В день, называемый в Израиле Ту би-шват (ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט), обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват - это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю. В этом году праздник выпадает на 28 января (правильнее, в ночь с 27-го на 28-го января).
Image: TU BISHVAT JEWISH HOLIDAY VINTAGE POSTER, JNF (KKL) IN ISRAEL, 1959
Смотрите видео начиная с 40-ой минуты.
Click to view
Израиль за неделю / 23.01.2021
В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват (Ту биШват, ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט), обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват - это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.
В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого - нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого - тишрей) - история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц - элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц - шват) - растений.
В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользу бедныx. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения yрожая одного года от yрожая другого.
Ту би-Шват - это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того - выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.
Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.
Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний - поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.
Библейские десятины
15 швата был последний день еврейского налогового года для плодоносящих деревьев. Наибольшее количество необходимых для деревьев осадков выпадает в Израиле (Эрец-Исраэль) до 15 швата; плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года.
Нета реваи обозначает библейскую заповедь (Левит 19:24) приносить в качестве десятины в Иерусалим урожай фруктов четвёртого года. Ту би-Шват является календарной точкой отсчёта при определении того, к какому году относится десятина; любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен на следующий налоговый сезон.
Ту биШват - 15-е число еврейского месяца Шват, день, который в еврейской традиции принято называть «Рош аШана аИланот» - т.е. «Новый год деревьев». Название «Ту биШват» связано с понятием гематрии - числового значения ивритских букв: «ту» - так читаются буквы «тет» и «вав», совместная гематрия которых равна 15.
Дата 15 Швата определяла порядок отделения десятин (маасрот) от плодовых деревьев в эпоху Храма: плоды, созревшие до 15 Швата относились к прошедшему году, а созревшие после Ту БиШват - от них десятина отделялась уже как от урожая следующего года. Сегодня в Ту БиШват принято есть плоды земли Израиля; многие устраивают особую трапезу с фруктами. В современном Израиле также распространился обычай в этот день сажать деревья.
Праздник Ту би-Шват-это последний день, когда должен быть уплачен подоходный налог, на основании его уплаты Всевышний решает, каким будет следующий год-урожайным или нет, засушливым или дождливым. Предлагаю вашему вниманию превосходно написанную статью о связи налогового сезона и праздника Ту би-Шват. (Примечание: перевод машинный с небольшой коррекцией)
Ту би-Шват и духовное значение налогового сезона. Раввины без границ.
«Раввины без границ» - это динамичный форум для изучения современных проблем в еврейском мире и за его пределами. Написанный раввинами разных конфессий, точек зрения и частей страны, «Раввины без границ» - это проект Clal - Национального еврейского центра обучения и лидерства.
Когда я пишу сегодняшнюю запись в блоге о Ту би-Шват , я сижу в своем домашнем офисе и смотрю на кучу бумаги, которую мне нужно отсортировать и подать, чтобы начать собирать документы для подачи налогов в этом году. Налоговый сезон-это не то время, которого я особенно с нетерпением жду, и я уверен, что произойдет много проволочек, прежде чем я действительно закончу оформление налоговой декларации. И все же я должен заполнить все бyмаги и вовремя их подать в налоговую инспекцию, и сегодняшний праздник (Ту б-Шват) имеет гораздо больше общего с налоговым сезоном, чем вы можете себе представить.
Сегодня, когда мы думаем о еврейском празднике Ту би-Шват, мы думаем о Дне еврейской посадки деревьев; день, чтобы благодарить деревья, плоды деревьев и красоту нашего природного мира. Кто-то может подумать о ритуале каббалистов « Ту Бишват Седер », в котором символически использовались различные виды фруктов, чтобы привести участника в путешествие на разные уровни души. Тем не менее, относительно немногие будут думать об историческом происхождении Ту би-Шват, полученном древними раввинами из заповеди в Торе:
«Когда вы войдете в землю [Израиля] и посадите любое дерево для еды, вы будете считать его плод запретным. Три года запрещается тебе не есть »( Левит 19:23).
Как объяснялось на главных страницах Ту би-Шват на myjewishlearning.com , «когда Храм стоял в Иерусалиме, Ту би-Шват служил днем, когда фермеры предлагали первые плоды деревьев, которые они посадили, после того, как деревьям исполнилось четыре года. Следующий Ту би-Шват означал, что фермерам было разрешено начать использовать продукцию деревьев, которые они посадили, по личным или экономическим причинам ». Раввины Талмуда установили 15-й день ( Ту ) месяца Шват как официальный «день рождения» деревьев, по которому можно определить возраст деревьев.
Сегодня у нас больше нет храма, и относительно немногие из нас являются фермерами (хотя есть несколько замечательных программ, вовлекающих целое новое поколение евреев в сельское хозяйство и выращивание продуктов питания на местах, таких как общение Адамы в Центре Изабеллы Фридман в Коннектикуте, Беркшир, и Kayam Fellowship в Перлстоун Центре около Балтимора, Мэриленд). Десятина - это термин, который чаще используется в церквях, чем в синагогах. Возможно, самым близким современным эквивалентом будет уплата наших налогов.
Хотя цдака (акты праведности, включая денежную благотворительность, но не ограничиваясь ими) в еврейской традиции считается обязательством, тем не менее, это выбор того, как мы даем, когда даем и сколько. Десятина в библейские времена и уплата наших налогов сегодня являются обязательствами, которые ложатся на нас в определенное время, и имеют последствия, если мы не отвечаем.
Духовное и общественное значение имеет то, что, оглядываясь на библейские и раввинские источники, фермер обязан был платить десятину с продуктов четвертого года, и только тогда они могут начать пожинать плоды для себя. Это было частью библейского понимания, что, когда мы пожинаем плоды даже наших собственных трудов, мы сначала признаем, что мы никогда не должны видеть исключительно собственные заслуги. Мы благодарим Источник существования, и мы отдаем себя ради и для нужд общества в целом, признавая, что наше место в экономическом и социальном ландшафте неразрывно связано и извлекает выгоду из более широкого общества, в котором мы работаем. Мы начинаем год с отчуждения части наших доходов, и только после этого начинаем думать, как мы будем жить на то, что осталось.
Мы могли бы немного по-другому относиться к уплате наших налогов, если бы мы попробовали эту схему (имеется ввиду десятину), а не рассматривали правительство как «отнимающее» что-то у нас.
В этот Ту бишват я размышляю о мудрости этих этических рамок и духовном уроке из текущих разговоров о налоговых кодексах США, об обязательствах богатых платить справедливую долю и о том, как мы говорим о наших обязательствах по обеспечению благополучия все в нашем обществе. Насколько по-разному могли бы звучать наши общественные, политические и информационные повествования, если бы мы усвоили некоторые из этих уроков сегодня.
Сионизм и Ту Бишват
Когда евреи вернули себе землю и оживили на ней еврейскую жизнь, праздник Ту-биШват был снова был преобразован. Когда европейские евреи начали создавать сельскохозяйственные поселения в бывшей тогда Палестине в конце 19-го века, они исполняли мечту евреев почти 2000 лет до них.
Еврейский национальный фонд (Keren Kayemet LeYisrael, созданный в 1901 году для сбора денег на покупку недвижимости в Палестине) организовал массовые ежегодные церемонии посадки деревьев в Ту би-Шват.
Kindergarteners and their teachers observing Tu Bishvat in Tel Aviv, 1946. (PikiWiki Israel) Воспитанники детского сада и их учителя наблюдают за праздником Ту Би-Шват в Тель-Авиве, 1946
Источники:
Новый год плодовых деревьев (Ту би-шват)
https://www.calend.ru/holidays/0/0/600/ Zionism and Tu Bishvat
https://www.myjewishlearning.com/article/zionism-and-tu-bishvat/ Tu Bishvat and the Spiritual Meaning of Tax Season
https://www.myjewishlearning.com/2012/02/08/tu-bishvat-and-the-spiritual-meaning-of-tax-season/