Проблема "добровольности" в либерализме

Oct 27, 2019 15:46

Тут Расс Робертс рассуждает, что в капитализме главное не "эгоизм", а "добровольность". Но при этом теория того, что добровольно, у либералов, либертарианцев и прочая - довольно расплывчата. Я подозреваю, что явно мошеннические действия типа игры в наперстки не будут попадать под "добровольность" (хотя не сомневаюсь, что найдутся свои оетары и на ( Read more... )

политэкономИя, загадки, φιλοσοφία

Leave a comment

risky_manager October 27 2019, 16:28:32 UTC
чтобы понять, что такое "добровольно", нужно всего-то понять, что такое "воля" и что такое "добро". книжка "Оправдание Добра" была у Владимира Соловьева (у философа, а не у "журналиста"), про волю у Ницше книжка была... но скрещивать Ницше с Соловьевым у меня рука не поднимается )))

пысы: вот, кстати, что Соловьев писал для Брокгауза про волю
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Воля,_в_психологии_и_философии

и про свободу воли
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Свобода_воли - там у него своих мыслей нет, только изложение чужих идей

Reply

cass1an October 27 2019, 19:30:17 UTC
Это любопытно, но не отвечает на вопрос. Не поверю, чтобы Соловьев был авторитетом именно для этой публики, опять же, просто рассуждения про добровольность (например, в рамках common law) не нужны, меня интересует именно либерально-либертарианская интерпретация, потому что я не понимаю, как она работает и вообще есть ли она у них в содержательном (позитивном, а не негативном) виде или это сплошное мычание про злых статистов.

Reply

risky_manager October 28 2019, 10:18:51 UTC
с прикладной точки зрения, ответ на вопрос "что же такое добровольность?" вполне очевиден - сторона, которая считает себя ущемленной, подает иск, а там уж как суд решит, так и будет. ничего лучше справедливого суда либертарианцы не придумали и не придумают. другой вопрос, что суд может быть не государственным, а третейским.

не может же быть, чтобы либертарианцы были готовы жить без суда...

Reply

cass1an October 28 2019, 19:54:38 UTC
Замечательно, а третейский суд как будет определять, была ли сделка добровольной или недобровольной, какими принципами он должен руководствоваться? Не дубовым же common law?

Reply

risky_manager October 29 2019, 08:48:14 UTC
обычно на развитых рынках - развитое законодательство, и большинство практических случаев в него укладывается (ограничения дееспособности, законы о рекламе, обязательность информирования при сделках, риск-оговорки и тд и тп). если при сделке все сделано по действующим законам - добровольная, не по законам - не добровольная...

поймите, очень сложно вывести единые законы признания добровольности/недобровольности, да чтобы они еще и работали всегда и были защищенными от манипулирования (что для наперед прописанного закона в людском обществе - та еще задача)... это примерно как придумать и подтвердить экспериментально "единую теорию всего" в физике...

зато гораздо проще разобраться в каждом конкретном случае. что и делается.

Reply

cass1an October 29 2019, 09:10:07 UTC
"обычно на развитых рынках - развитое законодательство"
Обычно на развитых рынках развитая юридическая теория и я именно её и хочу увидеть. То есть если действующий закон говорит, что со всех сделок взимается НДС, то взимание НДС при совершении сделки - добровольно? Отлично, тогда мы уже живем в либертарианском мире (я к тому что это абсурдный подход).

"поймите, очень сложно вывести единые законы признания добровольности/недобровольности, да чтобы они еще и работали всегда и были защищенными от манипулирования"
Конечно, я именно поэтому и спрашиваю, думали ли над этим не туземные мыслители, а кто-то, кого разработка теории не пугает. Человечество придумало римское право и еще десяток работающих систем. Чтобы оценить, как будет работать либертарианское право, надо понимать его принципы, для этого их хорошо бы сформулировать точнее, чем "наш самый честный либертарианский идеальный суд разберется".

Reply

risky_manager October 29 2019, 14:02:24 UTC
>> Человечество придумало римское право и еще десяток работающих систем.

интересно, в какой из этих систем обходятся без суда, особенно с учетом того, что "все лгут"(с)? есть ли какая-либо юридическая система, добровольность/недобровольность сделки в которой определялась бы автоматически, лишь на основе писаного закона? если нету таковой, то почему вы хотите оного именно от либертариев?

вы поймите, я сам - не либертарий, я тут просто пытаюсь поработать адвокатом дьявола...

Reply

cass1an October 29 2019, 14:47:32 UTC
" в какой из этих систем обходятся без суда"
Нигде не обходятся. Но цель суда не в том, чтобы каждый раз придумать принципы, а чтобы имея принципы, их применить.

"то почему вы хотите оного именно от либертариев"
Потому что они постулируют её как одну из высших ценностей, вся идея NAP - обеспечение добровольности в некотором узком смысле (через отсутствие конкретного вида принуждения).

Reply

risky_manager October 29 2019, 16:51:01 UTC
>> Но цель суда не в том, чтобы каждый раз придумать принципы,

ну в островном праве не гнушаются и каждый раз когда приспичит придумывать...

>> вся идея NAP - обеспечение добровольности в некотором узком смысле (через отсутствие конкретного вида принуждения).

идея НАП в том, что все люди - не люди (с их эмоциями биасами комплексами и болезнями), а полностью информированные рациональные роботы, у которых на лбу горит надпись "мене текел фарес". пока человек "молодой здоровый программист"(тм) - оно самое то, что ему надо, но когда он становится старым больным философом, то обычно от этого излечивается.

у них даже определения агрессии нет, и быть не может - всё суд должен решать по конкретной ситуации... (кстати, в римском праве тож самое )) да и в любом другом) таким образом НАП плавно переходит в буддистский принцип недеяния... атлант сел в позу лотоса, расправил плечи и спокойно смотрит, как рушится мир...

Reply

cass1an October 29 2019, 18:18:59 UTC
"в островном праве не гнушаются"
Каждый раз - гнушаются. Прецеденты это попытка выводить общие принципы в процессе рассмотрения дел, где старых не хватает, а не каждый раз придумывать новые принципы.

"идея НАП в том"
Это уже другой вопрос. Тут речь именно про построение политической и правовой системы на принципах, без философской оценки самих принципов и "взлетит\не взлетит".

"даже определения агрессии нет, и быть не может "
Ну не совсем, общие принципы про нарушение права собственности (в том числе на собственную персону) тут, кмк, достаточны.

Reply

risky_manager October 29 2019, 18:29:16 UTC
>> не каждый раз придумывать новые принципы.

не каждый раз, а только когда приспичит. поэтому и зачеркнуто )) хотя смысл тот же: не хватило судье имеющихся принципов - вуаля, вот еще один ))

>> общие принципы про нарушение права собственности

никогда не позволят отличить, например, мошенничество от реализовавшегося коммерческого риска. или в обществе биороботов рисков нет и быть не может? ))

Reply

cass1an October 29 2019, 19:58:26 UTC
"мошенничество от реализовавшегося коммерческого риска"
Если игнорировать мошенничество как категорию, то и не надо отличать. В обществе биороботов нет mens rea, это как раз самое любопытное во всей этой небольшой потасовке.

Reply

risky_manager October 30 2019, 10:30:23 UTC
>> В обществе биороботов нет mens rea,

почему это? кто сказал, что все биороботы должны быть добрыми? )) они должны быть "осознанными", и если рассудок комундь из них подскажет, что выгоднее смошенничать (например, баланс выгоды/наказания вкупе с их вероятностями так сложится), то он вполне сможет и смошенничать, например, используя асимметрию информации, или попытавшись не выполнить контракт, ссылаясь на реализацию риска, хотя мог бы это сделать за счет резервов... да мало ли способов..

в общем, если риски есть, то и мошенничество игнорировать не получится.

Reply


Leave a comment

Up