Мурманская погода уже неделю радует летней погодой.
Поэтому сегодня - про самый летний вид транспорта: велосипед.
Так сложилось, что в отпуск мы привыкли ездить со своими велосипедами, благо большой багажник Бегемота позволяет взять их с собой. Но дети растут, их велики увеличиваются в размерах, да еще и пятый велик у нас появился - для моей мамы. В общем, со временем задача перевозки великов в багажнике Бегемота превратилась в задачу из серии «как впихнуть невпихуемое».
И я озадачился покупкой велобагажника.
1. Выбор.
Велобагажники бывают разные.
1) Велобагажник на крышу. Крыша Бегемота находится на уровне примерно двух метров. Закидывать велики на такую высоту - не вариант.
2) Велобагажник на дверь багажника. Они крепятся на растяжках и резинках. Если на эту конструкцию водрузить 4 велика, думаю, краска под местами крепления протрется еще до того, как я выеду из Мурманской области. Да и дверь невозможно открыть с такой «навеской». Не вариант.
3) Велобагажник на фаркоп. А вот это уже интересно. Правда, нужно сперва установить фаркоп, но он - в любом случае вещь полезная. Мой вариант!
Дальше предстояло сделать выбор конкретной модели. Требования определились следующие:
1) Вместимость - 4 велосипеда.
2) Функция опрокидывания багажника (что бы был доступ к двери багажника).
3) Наличие замков (понятно, что от серьезного взлома они не защитят, но хоть часть гопников остановят).
4) Умеренная цена.
В итоге был выбран и в мае 2016 года приобретен велобагажник «BGZNK "АМУР-4" крепление на фаркоп для перевозки 4-х велосипедов». Причем к лету в магазинах подняли цены! Я его выбрал на сайте производителя за месяц до покупки - цена была 15990р., а когда собрался покупать, цена уже стала 18000р. В итоге успел найти на другом сайте по старой цене (после моего заказа цена выросла и там:
http://ivomarket.ru/item/562-bgznk-amur-4-kreplenie-na-farkop-dlya-perevozki-4-kh-velosipedov. Но сайт хороший, рекомендую).
2. Функционал багажника.
Багажник выглядит вот так:
Собрался довольно легко. Но с одной модернизацией: как видите, производитель предлагает крепить фонари и рамку для номера под заднюю трубу. Не знаю, под какие идеальные условия они это придумали, но я посчитал, что в реальных условиях при таком расположении рамка и фонари долго не проживут. И закрепил их не под трубой, а над трубой. Единственно - пришлось перекрепить крепежный кронштейн к фонарям, потому что фонари местами менять было нельзя - левый должен остаться левым, а правый - правым.
Отдельный плюс этого багажника - наличие не только замка на крепление к фаркопу, но и замков на каждом велосипедном креплении! Еще раз повторюсь, что от силового взлома они, скорее всего, не спасут, но хоть какая-то защита - всяко лучше, чем никакой.
3. Установка.
Для крепления на шаре фаркопа пришлось купить головку на 24 (170р). Именно такой размер у крепежного болта. Ну и рамку под номер прикупил (это еще 90р.).
На фаркоп багажник устанавливается довольно легко. Снимается - еще легче.
Установка четырех велосипедов на велобагажнике - это отдельная разновидность тетриса, и в первый раз занимает довольно много времени (до часа). Но с опытом, когда ты уже знаешь какой велик куда ставить, чем именно и за что именно крепить - это время сокращается минут до 15.
4. Эксплуатация.
Первое, что выяснилось: багажник откидывается не на такой уж и большой угол:
Руль у первого велосипеда приходится поворачивать на 90 градусов. Но и до сиденья первого велика, и до руля второго велика зазор остается минимальным - около 1 сантиметра:
Причем это при нагруженном четырьмя великами багажниками - под их весом он (либо фаркоп) слегка отгибается. А если великов установлено только 2 штуки, то его приходится вручную отгибать, что бы дверь багажника открылась.
Думаю, если задняя дверь будет более вертикальной (например, как на Фольксвагеновских Танспортерах, или на Гранд Старексе), то она не откроется.
В общем, все велики были погружены, и для красоты и сохранности в чистоте - обтянуты довольно плотным целлофаном. Который, правда, продержался недолго. Через 100 км он выглядел уже вот так:
А к Москве от целлофана остались одни лохмотья.
К лету 2017-го года в норвежской Билтеме я прикупил специальный чехол для великов. Испытания показали, что он, конечно, прочнее, но тоже не вечен. В первой же поездке в нем образовалась дырка от руля:
А к августу 2017-го чехол выглядел уже вот так:
Кроме того, выяснилось, что такой чехол не очень защищает от грязи. Видимо, нужно будет шить более плотный чехол, который бы закрывал велосипеды со всех сторон, в том числе и снизу.
Грузоподъемность велобагажника порадовала. Штатная - 60 кг. Но мои четыре велика (три взрослых и один подростковый) весили как минимум 70:
Вес чувствовался. Бегемоту-то без разницы, а вот велобагажник на кочках и неровностях заметно качался. Приходилось ехать аккуратнее. Тем не менее маршрут Мурманск - Москва - Курск (примерно 2500км) был пройден без проблем. А потом - и обратно. И следующим летом - аналогично.
Кстати, на обратном маршруте загрузка была в пределах нормы (взрослый велик, подростковый и два детских):
И раскачка багажника на неровностях была заметно меньше.
Процесс откидывания тоже проходил заметно легче. Перегруженный багажник мне одному было откинуть очень сложно физически. Поэтому процесс проходил так: я становился боком к багажнику, и крепко брался рукой за его заднюю трубу. А мой сын подлезал под багажник, нажимал рычаг разблокировки и быстренько оттуда выскакивал. Тут я, как заправский тяжелоатлет, держа спину ровно, и работая только ногами, аккуратно приседал, опуская багажник. Нагрузка ощущалась довольно весомой.
На обратном пути, когда вес четырех легких великов укладывался в норму, с откидыванием багажника я без проблем справлялся сам.
По приезду домой обнаружил, что дизель всё же немного чадит. Вот фото нижней стороны велобагажника - видите зачернение на верхних опорах? С этой стороны проходит выхлопная труба.
5. Хранение.
Вопрос с хранением велобагажника решился очень легко. Купил в той же Билтеме два крюка, прикрутил под потолок лоджии и повесил багажник. Сначала думал среднюю стойку открутить, но в таком положении она проходит на высоте метров двух и совершенно не мешает. Более того - на нее я кладу детский велосипед младшего сына, притягивая одно его колесо к велобагажнику штатным ремешком - получается замечательное место для хранения велика.
Кстати, в лифт велобагажник помещается. Правда, его нужно поставить как на фото с закопченым краем, и заносить боком с поворотом. :-)
6. Резюме.
Покупкой доволен. Рекомендую.
Правда, я-то надеялся, что после того, как повешу велики на фаркоп, смогу ездить с полупустым багажником. Увы, это получается не всегда:
Кроме того, выяснилось, что нужно тщательно подходить к вопросу размещения велосипедов: желательно, что бы один велик не касался другого. Как-то я невнимательно к этому отнесся, и за полторы тысячи километров перегона в совершенно новом переключателе Shimano оказался вот такой пропил. В этом месте его касалась ось колеса соседнего велосипеда.
Но в целом, как уже сказал, багажником доволен очень! Производит впечатление надежной конструкции - такое ощущение, что в паре фаркоп-велобагажник именно фаркоп является «слабым звеном».
7. Правовой вопрос.
Очевидно, что велики на багажнике закроют задний номер автомобиля. Это - статья 12.21 КоАП «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки» - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Кроме того, правила прямо запрещают перевозку груза, если он закрывает регистрационный знак.
Очевидных решений два: либо снять номер с машины и повесить на велобагажник, либо сделать дубликат (третий номер), и, не снимая номера с машины, повесить на велобагажник его.
В интернете (тут -
https://www.drive2.ru/l/6635634/) был найден официальный ответ Тамбовских гаишников, из которого следует, что поступать нужно по первому варианту - перевешивать номер.
Вот этот ответ:
и
.
Я его распечатал и на всякий случай взял с собой. Дело в том, что если попадется гаишник типа «мудак» (увы, такая встреча возможна), могут квалифицировать это как нарушение п. 2 ст. 12.2 КоАП - «управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков» - а тут уже кара суровая: штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Кстати, я запросил наше Мурманское ГИБДД. Видимо, на ответах там сидит как раз такой работник типа «мудак» - он мне расписал, что перевешивать номер нельзя, именно по таким причинам.
Добавочка: вот тут хорошая подборка ответов из ГИБДД:
https://www.drive2.ru/l/10493542 С установкой дубликата на велобагажник тоже не все гладко. Во-первых, «изготовление дубликата гос.рег.знаков производится взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность». То есть в этом случае изготовление дубликата как бы незаконно. Но ответственность за это не предусмотрена. Установка еще одного знака сзади не предусмотрена ГОСТом, и гаишник типа «мудак» может трактовать, что при этом запрещена эксплуатация ТС. А за это, согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП - «предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
В общем, куда ни кинь - всё клин.
К счастью, гаишники у нас всё же в основном вполне адекватные. За летние поездки в отпуск в 2016-2017 годах был остановлен гаишниками всего несколько раз. Один из этих случаев - просто так, для «проверки документов». Про багажник поболтали, они сказали, что я правильно сделал, что номер перевесил. И намекнули, что вот изготовление третьего номера и навешивание его - это не хорошо. Почему и что конкретно - я не знаю. При других остановках (за «скорость») про велобагажник речь не заходила.
Вот тут автор аргументирует вариант с третьим номером-дубликатом:
https://www.drive2.ru/b/2155504/.
А вот судебная практика для случая, когда номер остался на машине и был закрыт велосипедами:
http://avtomirrf.ru/nomer-skryt-velosipedom.htmlКороче говоря, с номером решайте сами.
Небольшой апдейт: как мне подсказали, "иностранцы (литовцы) без 3 номеров не пустят через границу". Полагаю, в других европейских странах аналогичные правила. Так что буду делать третий номер.
8. Безопасность.
Вот тут собрана неплохая подборка «краштестов» разных велобагажников -
https://www.drive2.ru/b/1950061/.
Делайте осознанный выбор и удачи на дорогах!
Комментарии и мнения - приветствуются!