Что такое вейци, как в это играть и чем это отличается от го.

Jul 21, 2012 00:26

Китайская игра 围棋, вероятно, давно известна на Руси. Ее названием был простой перевод иероглифов - "облавные шашки". Нет достоверных свидетельств, что это была именно эта игра, но это очень вероятно(упоминаются "множество шашек", что соотвествует именно вейци).
При рассказе я стараюсь избегать японских терминов и заменять их обычными для российских игроков понятиями, тем не менее, разговаривая с русскоязычным фанатом игры, будьте уверены: ни единого китайского термина он знать не будет, в отличие от груды японских(если он не скажет "ханэ" или "фурикавари"- вы легко отделались, это новичок:) ).



стория игры теряется во тьме веков. Богатый символизм и бытовавшая в старину ритуальная последовательность первых ходов намекают, что изначально она была ритуальным действием, гаданием о будущем. Этот символизм я надеюсь частично изложить в процессе рассказа о правилах.

Для игры употребляется прямоугольная доска, расчерченная квадратами(обычно форма не совсем квадратная, действительно квадратов на настоящей доске 42, в чем тоже усматривают символизм =) ). Игра происходит на пересечениях линий, которых обычно насчитывается 19 в одном направлении. То есть поле для игры - 19 на 19 пересечений. Если посчитать все, получится 361, что связывают с лунным годом. Центральным крестом доска делится на четыре части, соответствующих четырем сезонам.

Для новичков есть доски 9х9 или 13х13. Тибетская версия игры содержит 17х17 линий, такие доски в древности были широко распространены и в Китае. Центральное пересечение называется 天元 (так же называется один из титулов профессионального вейци и один из японских титулов в го), оно символизирует небесную ось, Полярную звезду, вместе с угловыми точками на 4ой линии(отсчет линий всегда идет от края) и лежащими на 4ой линии на серединах сторон, они называются 星位 "звездные точки". На доске они практически всегда явно выделены для удобства.

Для игры используют круглые в основании 子 "камни"(которые изготовляются из бесчисленного множества различных материалов, от конусов из драгоценных камней и чечевичной формы кусочков редких раковин до пряников) двух контрастных цветов. Обычно это белый и черный, гораздо реже синий и красный. Нетрудно увидеть в этом как противопоставление небесного круга на земном квадрате(камней и звезд на доске на доске), так и соперничество инь и ян, белого и черного. Камни ставятся на пересечение линий, по одному на одно пересечение и не двигаются в дальнейшем(кроме как при снятии с доски). Хорошим тоном в го считается постановка камня, держа его указательным пальцем снизу и средним сверху.

Первыми игру начинают черные, затем игроки ходят по очереди, ставя по одному камню. Поставить на доску сразу два - культурный способ сдаться. Игрок может отказаться от хода, если второй игрок тоже пасует, то игра заканчивается. Пустые(без камней) пересечения доски, соединенные с камнем линиями, называются 气 "дыханием, свободой"(если попробовать не переводить термин "ци" или перевести как "энергия", его символизм станет далее очевиден=) ). Камни одного цвета, стоящие на соседних пересечениях, считаются единым целым, одной группой и их свободы суммируются, то есть чем больше группа, тем обычно сильнее ее "ци" Камень находится на доске до тех пор, пока у него не закончится "ци" из-за окружения его или всей его группы камнями второго игрока. После того, как на доску ставится камень, отнимающий последнюю "свободу" у камня или группы на доске, стоявший камень или группа с доски снимается(吃"съедается") и становится "пленником"(в японских правилах, в китайских их возвращают в емкость для камней). При этом сам захвативший камень может встать на то место, где изначально нет ни одного дыхания, но где дыхания появятся после захвата. Во всех других случаях запрещено ставить камень туда, где он или его группа не будет иметь дыханий.

<Тут лучше показывать картинки, одну про подсчет дамэ у группы, одну про ко из двух поннуки>

И последнее правило: нельзя ставить камень так, чтобы на доске возникло положение, которое на ней уже было в этой игре. Это называется 劫 "ко" по-японски(обычно связывают с индийским термином "кальпа", или крайне большой период времени, миллиарды лет). Как пример: в вейци часто возникают ситуации, когда один камень с одним свободным дыханием захватывается камнем, который в результате имеет тоже одно дыхание - на месте только что снятого камня. Если нет запрета на повторение позиции, череда захватов длится вечно("в течении кальпы"). Иногда на доске возникает двойное и тройное "ко". В японской истории тройное "ко" считается плохим предзнаменованием. Этот запрет - последнее правило, являющееся обязательным для игры.

Остался главный для игрока вопрос -  как решить, кто выиграл. Если просто ставить камни по правилам, не ограничивая себя мыслями о выигрыше, то вейци очень похоже на игру Конуэя "Жизнь", где точки сплетаются в различные причудливые формы. Камни на доске могут быть живы(когда есть две отдельные точки пересечений, окруженные группой, то ее невозможно захватить), а есть мертвые(когда их можно в любой момент захватить, потому что они окружены и не имеют достаточного для жизни количества свобод). Искусно расставляя камни(и если противник не делает того же), можно убить группы соперника и заполнить почти всю доску своими камнями. Именно на этой идее основан подсчет 目(очков). Тот игрок, который имеет больше камней на доске на момент, когда оба игрока говорят "пас", выигрывает. В реальных играх никто не выставляет на доску все камни на все возможные места, считают место, на которое можно камни поставить так, чтобы они остались в живых - 地(территория игрока) и количество уже стоящих на доске камней. Поскольку в игре часто(почти всегда у начинающих и опытных) возникает ситуация, когда группа камней мертва, но второй игрок не хочет тратить ходы на ее добивание, в конце игры нужно согласие игроков, какие группы мертвы, а какие живы. Обычно договориться удается, поскольку умение определять жизнь и смерть - основа умелой игры. При споре в японских правилах существует довольно сложная система подсчета, но в вейци по любому объекту спора можно просто доиграть(попробовать снять с доски мертвую группу, съев ее).

Внимание: изложение метода подсчета относится только к современным китайским правилам(не в версии Инга).

Мертвые камни убираются с доски. Теперь начинается подсчет очков. Поскольку и камень и точка своей территории равноценны, то можно переставлять свои камни на своей территории так, чтобы получились удобные для счета формы. Можно убирать и добавлять камни на свою территорию так, чтобы получилось круглое число(несколько десятков). После этого, запомнив, записав или выложив рядом с краем доски камнями количество десятков территории, считают стоящие на доске камни. Для этого их можно перемещать как угодно(удобно складывать по пять или по десять). В принципе, подсчет можно провести только для одного игрока, поскольку сумма точек на доске 361 и вся она оказывается поделена между игроками(иногда возникает случай, когда есть ничейные точки, которые ни одному из игроков невыгодно занимать, поскольку это критически уменьшает "ци" у одной из борющихся за выживание равных групп, такие точки учитываются особо до подсчета камней).

В современных серьезных играх исключается ничья и компенсируется преимущество первого хода черных(для профессиональных игроков оно значимо). Для этого белые получают небольшую 贴目 (фору, обычно пользуются термином "коми", поскольку придумали ее японцы для чемпионатов) в нецелое количество очков. Обычно это 7.5 для Китая и Америки и 6.5 для Японии, России и Кореи.

Если вы начнете играть с кем-то, кто не является таким же новичком, вы столкнетесь с довольно гибкой системой форы. Для того, чтобы играть с форой, нужно выложить на звездные пункты количество черных камней, соответствующее разнице в уровне(для этого существуют системы разрядов, хотя для каждой страны они немножко разные). Более сильный игрок играет белыми без форы "коми" и ходит первым. Такая фора может позволить играть с равным интересом людям с разницей до 9 рангов, обычно человек с любительским 1 段(даном) получает такую фору от профессионала(при этом есть профессионалы, играющие на 2-3 камня сильнее среднего), опытный любитель(чуть лучше моего уровня) - от 1го дана, а опытный любитель - начинающему, а начинающий - тому, кто играет первый раз. Вейци очень многогранная игра, на каждом уровне понимания открываются все новые ее красоты и сложности.

Вот все, что нужно знать, чтобы провести игру в вейци.

Приведу список правил го, взятых с сайта http://19x19.ru:
1. Игра начинается на пустой доске.
2. Первыми ходят черные, ставя камень на пересечение линий в любую точку доски. Затем ходы делаются по очереди. Однажды поставленные камни не передвигаются.
3. Цель игры - обрести контроль над большей частью незанятых пересечений (территории), чем у противника.
4. Камень, все пункты дыхания (дамэ) которого заняты камнями противоположного цвета, считается захваченным и снимается с доски. Группа камней, у которой все внешние и внутренние пункты дыхания заняты камнями противоположного цвета, считается захваченной и снимается с доски.
5. Нельзя совершать самоубийство, то есть нельзя делать ход, лишающий собственную гpуппу камней последней степени свободы (дамэ). Можно делать ход, котоpый оставляет гpуппу без степеней свободы, если этим ходом захватывается камень или гpуппа пpотивника.
6. Hе pазpешается совеpшать ход, ведущий к повтоpению позиции (правило Ко).
7. Игра заканчивается тогда, когда на доске не осталось ни одного хода, который бы вел либо к увеличению либо к уменьшению чей-то территории.
8. В любой момент игрок белыми и черными камнями может пропускать ход (пасовать), а также признать свое поражение (сдаться). После двух пасов подряд игра заканчивается.
9. В конце паpтии захваченные каждым игpоком камни выставляются на теppитоpию пpотивника, уменьшая ее.
10. Размер компенсации (коми) за право первого хода либо же величина форы определяются перед началом партии.

Обратите внимание на разницу в терминах и методах подсчета территории(однако можно заметить, что различия в методе подсчета не дают существенной разницы в счете, обычно 0-2 очков).
Теперь вы можете играть как в вейци, так и в го. Удачи!
-----------------------------------
Остались за кадром:

Модные термины. Пирамидальность плоской доски, летающие драконы, глаза, их выкалывание, защелки, лестницы, бамбук, тигриная пасть, скачущая лошадь.
Проблемы компьютерного го
Где поиграть, какие программы использовать
Как совершенствоваться, что читать\что делать
го в культуре аниме Хикару но Го Кавабата Ясунари и Книга "Мейдзин"
знаменитые игры, в т.ч. игра атомной бомбы в хиросиме
У Цинъюань (Wu Qingyuan, 呉清源), более известный как Го Сэйгэн (родился 19.05.1914) - выдающийся японский игрок в го китайского происхождения.
сунг чанг падук, древнекорейская версия вейци с тем самым ритуалом начала игры
современное состояние го в мире
Англоязычная библиотека http://senseis.xmp.net/

--------------------------
Не знаю китайского слова для захваченных камней. На сенсейсах не знают. В общем-то это может объясняться отсутствием этого понятия в китайских правилах, но уж больно непривычно.

Есть ли у 子 какая-нибудь ассоциация с небесными объектами?

В бкрс в статье "劫" написана чушь. Отвлекающий ход в вейци, как и в шахматах, сделать довольно трудно(ситуация в одной части доски иногда совершенно не влияет на другую). Есть коварные ходы(нужно выбрать неочевидный ответ на кажущийся слабым ход), они называются 骗着. 劫 это "ко", запрет на повторение позиции и приемы, с этим связанные и это совершенно точно.

думательное, задел на будуще, глубоко иностранные глифы, черновик

Previous post Next post
Up