Почему ВС РФ проигрывают, отступают и будут продолжать это делать, часть 2(6)
Часть 1, она же 5-я, если брать вместе с текстами "Связь, ложь и видео" -
здесь.
Понимаете теперь, почему у нас нет военного аналога китайского “Мавика 3”, который оказался нужен фронту “Как воздух, как хлеб”?. Потому что на сотне квадрокоптеров стоимостью ну скажем по 500 000 рублей, имеющих похожий гражданский аналог, отличающийся только уровнем защиты передаваемого сигнала, украсть можно куда меньше, чем на десяти аппаратах стоимостью по 5 000 000 рублей и гораздо меньше, чем на одном аппарате стоимостью 50 000 000 рублей.
Именно поэтому в ВС РФ так необъяснимо долго полностью игнорировали накапливавшийся на Донбассе годами опыт успешного боевого применения небольших коммерческих квадрокоптеров, который ВСУ изучали, популяризировали и в итоге получили интегрированную с коммерческими коптерами систему целеуказания для артиллерии “Крапива”.
Именно поэтому та же фирма ZALA, которая сейчас перегружена заказами на изготовление БПЛА-“электричек” самолётного типа, перед началом СВО сидела без госзаказов, хотя дефицит аппаратов такого плана был самоочевиден.
Именно поэтому в апреле, во время СВО, российский расчёт БПЛА “Застава” пришёл к связистам “Призрака” и
показал свои в хлам изношенные батареи, попросив сделать им хотя бы одну нормальную. Связисты сделали две, купив на 15 000 рублей народных денег, взятых у
КЦПН, батареек форм-фактора 18650 в обычном магазине города Алчевска. И сварив из них полусамодельным сварочным аппаратом две не самые топовые по параметрам, но вполне рабочие, годные для полноценных полётов, батареи.
В 2011 году Министерство обороны России выдало УЗГА контракт на поставку в 2011-2013 годах 10 комплексов с БЛА "Форпост" общей стоимостью 9,006 млрд рублей (в каждый комплекс входит наземная станция управления и три БЛА), и 27 комплексов с мини-БЛА типа "Застава" общей стоимостью 1,3392 млрд рублей. Испытания первых собранных на УЗГА БЛА "Форпост" и "Застава" были начаты в декабре 2012 года. (гуглится такое количество одинаковых текстов, что нет времени искать первоисточник, но это в том числе и официальные сайты наших ведомств, а не только возлюбленные ведомствами блоггеры.)
То есть собранный из израильских машинокомплектов Searcher Mk II переименованный в не имеющий аналогов "Форпост" обходится казне в 900 млн. рублей за комплект из трёх машин и станции управления, а “мини”-БПЛА "Застава", который в девичестве израильский же Bird Eye 400 - 49,6 млн. рублей. Тот самый “Комплекс БПЛА за 50 миллионов”. Который, в количестве тоже трёх, кажется, самолётов, приехал на наш участок СВО с убитыми батареями. Позволю себе вынести сюда фото одной из батарей, которую наши связисты разбирали, чтобы снять с неё силовые кабели с разъёмами на ту батарею, которую сварили вместо неё из купленных в Алчевске элементов.
Батарея с биркой о вводе в эксплуатацию 20.10.2019 года, заезженная ещё до начала СВО вусмерть, как видите, имеет забавный импортный шильдик. То есть за восемь лет Уральскому Заводу Гражданской Авиации или какому-то другому предприятию в РФ военные не сказали “Ребята, а начинайте делать наши собственные батареи, а? А то неудобно будет, если самолёты по 50 миллионов рублей за комплект летать не будут из-за отсутствия батарей!” Почему? Потому что на батарейках, для развёртывания производства которых ты ещё давай деньги вложи, много не украдёшь. Да и сами батарейки - не солярка, не получится списывать пачками после каждых учений и продавать потом из-под полы. Поэтому нефиг.
А вот наш начальник связи батальона “Призрак”
озаботился возможностью сваривать из 18650-х АКБ потребные ему сборки, например, для переснаряжения батарей на портативные “Моторолы”. Потому что ЕМУ НАДО БЫЛО ВОЕВАТЬ, А НЕ ИЗОБРАЖАТЬ ПОКАЗУШКИ НА УЧЕНИЯХ. Поэтому эта “Застава” на нашем участке у россиян полетела и крови укропам попила.
И ведь никого в плане батареек ничему не научило сражение за Дебальцево зимой 2015-го, когда во 2-й армейский корпус Народной Милиции ЛНР привезли большое количество очень неплохих армейских радиостанций “Арахис”, но все они оказались с просроченными никель-металгидридными батареями, дававшими в лучшем, достаточно редком, случае треть номинальной ёмкости. Которые батареи и не обслуживали при хранении, и не заменили по истечении обозначенного срока хранения. И, во время боёв за Дебальцево, в городе Луганске, в мастерской связи сидели мужики, которые вручную перебирали эти батареи, вынимая из каждой батарейки по 6 китайских AA-аккумуляторов, и пытаясь выбрать из них хоть сколько-нибудь годные, чтобы из трёх-четырёх мёртвых батарей собрать одну сносную. Я сам входил в Дебальцево с Р-159 за спиной, с “Арахисом” в руке и с сухарной сумкой на ремне через плечо, в которой тащил дюжину примерно батареек на “Арахис”, каждая из которых “держала” максимум часа по два.
За эти негодные батарейки, два мешка пустых контейнеров из-под которых стояли тогда на входе в мастерские в Луганске, было заплачено страшной кровавой ценой в трёхнедельной “драке интеллигентов в грязи” между медленно возрождающимися из пепла Иловайского котла ВСУ и обригаженным ополчением во главе с профнепригодными россиянами типа
Степанищева-“Алмаза”. Так что, я думаю, никто не выразит недоумения, если я при встрече, которая непременно состоится после войны, крепко пожму горло мразоте-пропагандону Шурыгину, рассказывавшему сначала про то, что “махновцы” оправдывали собственную трусость”, прострелив ногу “Алмазу”, а потом -
про сетецентрическое взятие Дебальцево за три дня.
Этой весной, после очередных новостей о новых потерях и “деэскалации” под Киевом и Черниговом, одна очень добрая, но временами очень наивная женщина спросила меня:
- Мурз, ну неужели их ни чему не научило Дебальцево?
- Научило, - ответил я. - Оно научило их, что они всё сделали правильно, потому что в отчётах для Москвы всё было представлено как надо. Продажными тварями уже написана история сетецентрического взятия Дебальцева за три дня, а “Алмаз”, получая звание генерала и Орден Мужества, рассказывал всем, как ногу ему прострелил украинский пулемётчик, когда он поднимал в атаку батальон трусливых “махновцев”.
Кто ещё не в курсе, Степанищев - один из тех, кто ответственен за позорное невзятие Харькова этой весной. Это война. А на войне на всякую ложь со временем неумолимо набегают кровавые проценты, знаете ли.
Впрочем, я отвлёкся. Обещал же про связь.
Так вот, шестая часть повествования про связь должна была быть про то, как эволюционировала военная связь в РФ, как появился на свет первый общеармейский комплекс связи Р-168, тот самый “Акведук”, в котором портативные станции комплекса изначально имели
ППРЧ-защиту от помех и прослушивания. Опустим долгую предысторию, остановимся на самом важном. Посмотрите на
номенклатуру радиостанций комплекса “Акведук”.
В УКВ-диапазоне, для связи на сравнительно короткие расстояния, есть станции от Р-168-0.1У с мощностью передатчика 0,1 Ватт для крадущегося по кустам к противнику разведчика, которая дотянется на 1 ну 2 километра пересечённой местности назад, к своим, которые идут следом. И дальше линейка УКВ-части комплекса через 40-ваттные танковые станции идёт до Р-168-100У для командно-штабных машин, с мощностью передатчика 100 Ватт, которая на мачтовую антенну может дать 50-60 километров. Она при этом, если решит работать на 100 Ваттах мощности, будет сильно заметнее для РЭБовцев противника, но, работая на 100 Ваттах, находиться будет достаточно глубоко в тылу, вне зоны покрытия вражеской артиллерии и под надёжной защитой от ракетных ударов.
А КВ-сегмент комплекса, для работы в коротковолновом диапазоне? От десятиваттной Р-168-5КН для ДРГ и десантников до 50-ваттной танковой-командирской Р-168-100КБ и 100-ваттной Р-168-100КА для командно-штабных машин. Это на замену стареньким коротковолновкам Р-130 с открытым каналом, да. И это, при умелом подборе частот - многие сотни и даже тысячи километров устойчивой связи на АЗИ - антеннах зенитного излучения. Советские военные связисты, кстати, были затейники, особенно в Афганистане, если судить по словосочетанию “в горах” вот в этой статье в №1 “Вестника бронетанковой техники” за 1985 год, стр. 50.
“Наиболее приемлемым способом установки антенны зенитного излучения в командно-штабной машине БМП-1КШ явилось размещение антенных амортизаторов в корме с наклоном 35-40 градусов к горизонту в направлении кормовых дверей. Основания антенных амортизаторов целесообразно максимально разнести по ширине корпуса...”
и далее по тексту.
Ну очень хотелось жить советским связистам в Афганистане, поэтому придумали антенну зенитного излучения для КВ станций из двух АШ-4 на корме БМП-1КШ, дающую им устойчивую связь в движении аж на 350 километров.
Прошло тридцать лет. Физика не изменилась.
Продолжение
здесь.