦем. Никакая общественная дискуссия по этому поводу не ведётся. Если у левых есть какая-то общая идея о необходимости отделения (хотя условно-левые партии за последние годы совершенно не ворошат этот вопрос) - то у правых вообще никакого представления, к чему мы должны стремиться и в чём должно заключаться решение, попросту нет. Наиболее близко похожее на план, что я слышал за годы многих дискуссий - некое высказываемое в частных разговорах смутное мечтание, что вот когда-нибудь начнётся некая Большая Заварушка, тогда вот мы границы и спрямим, выкинув палестинцев в Иорданию или ещё куда. Ничего более конкретного ни от "умеренных", ни от "радикальных" правых добиться невозможно.

При этом принятие палестинцев в полноправные граждане для подавляющего большинства категорически неприемлемо (ясности ради - для меня тоже). Главнейшее желание последних 15-ти лет: пусть всё идёт как идёт, главное - ничем не рисковать.

Тезис 4:
При этом у нас совершенно фатально недооценивается, как такое желание ничего не менять выглядит снаружи и какую огромную важность для нас носит представление западных, что нынешнее состояние вещей - временное.
Никто, никакая общественная сила, никакая публика на Западе не считает, что так должно продолжаться ad infinitum. Никто не считает, что палестинцы должны навечно за грехи свои оставаться на положении илотов. Считается, что обе стороны должны договориться, придти к какому-то разделу, в результате которого Израиль получит безопасность, а палестинцы - независимость. Симпатии к нам могут длиться лишь до тех пор, пока это представление сохраняется.

Потому как если считать, что это положение - постоянное, то оно имеет в западном языке название: апартеид.

Оправдано оно в глазах западных может быть только временностью. Только если считать, что мы прилагаем усилия, чтобы его изменить - да вот беда, из-за терроризма, из-за джихадизма, из-за неуступчивости абу-мазенской администрации, из-за ХАМАСа, из-за территориальной скудности, из-за возможного нападения арабских стран мы ничего не можем изменить сейчас, надо подождать. В этом официальная израильская позиция до сих пор и заключалась.

Так можно тянуть резину долго - но не до бесконечности. У арабских стран свои проблемы, на их фоне отношения с Израилем сильно потеплели, считать, что Израиль выживает во враждебном окружении, как это было в 70-х, можно лишь будучи совершенно не в теме. Кивать на ХАМАС можно, но это слабо объясняет, почему мы даже не пытаемся добиться раздела с их противниками, при том, что у нас с этими противниками активное сотрудничество в плане предотвращения терроризма и гнобления ХАМАСа. Зато количество поселенцев на территориях всё растёт.

И уж особенно нельзя её тянуть, в одностороннем порядке объявив, что здоровенная, стратегически важная часть этих спорных территорий отходит к нам, окружая палестинцев Израилем со всех сторон и оставляя им узкую полосу городов посредине, в свою очередь перемежающихся израильскими поселениями (см. карту - особенно с Йерихоном удачно получилось). Тем более когда очевидно, что делается это сейчас из желания успеть отхапать, пока в Белом доме дружественный правитель сидит. Практически это значит резину оборвать: продолжать верить после этого, что Израиль стремится к разделу, будет ну очень сложно.

Тезис 5:
Как только план "два государства для двух народов" признаётся мёртвым, единственной альтернативой остаётся вовсе не бессрочный статус-кво, а "одно государство для двух народов". То есть равные права для палестинцев. Никакие промежуточные варианты - "широкая автономия", "конфедерация" или "статус постоянных жителей, но без права голоса" - не прокатят, это всё будет восприниматься как ущемление.

И как только это становится на повестке для - нам тут же приходят вилы. Потому что все наработанные отмазки оказываются бесполезны:
- ХАМАС / Исламский джихад / Мученики эль-Аксы / салафиты рычат "евреев в море"! - Ну так на то у вас и армия-полиция-спецслужбы, чтобы с экстремистами бороться, с какой стати это повод лишать миллионы людей гражданских прав?
- У палестинцев политическое руководство неуступчивое, ничего менять на самом деле оно не хочет! - А кто сказал, что эти миллионы, которых вы на бесправном положении держите, вообще должны иметь какое-то руководство? Ну не имейте дело с Абу-Мазеном или кто там вместо него будет - это что, основание длить апартеид?

И так далее. А настоящую причину - мы не хотим их в сограждане, потому что хотим еврейское государство - высказать невозможно. Потому что на западном языке это тоже имеет название: расизм.

Американцы могут очень любить Израиль сейчас. Но представить себе, что они, с их историческим опытом, смогут поддерживать нацию, которая бессрочно отказывет в равных правах миллионам людей под её властью, потому что те не евреи - это фантастика. От европейцев и канадцев этого ожидать тоже не приходится.

Как только карта равных прав выкладывается на стол - все наши карты биты. От этого к санкциям путь совсем короткий.

Тезисы всё, дальше предположения.

Сменят ли сами палестинцы требование независимости на требование равных прав? Эту идею пока поддерживает меньшинство, но оно не такое уж меньшинство:
- опрос 2009-ого года: 23% хотят общее государство на равных, 61% предпочитает независимость
- опрос 2020-ого года, после публикации трампова "плана": хотят общее государство уже 37%, зато в идее независимости разочарование массовое - 39% поддержки!
Но идеи не распространяются линейно. После аннексии может с лёгкостью оказаться, что это уже позиция большинства.

Есть ли у палестинцев лидеры и opinion makers, готовые поддержать требование общего государства? Да, есть. Саиб Эрекат говорил об этом ещё в 2009-м году. В 2018-м - Рашида Тлаиб, первая палестинка в американском Конгрессе. Обратите внимание на риторику:
- What about a two-state solution vs. one-state?

- One state. It has to be one state. Separate but equal does not work. I'm only 42 years old but my teachers were of that generation that marched with Martin Luther King. This whole idea of a two-state solution, it doesn't work. Even though we continue the struggle in the United States, we have a better chance to integrate. My grandfather said, "I don't understand, we were doing so good. My neighborhood, Arab-Jew. We picked olives together. Why now do they want to be over me?" "You did nothing wrong", I told him. I feel the same way. Equality isn't based on faith.

От неё легко отмахнуться, но я бы не стал. Если аннексия произойдёт, не очень удивлюсь, если за несколько месяцев это превратится в официальную позицию Демпартии США.

Означает ли всё сказанное, что израильское гражданство палестинцам неизбежно? Не факт. Думается мне, что когда нам начнут всерьёз выкручивать руки на эту тему, внезапно наши ни-шагу-назад-неотступальщики массово обнаружат, что не так уж нам эти территории и сдались. Вдруг окажется, что не так уж губителен для нас отход с них и совсем необязательно он приведёт к ракетам по аэропорту и прочим ужасам. Вдруг окажется, что святость расположенных там гробниц трогает у нас гораздо меньшее количество народу, чем можно было бы подумать. Поселенцы внезапно обнаружат, что для еврейского большинства они уже не соль земли и сионисты из сионистов, а долбанутые мессианцы, втянувшие своей упёртостью всю страну в большие проблемы, и их как можно более комфортный переезд в Израиль - вовсе не в первых приоритетах общества.

Иными словами, мы с территорий уйдём, но уйдём в несравненно худших обстоятельствах, чем могли бы сейчас, при гораздо большей спешке, при гораздо более неуступчивой позиции палестинского руководства, при гораздо более жёсткой посадке для поселенцев, без возможности выговорить себе полезные для безопасности условия, без возможности растянуть вывод армии после вывода поселений, без возможности обменять земли с поселениями, которые мы хотели бы сохранить за собой.

Жадность и нежелание думать наперёд обычно такие последствия имеют.

politics

Previous post Next post
Up