Античные авторы о Великих пирамидах. Геродот. Страбон

Dec 13, 2024 05:09

gran (англ.) - бабушка
anary (англ.)- ни одного
granary (англ.) - зернохранилище, житница

*



Античные авторы не оставляли изображений, они только писали. Напомним говорившееся в прошлый раз: все античные исторические труды, как и вся литература, появились в Возрождение, считается, что с рукописей X-XI вв, хотя есть, считается, и рукописи постарше. Поэтому мы вольны ставить любые иллюстрации, имеющие отношение к теме. Вот и проиллюстрирем тему изображениями из той же эпохи, когда появились античные авторы. Они показывают, какими были представления о пирамидах в ту эпоху. Это, например, схема Каира из первого в мире атласа городов земного мира Civitates orbis terrarum Георга Брауна (Georg Braun, 1541-1622). Вы видите страницу издания Ортелиуса (Abraham Ortelius, 1527-1598), Антверпен, 1575 год.. Местность возле Каира - сплошные скалы, и среди них огромное количество пирамид. Сам Каир еще "в прошлом Вавилон", именно здесь коротали евреи "вавилонское рабство" в исторической матрице того времени.



А это пирамиды в первом в истории описании мира Cosmographia Себастьяна Мюнстера (Sebastian Münster, 1488-1552), того самого, где драконы, безголовые люди с лицами на груди и прочие. Пирамиды были голой идеей, например, в базельском издании 1548 года.



Базельский издатель, чувствуется, не видел даже единственную в его время пирамиду Цестия, поэтому поставил иллюстрацией голую абстракцию, исходя только из текстового описания. Римский, выпускавший труд в 1554 году ее, конечно, видел, поэтому придал египетским пирамидам более правдоподобные, по его мнению, черты.



Хотя  какое тут правдоподобие, если остроугольные пирамиды сколь-либо серьезной величины даже и в теории построить невозможно. Просто потому, что никакой даже и современный материал, не говоря о хлипкой формованной смеси и блоках из песчаника у историков, не выдержит колоссальных нагрузок, которые лягут на него в острой пирамиде, и пирамида неизбежно развалится задолго до завершения строительства. Реальные пирамиды представляют собой насыпанные холмы, обложенные по периметру тремя рядочками блоков, формованных на месте, при этом на внешний рядочек нагрузки нет никакой, на два других - одного и двух рядочков. Попытка построить пирамиду острее других - Хефрена имеется в виду - привела к разрушению блоков периметра и долгой остановке стройки. Достраивали ее единственно возможным способом: поставили на песчаное основание крепкую, надежную площадку и повели с нее следующие десять-пятнадцать рядков под шапку надежными кирпичными тумбами под штукатуркой, имитирующей песчаник. Шапка - это уже мощная надежная формовка, фрагментарно с листовыми материалами... Сегодня штукатурка осыпается, открывая кирпичи, доступные для хорошего объектива и вгоняющие в ступор академических и альтернативных ученых, абсолютно не готовых к таким фактам. Более детальные съемки Хефрена дронами хранителями истории, отвечающими за объекты Гизы, не допускаются.





Все это не раз описывалось в других постах, а в этом, обрисовав представления о пирамидах в эпоху появления свидетельств античных авторов, представим двух из них - Страбона и Геродота.

Страбон поставлен первым, хотя в истории Геродот на четыре с лишним века старше его. Но по степени дикости представлений о пирамидах и вообще о Гизе сначала писался все-таки Страбон.

*



Страбон (64 или 63 до н.э. - не ранее 21 и не позднее 24 н.э.)
Греко-римский географ. Портрет ХVI века. Чем-то же надо было украшать книги, залы, аудитории, где читали и изучали Страбона.

Страбон остался в истории с трудом "География" из 17 книг. В Египет, считается,  путешествовал лично, сопровождал префекта этой провинции Элия Галла в инспекционном плавании через всю провинцию до самой Эфиопии. В книге XVII уделил часть главы Гизе, Сфинксам и пирамидам.

32. Существует в Мемфисе и Сарапий, находящийся в очень песчаном месте, так что ветры нагромождают там песчаные холмы. Одни сфинксы, которых я видел, засыпаны этими песками даже до головы, другие же видны только до половины; отсюда можно заключить об опасности, если песчаный вихрь застигнет путника, идущего к святилищу. Город Мемфис - большой и густо населенный, второй после Александрии, с населением из людей смешанной расы, подобным тому, которое живет вместе в Александрии. Есть там и озера, лежащие перед городом и дворцами, которые теперь разрушены и опустели; они построены на возвышенности и доходят до нижнего основания города; к городу примыкают парк и озеро.

33. Отойдя от города 40 стадий, достигнем горного плато; на нем расположено много пирамид - гробниц царей; особенно замечательны три, две из них тоже причисляют к семи чудесам света; ведь они достигают стадия в высоту, четырехугольные по форме, а их высота немного больше длины каждой из сторон; одна из них только немного больше другой. Наверху, приблизительно посредине между сторонами, находится камень, который можно вынимать; если камень поднять, то открывается извилистый проход к гробнице.(1) Эти пирамиды стоят поблизости одна от другой на одинаковом уровне; но далее, на большей высоте горного плато, стоит третья пирамида, гораздо меньше первых двух, хотя для ее сооружения потребовалось гораздо больше средств, ибо от самого основания и почти до середины она построена из черного камня, из которого делают ступки, причем камень доставляют издалека - с гор Эфиопии; вследствие своей твердости и трудности обработки этот материал сильно удорожает строительство. Пирамида эта называется «Гробницей гетеры»; она построена любовниками гетеры, которую Сапфо, мелическая поэтесса, называет Дорихой, возлюбленной ее брата Харакса, привозившего в Навкратис на продажу лесбосское вино; другие же называют ее Родопис. Они рассказывают мифическую историю о том, что во время купания орел похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принес в Мемфис; в то время когда царь производил там суд на открытом воздухе, орел, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумленный как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием,, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда ее нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя; после кончины царица была удостоена погребения в выше¬упомянутой гробнице.

34. Не следует обходить молчанием одного из удивительных явлений, которое мне пришлось наблюдать у пирамид: перед пирамидами лежит несколько груд каменных обломков; среди них находятся обломки, по форме и размерам похожие на чечевицу; в некоторых грудах попадается нечто вроде крупинок как бы от полувылущенных зерен. Говорят, что это - окаменелые остатки пищи рабочих, и это утверждение не лишено вероятности. Действительно, у меня на родине существует на равнине холм продолговатой формы; этот холм полон чечевицеобразной гальки туфового камня; морская и речная галька представляют почти одинаковые трудности для объяснения, в то время как происхождение последней можно объяснить движением, производимым течением реки, в первом случае объяснение явления более затруднительно, В другом: месте я указал, что неподалеку от каменоломен, из камней которых построены пирамиды, на другой стороне реки, в виду пирамид в Аравии находится весьма скалистая гора под названием «Троянская»; у подошвы этой горы находятся пещеры и селение, называемое Троей (вблизи этих пещер); это древнее поселение троянских пленников, которые сопровождали Менелая, но осели там.

35. После Мемфиса следуют город Аканф, также находящийся в Ли¬вии, святилище Осириса и роща фиванского аканфа, из которого добывают камедь. Затем идут Афродитопольский ном и одноименный город…..»

Источник: «Страбон. География в 17-ти книгах». Перевод Г.А. Стратановского, под общей редакции проф. С.Л.Утченко, редактор перевода проф. О.О.Крюгер, Ленинград, Ленинградское отделение издательства «Наука», 1963г.

Неопределенное множество Сфинксов, засыпанных, полузасыпанных - только улыбнуться. На заре формирования истории Египта, отдельного от античного мира, их и изображали без счета.

Плато Гиза - горное, пирамид на нем много, но три из них уже выделяются.

Форма двух Великих пирамид не удивляет. Высота в 1 стадий (178-180 м), что "немного больше длины каждой из сторон" - это стандартное чудо всех старых свидетельств, никем не виданное и невозможное физически. Для тех, кто все еще не усвоил параметры реальных сооружений: Хеопс - высота 138 м, расчетная 146 м, стороны по 230 м; Хефрен - высота 136 м, расчетная 143 м, стороны по 210,5 м.

Фантазии про входы наверху посередине граней за двигающимися камнями, открывающие извилистые ходы к гробницам, как и все другое, оставляем на совести сочинителя.

Пирамиду Микерина сочинитель Страбона загнал вдаль, на большую высоту горного плато. А вот в гранит пирамиду одевать, как видим, задумано было очень давно.

Полюбуемся египетской версией сказки про Золушку. И наконец, подойдем к самому удивительному месту свидетельства Страбона, и оно не о пирамидах. Посмотрите, куда он загнал троянцев и Трою. В Аравию! И это лучше всех пирамид свидетельствует об архаичности текста. Когда автор Страбона трудился над его сочинением, еще даже Гомера не придумали. Ему еще предстояло собирать флотилии для осады Трои и отправлять в плаванье Одиссея. А куда собирать и отправять? В Индийский океан? Аравийская Троя, считаю, еще более удивительный атавизм предыдущей исторической матрицы, действительной на момент написания текста Страбона.

После написания текста Страбона матрицу в части Трои подправили. Трою перенесли в Средиземноморье, где ее нашел в конце концов великий Шлиман, и на 12 веков в прошлое от самого Страбона. А Гомера поселили в IX век до н.э. Страбона подправить забыли; или уже поздно было, вышел в тираж. Но старая матрица некоторое время еще жила в части эпохи существования Трои. Еще и в XVIII веке Ломоносов отслеживал истоки славянских и российского народа от троянцев, но это уже другая история...

*



Геродот (около 484 - около 425 гг до н.э.)
Древнегреческий историк. Портрет, считается, римская копия греческого оригинала IV в. до н.э., т.е. не прижизненный. Известен с ХIV в.

Отец истории, названный так еще древними, остался в ней трактатом "История" из 9 книг. Что интересно, он записал в подробностях рассказ о постройке Великой пирамиды. Интересующий нас отрывок приведен в книге II "Евтерпа".

124. Так вот, до времени царя Рампсинита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах, Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего, он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, - работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5 стадий длины, а шириной в 10 оргий, в самом высоком месте 8 оргий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной в 8 плетров и такой же высоты, и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов.

125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни [основания], остальные [для заполнения площадок] поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах - почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра. Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев [для усыпальницы] .

126. А Хеопс, в конце концов, дошел до какого нечестия, по рассказам жрецов, что, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег - колько именно, жрецы, впрочем, не говорили. Дочь же выполнила отцовское повеление, но задумала и себе самой оставить памятник: у каждого своего посетителя она просила подарить ей, по крайней мере, один камень для сооружения гробницы. Из этих-то камней, по словам жрецов, и построена средняя из трех пирамид, что стоит перед великой пирамидой (каждая сторона этой пирамиды в полтора плетра).

127. Царствовал же этот Хеопс, по словам египтян, 50 лет, а после его кончины престол наследовал его брат Хефрен. Он поступал во всем подобно брату и также построил пирамиду, которая, впрочем, не достигает величины Хеопсовой. Я сам ведь ее измерил. Под ней нет подземных покоев и не проведен из Нила канал, как в той другой пирамиде, где вода по искусственному руслу образует остров, на котором, как говорят, погребен Хеопс. Самый нижний ряд ступеней он велел вывести из многоцветного эфиопского камня и построил пирамиду на 40 футов ниже первой, при таких же, впрочем, размерах. Обе пирамиды стоят на том же самом холме высотой около 100 футов. Царствовал же Хефрен, по словам жрецов, 56 лет."

Перевод филолога-античника Г.А. Стратановского.

Чушь, разумеется, эти блоки в виде столбов длиной не менее 30 футов (9,14 метра). Нет, конечно, таких, ни в Великой, ни в любой другой пирамиде мира. Даже в теории они неприемлемы - кто бы их вообще тесал, транспортировал... Это же сумасшедший скачок трудозатрат и времени даже по сравнению с невероятным, фантастическим тесанием-доставкой нормальных блоков в количестве, потребном для Великой пирамиды у официальной науки. Но чушь прижилась. У Афанасия Кирхера, основоположника египетской мистики, пирамиды были и нормальные, в смысле гладкие, и в полосочку. Хотя он мистик, ему можно. Но и пишущие путешественники повторяли чушь.

Английский поэт, переводчик Вергилия и Овидия, путешественник по восточному Средиземноморью Джордж Сэндис (George Sandys, 1578-1644) был в Египте в 1610 году, опубликовал увиденное в 1615 году. Полностью путешествия Сэндиса в четырех частях опубликованы в лондонском издании A relation of a journey begun An: Dom: 1610. Fovre bookes. Containing a description of the Turkish Empire, of Ægypt, of the Holy Land, of the remote parts of Italy, and ilands adioyning 1621 года. Сам ли он послушал пожелание доброго советчика показать пирамиду как реальную, издатель ли его, оба ли - сейчас это неизвестно и неважно, но в книге пирамида показана как реальная, и есть вот такая графика.



Вход, бесспорно, подлинный. Мастабу Хеопса делали еще в XVI веке, она была готова, кроме уникального перекрытия Большой Галереи, способного держать мегатонные нагрузки будущего холма - тела пирамиды. Галерея будет стоять не перекрытой еще и при Гривсе, а в 1610 году был только вход с коротким туннелем, уходящим в бесформенное природное или формованное в данной части основание, до начала Большой галереи. За входом предстояло насыпать песок и обкладывать его блоками, формованными на месте, которые мы видим сейчас. Делать это на момент свидетельства Сэндиса еще не начали, вход на изображении автору с издателем подсказали обложить длинными блоками-столбами Геродота.

А в 1758 году увидела свет иллюстрация труда Геродота, вот эта гравюра Антуана Ива Гоге (Antoine-Yves Goguet, 1717-1758), историка, правоведа, подвижника науки, автора выдающегося для своего времени труда о происхождении законов, искусств и наук и их развитии у древних народов De l'origine des loix, des arts, et des sciences ; et de leurs progrès chez les anciens peuples .




В труде ученый тщательным образом проанализировал свидетельство древнегреческого историка, перевел на понятный европейцам язык расчеты и описания, воспроизвел механизмы древних египтян, которыми они складывали пирамиду - найдете их в этой главе.

Чушь пережила эпоху Возрождения, дожила до эпохи Просвещения и живет в наши дни. Эта картинка с невозможными блоками-столбами Геродота, как ни странно, и сегодня используется в книжках для детей и на учебных сайтах. Очень удачно придумали ее Геродот с французским соавтором.

Параметры у пирамиды Геродота, понятное дело, небывалые и невозможные. Высота и длина стороны у нее по 8 плетров. Уважим отца истории, посчитаем два варианта плетров; он жил за полтысячи лет до Страбона, Диодора, плетры в течение этого срока были разные, по 29,6 м и по 30,83 м, и отец истории мог пользоваться тем и другим вариантом. Высота и длина геродовой Великой пирамиды получается 236,8 м и 246,6 м. Реальная пирамида Хеопса со стороной 230 м и высотой 138 м отдыхает в сторонке.

Фантазии про подземные покои, начертание сметы на пирамиде Хеопса, про канал от Нила к пирамиде и круговой канал оставляем на совести сочинителя текста Геродота. Ну какие каналы? Там между Нилом и Хеопсом в окончательной версии гизского комплекса, т.е. в нынешней, раскинулся огромный Некрополь, и большинство упокоенных персон старше Геродота.

Если у кого-то и были мысли, что Геродот описал пирамиду Хеопса, то думаю, что после прочтения источника они должны исчезнуть. Автор текста Геродота описал представления о памятнике в эпоху, когда идея о нем только вбрасывалась.

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

шизоверсия истории

Previous post Next post
Up