Кинопутешествия граждан СССР в эпоху железного занавеса.

Aug 03, 2016 09:14

После окончания Великой Отечественной войны, когда уже была переписана история и разделён мир,
осталось только впечатать сознание советских граждан в созданную матрицу, рассказывая и показывая
страны и события с позиций холодной войны, когда коммунистическая пропаганда лживо выставляла
вчерашних союзников врагами и показывала самые неприглядные стороны быта капиталистических стран,
при этом выгодно подчёркивая "преимущества" социалистического строя. Когда после развала СССР
миллионы советских граждан смогли выезжать за границу, они увидели совсем другую картину.




В СССР 1960-х простому человеку было крайне сложно выехать за границу, поэтому с первых выпусков передача «Клуб кинопутешествий» стала одной из самых популярных в стране, и в 1963 году Владимир Шнейдеров был назначен руководителем творческого объединения географических фильмов студии «Центрнаучфильм».
С 1960 года он был глазами миллионов советских людей, которые смотрели на мир через созданный им «Клуб путешественников», который позже будет вести Юрий Сенкевич. Он же навсегда остался первооткрывателем жанра кинопутешествий: еще в 1925 году Владимир Шнейдеров на свои деньги купил камеру и отправился в считавшуюся смертельной авиаэкспедицию Москва - Монголия - Китай. Так появился фильм «Великий перелет», потом - «Подножие смерти» и многие другие.

Владимир Адольфович Шне́йдеров (1900 - 1973) - известный путешественник, режиссёр, телеведущий. Народный артист РСФСР (1969). Член ВКП(б) с 1926 года.
В 1917 году, окончив реальное училище, вступил добровольцем в РККА.
Путешествовать по стране Владимир Шнейдеров стал по окончании революции и установления Советской власти. Уже в 1924 году он снял просветительские короткометражные фильмы «По Самарканду» и «По Узбекистану». В 1925 году Шнейдеров участвует в советской авиационной экспедиции по маршруту Москва - Монголия - Китай, по мотивам которого снял фильм «Великий перелёт».
В 1928 году снял фильм «Подножие смерти» на основе своих путешествий по Памиру.
Летом 1929 года Шнейдеров посетил юг Аравийского полуострова, где встречался как с простыми людьми, так и с местным принцем, и собирал информацию о стране, по которой в 1930 году был выпущен фильм «Эль-Йемен».
В 1932 - руководитель экспедиции на Тянь-Шань.
В середине 1930-х поставил художественные фильмы, наиболее известны из них - «Джульбарс» (1936) и «Ущелье Аламасов» (1937).
После войны Шнейдеров создал цикл научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР», где показывал природу и жизнь людей практически во всех уголках Советского Союза.

Интересный документальный фильм о Владимире Шнейдерове, много архивной кинохроники:

image Click to view


1978 Владимир Шнейдеров

Говорят, он выбрал профессию, которую сам и придумал. С детских лет он увлеченно слушал рассказы о дальних походах, открытиях новых земель и странствиях. А слушая, мысленно представлял себя на месте первооткрывателя, пробирающегося через снежные бури, зыбкие пустыни и джунгли. Ребенком он зачитывался Киплингом и впитывал в себя качества героев его книг, проникался жаждой познания нового. Перо вождя индейского племени и лук отважного воина за спиной со временем сменились компасом и рюкзаком лидера бойскаутского отряда. А когда он вырос и из них, после революции в его руке появилась кинокамера. С ней-то наперевес режиссер Владимир Шнейдеров и вел свои экспедиции, в участниках которых насчитывались миллионы зрителей. Вместе с ним они погружались в неизведанное, преодолевали трудности и опасности, сопереживали героям его фильмов «Джульбарс» и «Ущелье Аламасов». А созданный им «Клуб кинопутешествий» давал возможность увидеть не только все уголки необъятной советской страны, но и краешком глаза взглянуть на страны далекие, неизвестные и запретные.

Об этих землях ему рассказывал еще при жизни отец - Адольф Шнейдеров, совершивший в конце позапрошлого столетия кругосветное плавание в качестве матроса и передававший свои впечатления сыну, рожденному 28 июля 1900 года.
(Т.е у его отца была возможность свободно путешествовать по всему миру,
потому что мир был совсем другим до 1-ой мировой войны.)
Возможно, благодаря этим рассказам и неутолимой страсти к книгам Владимир Шнейдеров, чье взросление сопровождалось революциями, коллективизацией и индустриализацией, гражданской и мировой войнами, остался романтиком. Конечно, у вновь образованного государства была своя разнарядка на граждан, мало учитывавшая их внутренние желания. А потому первоначально отслужившего в Красной армии 20-летнего Шнейдерова направили в одну из первых в стране школ трактористов, где вскоре он стал уже ее руководителем.



Затем в 1923 году в качестве организатора выпуска тематических (тракторных) фильмов его перевели на работу в «Пролеткино», где Шнейдеров впервые познакомился с процессом киносъемки и неожиданно отказался от предложенной ему должности, записавшись учеником в монтажную. А уже летом 1925 года Шнейдерову удается присоединиться к советской авиационной экспедиции по маршруту Москва - Монголия - Китай, к которой были прикованы взгляды всей мировой авиации.
Дальние перелеты случались и ранее, но у американцев и англичан они были неудачными. Конечной заданной цели никем достигнуто не было.
(При том, что в СССР в 1920-30 е гг всю промышленность построили американцы,
в те годы во всём равнялись на Америку, все технологии были из США,
а сами США и Англия при этом не могли достичь целей, это просто смешно,
надо же большевистским пропагандистам показать преимущества социалистического строя.
Другой вопрос, что нужно было СССР, США и Англии в Монголии и в Китае, неужели вместе искали
вход в загадочную Шамбалу? Трудно поверить, что такое сложное и опасное путешествие
предприняли ради того, чтобы показать фильм советским гражданам, скорее, фильм сняли,
как прикрытие более серьёзных и секретных целей экспедиции.)
Да и начальник советской экспедиции не сильно верил в успех, открыто заявляя, что будет считать огромным успехом, если ему удастся довести до Пекина хотя бы половину машин. Что может случиться в пути с остальной половиной, каждый представлял по-своему, а потому никто из опытных кинематографистов не изъявил желания лететь с экспедицией. Разрешения Союз кинематографистов не дал и непонятно откуда взявшемуся, добровольно желавшему принять участие в экспедиции Шнейдерову. Точнее, не разрешили выдать ему аппаратуру, в потере которой вместе с самолетом где-нибудь над тайгой мало кто сомневался.

Тогда вместе с оператором Георгием Блюмом Шнейдеров в долг, под залог всего своего имущества и даже жилья, приобрел кинокамеру и отправился на съемки своего первого экспедиционного фильма - «Великий перелет». Фильм вошел в золотой фонд советского кино, заставив всех говорить о Шнейдерове как о талантливом кинопутешественнике. А последовавший после этого фильм «Подножие смерти», отснятый в составе советско-германской научной экспедиции по обследованию одной из неизученных областей Памира, только подтвердил мастерство режиссера, преодолевшего Подножие смерти (так переводится с древнеиранского название «Памир»).



Летом 1929 года уже по поручению киностудии он выезжает в закрытый в то время для иностранцев Йемен. И если геологи и археологи все же изредка бывали там, то до Шнейдерова кинематографистов никто ранее не видел. В одном из йеменских городов сын короля даже принял группу за инженеров, попросив электрифицировать его дворец. Прикинув возможные последствия отказа сыну короля, отпираться и убеждать, что с электротехникой они знакомы более чем поверхностно, не стали. Работу по электрификации сдали за 10 дней. И несмотря на отсутствие необходимых инструментов и инвентаря, использование медицинского пластыря вместо изоленты, гвоздей, обвитых шелковыми нитками вместо изолятора, и прочих неудобств, решаемых по ходу работы, дебют Шнейдерова в качестве электромонтера прошел удачно. В благодарность от принца было получено разрешение беспрепятственно передвигаться по всей стране. И в 1930 году на экраны вышел фильм «Эль-Йемен». Через два года вышел следующий его фильм - «Два океана», повествовавший о прохождении Северного морского пути на ледоколе «Александр Сибиряков». Каждый из этих фильмов - это тема отдельного увлекательного рассказа об экспедициях, в которых наравне с крупнейшими учеными и исследователями все трудности пути преодолевал и Владимир Шнейдеров со своей командой. Причем не просто наблюдая все в объектив кинокамеры, но и принимая участие в решении каждого вопроса, встававшего на пути путешественников.

В середине 30-х он ставил уже и художественные приключенческие фильмы, среди которых особую любовь у зрителей завоевывали «Ущелье Аламасов», ну и, конечно же, «Джульбарс». Правда, по истории, рассказанной одним из учеников Шнейдерова, в последний день съемок произошла ужасная история. Служебная собака пограничников - всеобщий кинолюбимец, помогавший героям фильма в борьбе с негодяями - откусила режиссеру фалангу указательного пальца. Произошло это в тот момент, когда Шнейдеров, до этого пса остерегавшийся, решил погладить его на прощание. Все случилось моментально. Конечно, без пары крепких слов в адрес четвероногого артиста не обошлось, но зла к нему Шнейдеров не испытывал, понимая, что это его ошибка. Положив оттяпанную часть пальца в спичечный коробок и густо присыпав ее солью, он привез ее с собой с Памира в Москву. Жил он тогда в коммунальной квартире и по приезде положил коробок на общей кухне у газовой плиты.



Первой жертвой стала его жена, открывшая коробок в желании достать спичку и зажечь плиту. Реакцию, сопровождавшуюся обмороком, представить может каждый. Испытать ее на себе довелось многим соседям по коммуналке, пытавшимся разогреть чаю. Да и не только соседям. При посещении ближайшей парикмахерской Шнейдеров поинтересовался, может ли мастер сделать сразу и маникюр. Получив положительный ответ от пока еще радушно улыбавшегося мастера, он присел за стол и, вынув из коробка часть фаланги, протянул тому палец. Парикмахерскую, после того как часть сбежавшихся на истошные крики барышень грохнулись в обморок, пришлось сменить.

Появление передачи "Клуб кинопутешествий":

image Click to view



С исследовательских и художественных фильмов в годы войны он переключился на фильмы инструкторские и агитационные, создав за четыре года 47 картин. А после войны ему удалось воплотить мечту, которую он лелеял уже много лет, - собрать команду для работы над серийными фильмами о путешествиях по СССР. Работая над фильмами, он исколесил десятки, если не сотни тысяч километров по всей стране. Шнейдеров был назначен руководителем творческого объединения географических фильмов студии «Центрнаучфильм», которое между собой все называли просто - Объединение Шнейдерова. Под его руководством по радио звучал «Клуб знаменитых капитанов», им же и придуманный, в кинотеатрах шли сериалы «Путешествия по СССР», киножурналы «На морях и океанах» и «Альманах кинопутешествий». А вся страна раз в неделю буквально прилипала к экрану телевизоров во время показа легендарной передачи «Клуб кинопутешествий», ведущим которой Владимир Шнейдеров оставался практически до самой смерти в 1973 году.

Режиссер-путешественник, Jewish ru

СССР, клуб кинопутешественников, железный занавес

Previous post Next post
Up