Часть 2(6)
здесь.
Как видите, на красивом плане-презентации развёртывания системы связи нового поколения, “Азарт”, есть очень много боевых машин с именно такими характерными парными штыревыми антеннами на корме, откинутыми назад. Антеннами для работы в КВ-диапазоне. И рядом с боевыми машинами стоят наименования радиостанций этого комплекса “Азарт-Н”, то есть “носимая”, ранцевая, по габаритам как старая советская Р-159, и “Азарт-БВ” - “базовая возимая”, структурный аналог УКВ-радиостанций Р-123/Р-173 и КВ-радиостанций Р-130 одновременно, а также радиостанций из вышеописанного комплекса Р-168.
Комплекс “Азарт” позиционировался как SDR,
программно-определяемая радиосистема. Поэтому портативные радиостанции были заявлены в диапазоне 30-512 МГц, а носимые и базовые возимые ещё и в диапазоне 1,5-30 МГц, заменяя собой сразу два комплекта аппаратуры.
Всё очень логично и правильно, схемы рисовали и воплощали технари. Видите в левом нижнем углу схемы 4-х парней с подписью РД-что-то-там. Это РДГ, разведывательно-диверсионная группа, которая, как нарисовано на схеме, может находиться на расстоянии аж до 300 километров от машины, подписанной “КП Бригады”. Это потому что у них на схеме есть носимая рация “Азарт-Н”, которая может работать и в УКВ-диапазоне, поддерживая связь с членами группы, и в КВ-диапазоне - поддерживая связь с командованием. Ну и дальность связи между бойцами с портативными рациями указана - 4 километра. К ней мы ещё вернёмся, к этой цифре в 4 километра.
Ну а пока что обратите внимание на табличку “Радиосети на основе Mesh технологии”. Они ещё называются
“распределённые сети с ячеистой топологией” или, если хочется пафосно рассказать, о том, что умеет портативная радиостанция за четверть миллиона рублей - “распределённые сети с ячеистой топологией, функциями автоконфигурации и самовосстановления”. На практике это означает, что в таком режиме работы каждая радиостанция - ещё и автоматический ретранслятор для других станций. Дотянулся передачей до одной из станций - она тебя ретранслирует дальше, тем, до кого дотянется, а они - ещё дальше.
Да, я не ошибся, портативная радиостанция этого комплекса стоила бюджету до войны,
если ориентироваться по открытым данным госзакупок, в районе 275 000 рублей.
Ну как портативная… для солидности комплект подаётся в здоровенном чемодане.
Я когда впервые это увидел, не поверил глазам, что так откровенно можно “надувать” продаваемую вещь. Радиостанцию и её комплектуху, которые должны выдерживать боевое использование, кладут в такой прекрасный кейс с поролончиком, как будто оно всё хрустальное. Хотя можно было сложить примерно во в три раза меньший объём. Потому что всем этим зелёным штукам должно быть пофиг трепыхание в коробке и стуканье друг об друга. ОНИ ВОЕННЫЕ.
Но, в принципе, такой подход понятен, если ты знаком с базовой методикой.
Click to view
Читатель предположит, что, вероятно, кейс водонепроницаемый. Ну, оно и правильно. Как же военная рация-то, которая и в дождь и в снег должна работать, без подонепроницаемого кейса на войну-то поедет? Никак нельзя.
Но и тут нас ждёт разочарование. Открываем книжку.
Читаем самый несекретный её раздел.
Это НЕводонепроницаемый кейс.
Блоггеры-эксперты сходятся во мнении, что радиостанция крутая, потому что ну не может быть не крутой
большая, железная, тяжелая радиостанция. Нам до таких мощных суждений ещё расти и расти в профессиональном отношении, мы про какую-то фигню сейчас будем говорить.
Например, про то, что у этой станции в режиме ППРЧ, который у военных должен быть основным режимом работы, 20 000 скачков в секунду с частоты на частоту в определенном коридоре по псевдослучайному закону. И это, без шуток, очень здорово - и прослушать без очень мощной и дорогой аппаратуры не получится, и помеху поставить тоже, и запеленговать не очень мощную станцию в таком режиме - тоже непросто.
Ну то есть вот ползёт пара разведчиков к вражескому объекту - у них радиостанция, работающая в УКВ-диапазоне, минимально заметна, она передаёт информацию на командира группы, который идёт следом, а его станция - ретранслирует дальше - замыкающему, а у того радиостанция добивает до БТРа, который они оставили в укрытии. А на БТРе у нас что? Радиостанция “Азарат-Н”, установленная на броню носимая станция с возможностью работы в КВ-диапазоне. И штаб мотострелковой бригады слышит доклад от своих разведчиков с БТРа хоть за 300 километров, причём запеленговать КВ-станцию, которая работает антенной зенитного излучения вверх и отражённой от ионосферы волной, да ещё и в ППРЧ… ну так… слегка проблематично.
А ещё в воздухе может летать беспилотник, посмотрите на картинку. Летать, обеспечивая дальность ретрансляции данных в 100 километров. Красота!
Система идеальная. Пехота, разведка, диверсанты - все, кто оказывается близко к противнику, оснащены маломощными ППРЧ-радиостанциями, которые безнаказанно дотягиваются своей “ячеистой топологией” туда, где стоят радиостанции “Азарт-Н”, в рюкзаках у связистов, на земле или на технике, а то и сразу “Азарт-БВ”, на танках.
Одна печаль - она, система, в том виде, в котором она на этой схеме нарисована, примерный аналог того, чем пользуется американская армия. Но не стоит унывать - это только кажется, потому что на самом деле аналогов у системы “Азарт” нет. И мы сейчас это докажем.
Начнём, пожалуй, с того, что объясним явление, которое на этой войне происходило и происходит до сих пор. Вот как в этом
прекрасном сентиментальном репортаже Первого канала от 24 марта 2022 года из-под Киева. Отец и сын, отец - “подполковник в штабе”, сын - “лейтенант-разведчик на передовой”. Отец поздравляет сына с награждением его Орденом Мужества.
Три стоп-кадра.
Сын-разведчик справа. На одном из кадров мы уверенно можем опознать, что из кармана у него торчит или китайская аналоговая радиостанция Baofeng UV-5R стоимостью около 2 500 рублей, если оптом, или внешне абсолютно такая же китайская простенькая цифровая DMR-ная радиостанция Baofeng DM-5R, которая стоит в 2-3 раза дороже UV-5R, но по-прежнему во много-много раз дешевле “Азарта” за 275 000 рублей. Впрочем, кого мы обманываем? С вероятностью 99% это аналоговая Baofeng UV-5R, которая и прослушивается и пеленгуется на “отлично” и которая массово закупалась как российскими военными, так и “народными милиционерами” этой весной и летом.
А у отца в одном подсумке - “Азарт” с характерной длинной плоской антенной, а в другом - такой же “Баофенг”. То есть штаб разговаривает с подчинёнными, которые лазают под носом у врага… открытым текстом? Да ещё и светится всё это пятиваттное китайское счастье для вражеского РЭБ как новогодняя ёлка.
И вся концепция всеобщей системы закрытой связи у ВС РФ на поле боя, нарисованная на картинке, летит к чертям. У войск, на оснащение которых закрытой связью потрачены миллиарды рублей, в боевых условиях на низовом уровне неизбежно начинает работать
“Закон Роммеля для открытых радиосетей” и противник начинает получать, что называется, “он-лайн” ценную информацию.
Почему так происходит? Вряд ли папа хочет сыну плохого и поэтому не даёт ему “Азарт”. Вряд ли он делает это в каких-то воспитательных целях. Вряд ли в армии есть какой-то интеллектуальный ценз на допуск офицеров к пользованию этими станциями или “только начиная с капитана”, скажем. Очевидно, этих военных радиостанций просто очень не хватает. Почему же их не хватает?
Продолжение
здесь.