Евробюрократия на страже сирых и убогих

May 26, 2020 21:46

Маразм крепчал.

Как известно, несколько лет назад Евросоюз законодательно потребовал от всех сайтов предупреждать юзеров о наличии cookies - поскольку они могут использоваться для слежки за юзерской деятельностью в сети и сбора идентифицирующей информации. Хотели они хорошего, но только поскольку кукиз используются практически всеми для самых разных целей, включая аутентификацию, защиту от определённых атак, балансировки нагрузки на сервера, обеспечения непрерывной юзерской сессии, запоминания юзерских настроек и т.д. - то эффект был ровно такой же, как если бы закон потребовал сообщать "для работы с данным сайтом необходимо электричество".

Все сайты обзавелись баннерами, на которые люди кликают совершенно автоматически. Сайты, живущие за счёт таргетированной рекламы и слежки за пользователями, начали просто блокировать своё содержание с помощью так называемых "cookie walls" - всплывающих баннеров, требующих, чтобы юзер согласился на кукиз, иначе просматривать сайт он не сможет. Никакой иной пользы, кроме убытков для сайтовладельцев и раздражения для пользователей, это не принесло.

Что случилось дальше, может с лёгкостью угадать любой, знакомый с логикой бюрократии. Разумеется, реакция была не свернуть дурацкую регуляцию, а "вы мне это прекратите". И в этом месяце European Data Protection Board объявил незаконными "cookie walls", с совершенно замечательным разъяснением:

In order for consent to be freely given, access to services and functionalities must not be made conditional on the consent of a user to the storing of information, or gaining of access to information already stored, in the terminal equipment of a user (so called cookie walls).

Example: A website provider puts into place a script that will block content from being visible except for a request to accept cookies and the information about which cookies are being set and for what purposes data will be processed. There is no possibility to access the content without clicking on the "Accept cookies" button. Since the data subject is not presented with a genuine choice, its consent is not freely given.
This does not constitute valid consent, as the provision of the service relies on the data subject clicking the "Accept cookies" button. It is not presented with a genuine choice.

Иными словами, у нас здесь следующая юридическая новация:

1. Честно сказать пользователю "вот условия использования нашего продукта, take it or leave it" - это не значит предоставить ему "подлинный выбор". Нельзя на обычных людей возлагать такую тяжесть.

2. От сайтов на сей раз требуют не просто предупреждать о той или иной технологии, а предоставлять контент, даже если юзер условия его использования не принимает. Честно сказать, впервые вижу, чтобы сайты обязывали к обслуживанию. Причём касается это не какой-то особой категории сайтов, а всех: коммерческих, некоммерческих, любительских, личных, каких угодно.

Чтобы догадаться, что произойдёт дальше, тоже Предсказамусом быть не нужно. Те сайты, что используют сегодня "cookie walls", будут вместо них показывать кусочек контента, как правило бесполезного - а для всего остального требовать кукиз, регистрации и принятия условий в сорок страниц мелким шрифтом. Евробюрократы будут топать ногами и вводить всё более и более всепроникающие регуляции, за нарушение которых можно будет прижать кого угодно. Связность и поиск информации в Сети будет работать хуже и хуже.

А как от этого улучшатся дела с юзерской приватностью, сами догадайтесь.

politics, privacy

Previous post Next post
Up