В чей карман улетит иркутский аэропорт?
На одном из интернет-ресурсов не так давно появилась статья о губернаторе Иркутской области Сергее Ерощенко. Наши коллеги рассказали, что обогащение стало путеводной звездой этого государственного чиновника. Они даже сравнили его с персонажем американского фильма, зацикленным на суперпреуспевании.
Впрочем, рассказали они далеко не всё. История продолжается. На днях всю Иркутскую область облетела новость: министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Сергей Ерощенко подписали договор о передаче акций местного аэропорта, принадлежащих государству, в собственность региона. Новость подавалась СМИ почти как эпохальная. Да и глава региона пафоса не чурался. Он прямо заявил, что вот теперь-то проблема, которая так долго была притчей во языцех для всей матушки России, будет решена.
Напомним, что за последние годы в иркутском небе и на земле произошло несколько катастроф пассажирских авиалайнеров, и опасность таких крушений, с вероятностью падения небесных машин на жилые дома, остаётся крайне высокой.(про то здесь:
http://carter38.livejournal.com/22365.html Самолёты по-прежнему садятся и взлетают в семи километрах от центра города.
«Нехороший» аэропорт
Что-то сделать с аэропортом хотели все предыдущие губернаторы. Александр Тишанин продвинулся дальше остальных и умудрился даже организовать работу по детальному изучению вопроса. Выяснилось, что теоретически существует три хоть сколько-нибудь реальных варианта: либо перенести весь аэродромный комплекс в падь Ключевую, либо построить его близ деревни Поздняково, либо просто развернуть в другую сторону нынешнюю взлётно-посадочную полосу и расширить.
В 2008 г. провели общественные слушания. И эксперты, и представители общественности сошлись во мнении, что самыми подходящими будут варианты в районе Ключевой и Поздняково. Оба этих места находятся не дальше 24 км от Иркутска, а это соответствует лучшим, как говорится, мировым образцам. Оба варианта гарантируют предельную бе-зопасность нового аэропорта и могут поспособствовать развитию экономических связей между различными территориями.
Варианты понравились настолько, что Министерство транспорта РФ согласилось выступить лоббистом в процессе выделения из федерального бюджета 16 из 24 млрд рублей, необходимых для реализации проекта. Более того, 500 млн федералы выделили на проектно-сметную документацию, и деньги эти были счастливо освоены правительством региона.
А вот третий вариант, с разворотом полосы, был признан самым слабым. Он не избавлял аэропорт от частых и сильных туманов, из-за которых в Иркутске отменяется ежегодно примерно четверть авиарейсов. Да и опасность крушения на жилые кварталы тоже не устранялась полностью. А экономической выгоды от него и вовсе не виделось. В общем, так себе вариантик: на троечку с минусом или даже на двоечку с плюсом.
Всплывший вариант…
Менялись губернаторы (для Иркутской области это вторая катастрофа после авиакатастроф при чем одного из губероа авиакатастрофа и погубила!)), но всё с тех пор вертелось вокруг аэропорта именно близ Поздняково или в Ключевой. Но, когда пришёл губернатор нынешний, ситуация резко изменилась.
Разговоры о том, где будет расположен новый аэропорт, прекратились. Основными стали разговоры о том, что акции аэропорта должны принадлежать не государству, а некоему акционерному обществу - только так, дескать, можно найти крупного инвестора, частного собственника, который обеспечит недостающие финансовые вложения. И практически с момента своего прихода «на власть» в регионе, то есть два с лишним года, Сергей Ерощенко решал вопросы, как вывести аэропорт из числа стратегически важных объектов и добиться передачи его в собственность региона.
Сейчас он эти вопросы наконец решил. И… В сфере общественного внимания опять появился третий вариант нового аэропорта, тот самый! Всплыл, как в проруби!
Буквально накануне подписания «исторического» акта передачи акций в местной газете «Восточно-Сибирская правда» (она считается чуть ли не главным печатным официозом) вышло пространное интервью, в котором губернатор как о деле решённом рассказал о том, что новый аэропорт будет на месте старого, вот только полосу основательно сдвинут, расширят и развернут (на 33 градуса). И этот вариант, как объяснили нам иркутские журналисты, даже хуже, чем никудышный третий в своём чистом виде. Это уже не двоечка с плюсом, а кол с минусом!
Взлёты на костях - это почище плясок…
Удалось раздобыть этот проект. Наверняка скоро-скоро он станет предметом суперпиара со стороны областного правительства, но до сих пор - держался в тайне от многих. И понятно почему. Многие могут быть разочарованы. Какие преимущества обеспечивает этот проект и какие из существующих проблем устраняет? Да никаких!
Мы уже говорили и о туманах, и о том, что железные птицы по-прежнему будут барражировать в непосредственной близости от жилых зданий, вызывая чувство редкого дискомфорта у горожан. Но это еще не всё…
Детище губернатора напрямую коснётся судеб тысяч людей, проживающих сейчас на территории, которая подпадёт под реализацию этого проекта. По сути, нужно будет снести или частично закрыть для проживания посёлки в так называемой зоне отчуждения аэропорта (а это - ряд густонаселённых посёлков: Дзержинск, Ново-Разводная, Пивовариха, Молодёжный, Новая Лисиха и другие). Нужно будет остановить на облюбованной территории строительство жилья и снести все нежилые здания: торговые комплексы, объекты спортивной инфраструктуры и общественного питания, автозаправки и прочая, прочая, прочая.
Кроме того, в дополнение ко всему, нужно будет серьёзно изменить несколько автомобильных трасс. В том числе в посёлок Листвянка, а эта трасса считается самой короткой и самой популярной дорогой на Байкал у жителей и гостей региона.
Несколько месяцев назад, говорят, губернатор хвастался в иркутских СМИ, что нашёл деньги на расширение этой дороги и улучшение её рельефа, но с тех пор никто из иркутских журналистов ничего не слышал, чтобы работы начались. То ли губернатор соврал, то ли расширение теперь отменяется.
А вдобавок нужно будет перенести мемориальный комплекс жертвам политических репрессий, эту братскую могилу для десятков тысяч людей.
Конечно, можно забыть, что этот комплекс существует, и построить взлётно-посадочную полосу прямо на захоронении, но это вряд ли получится без большого скандала. Мемориальный комплекс в Пивоварихе - это часть истории всей нашей страны, и «взлёты-посадки на костях» наверняка привлекут внимание общественности. Плохо и неправильно будет, если не привлекут…
Ключ от ларчика
Казалось бы, тогда зачем губернатору всё это? Зачем проект, вызывающий мгновенную ассоциацию с известной субстанцией в проруби? Чтобы понять это, надо вспомнить резонансные скандалы с участием иркутского губернатора.
Впрочем, скандалов-то как раз не было. Были отдельные возгласы федеральной, как правило, прессы, основанные на возмущении отдельных представителей иркутского сообщества. Вот, к примеру, что писали о некоторых шалостях команды Сергея Ерощенко в статье «Кокаин там правит бал».
Скандалы могли бы быть, если бы своё слово сказали органы, которые принято называть компетентными, или депутаты Законодательного собрания области. Но и те, и другие до сих пор молчали. Правительство региона в интересах Восточно-Сибирского речного пароходства, принадлежащего Сергею Ерощенко, приняло в январе 2013 г. решение выделить 1,5 млрд рублей на работы по чистке русла реки Ангары - прокуроры и парламентарии как воды в рот набрали или временно ослепли.
Фирмы, которые принадлежат губернатору или аффилированы с его структурами, регулярно и на самых выгодных условиях выигрывают тендеры - а кому какое дело? Торги по реконструкции двух причалов на Байкале и на строительство грузопассажирского парома общей стоимостью в 453 млн рублей выигрывает то же Восточно-Сибирское речное пароходство, которое никогда прежде не специализировалось на причалах и паромах и, следовательно, не обладало конкурентными преимуществами. Но все, кому надлежит следить за соблюдением законности, опять не отреагировали на вопиющее безобразие. Или всё-таки не отреагировали пока?
Региональная казна расстаралась и для авиакомпании «Ангара», тоже фактически принадлежащей через холдинг «Истлэнд» губернатору, организовала 150 млн в качестве субсидий на перевозку людей в северные районы. Но ни правоохранителям, ни народным избранникам не интересно, что на эти деньги авиакомпания перевезла всего 1588 человек, то есть на каждого пассажира было выделено почти 100 тыс. рублей (!).
И это, конечно, только как бы выделено на пассажиров. На самом деле все мы не дети, понимаем: богаче стал владелец авиакомпании, и никто другой. Похоже именно пополнение своего, и без того нетощего, кармана Сергей Ерощенко видит главной задачей на посту губернатора Иркутской области.
Из бизнесменов - в олигархи
Стать олигархом федерального масштаба, как утверждают местные бизнесмены, у Сергея Ерощенко - давняя мечта. Он её высказывал в близком кругу неоднократно. И реализация проекта нового аэропорта может его приблизить к мечте вплотную. Как? Способов и схем специалисты могут назвать массу.
Во-первых, государство уже обещало денег на новый аэропорт (в виде субвенции или как-то ещё), причём с расчётом на Ключевую или Поздняково, а это огромные деньги. Во-вторых, сейчас глава региона получил полное право лично подбирать тех самых инвесторов или партнёров, которые будут помогать в реализации проекта. И плату за вхождение в проект тоже будет назначать сам, единолично. Так же, как и условия функционирования проекта. А это - деньги, и немалые деньги.
В-третьих, новый аэропорт на последней стадии можно будет вообще вывести в частное владение. Не удивлюсь, если смирные региональные парламентарии уже через годик-другой согласятся, чтобы аэропорт внесли в список объектов для срочной приватизации - в связи с какими-нибудь форс-мажорными обстоятельствами. С них станет. А приватизировать удастся (конечно, в ходе каких-нибудь «бескомпромиссных» торгов!) кому-нибудь достойному и оправдавшему доверие регионального правительства. Например, той же авиакомпании «Ангара». Ну почему нет?
Сравнимый трюк с акциями при участии иркутского губернатора уже совершался - в 2012 г. Тогда из регионального бюджета для закупки самолётов частной авиакомпании «Ангара» было выделено 178 млн рублей в обмен на акции этой авиакомпании, причём блокирующий пакет - 25 % плюс одну акцию. Вот только акции... забыли передать в региональную собственность. Или как бы забыли. В итоге регион не получил ничего. Налогоплательщики Иркутской области, по сути, сделали бесплатный подарок авиакомпании: пусть её хозяин ещё на шаг приблизится к мечте!
Скорее всего, буквально через несколько лет иркутяне забудут, что аэропорт был когда-то государственной собственностью. Все доходы будут идти в карман Сергея Ерощенко и его «команды». И если вы думаете, что это всё равно не тянет на уровень федерального олигарха, то вы ошибаетесь. Нынешняя, имеющаяся в наличии, инфраструктура аэропорта - это уже миллиарды долларов, а к этому добавится ещё больше миллиардов.
Перспективы Иркутского аэровокзального комплекса огромны, он видится Росавиации и Минтрансу международным хабом. Если сейчас аэропорт пропускает ежегодно 1,4 млн пассажиров, то к 2030 г. планируется увеличить пассажиропоток до 17 млн человек. Уверен, что очень скоро авиакомпания Сергея Ерощенко войдёт в число ведущих авиаперевозчиков в стране. А у него ведь, кроме пароходов и самолётов, строительное производство ещё имеется.
План, согласимся, у иркутского губернатора хороший. Да что там - отличный. И мы охотно порадовались бы вместе с Сергеем Ерощенко. Но есть одно серьёзное препятствие для этого. В случае реализации такого проекта нового аэропорта о развитии Иркутска в юго-восточном направлении, которое эксперты считают наиболее перспективным для города, придётся забыть. Город начнёт стагнировать. А самолёты будут кружить над ним, как вороньё…
по материалам:
in-sider.org