В этом прекрасном здании Старой ратуши находится Музей фонда
Петера и
Ирене Людвиг в Бамберге.
Коллекционеры и меценаты Петер и Ирене Людвиг обладали огромной частной художественной коллекцией. Картины, скульптуры и другие произведения искусства из собраний семьи Людвигов выставлены в двух десятках музеев по всему миру: в Ахене, Кёльне, Вене, Будапеште, Гаване, Санкт-Петербурге, Пекине,
Кобленце.
Коллекция фарфора, собранная меценатами Петером и Ирене Людвиг и переданная в дар Бамбергу, экспонируется в Старой ратуше с 1995 года. Это одно из самых больших частных собраний фарфора и фаянса в Европе.
В обширном собрании представлены керамика, фаянс, фарфор разных эпох и разных стран - Древняя Греция, доколумбовая Южная Америка, Африка, Китай, Индия.
Залы в музее фарфора
Особенно выделяются ранние изделия из майсенского фарфора, страсбургского фаянса и фаянса из Дельфта.
Две пирамиды для тюльпанов
Дельфтский фаянс, около 1690 года
Образец плитки
Роттердам, первая треть XVIII века
Овальная тарелка
Дельфт, первая половина XVIII века
Овальная тарелка.
Амстердам, около 1720-1740
Ваза. Дельфт, XVIII век
*****
Коллекция демонстрирует развитие изобретения майсенского фарфора от образцов Бёттгера через первые смеси фарфора с алебастром до окончательного рецепта, который используется до сих пор.
Иоганн Фридрих Бёттгер смог воспроизвести некоторые образцы китайского фарфора. Красный фарфор стал именоваться "бёттгеровским".
Гончарные изделия Бёттгера
В бамбергской коллекции Людвигов фигурки в качестве украшения стола, супницы в форме животных, сосуды для ароматов и выставочные тарелки напоминают о роскошной жизни эпохи барокко.
Оркестр обезьян-музыкантов - работа Иоханна Иоахима Кендлера
У меня был
пост о коллекции мейсенского фарфора во дворце Люстхайм и фарфоровых изделиях Кендлера.
*****
Страсбургский фаянс, 1763-1770
Страсбургский фаянс, 1748-1754
Одна из особенных достопримечательностей - редкая супница в форме индейки, впечатляющая просто своими размерами.
Страсбургский фаянс, 1745-1754
*****
В музее была выставка
"Fake Food. Essen zwischen Schein und Sein" - Фальшивая еда. Питание между вымыслом и реальностью.
Из-за выставки я не смогла увидеть часть экспонатов, к сожалению. Я купила в музее книгу о коллекции Людвигов, очень многое убрано в запасники из-за выставки.
Выставка мне не понравилась. Я думаю, любой может отличить фарфоровые изделия от настоящей еды:
*****
Altes Rathaus - Знаменитая Старая ратуша (в которой находится Музей фарфора), омываемая рекой Регниц, в самом сердце Бамберга является одним из самых красивых зданий в мире. Настоящий сундук с сокровищами.
Знаменитый зал советников Бамберга в стиле рококо в Ратуше
Впервые ратуша упоминается в 1386 году, в XV веке она была достроена, в основном в готическом стиле. По проекту Иоганна Якоба Михеля Кюхеля в 1744-1756 годах строение дополнилось элементами в стиле барокко и рококо, приняв современный вид.
Ратуша уникальна в своём роде. Она была построена на искусственном острове на реке Регниц. В Средневековье река делила территорию на городские и епископские земли; долгое время шли споры, на чьих владениях строить ратушу. Создание искусственного острова и постройки на нём стало компромиссным решением проблемы.
В центре - башня из песчаника с белым балконом, колокольней и часами
Справа - роскошный барочный фасад, украшенный фресками на античные темы. Слева - типично немецкая фахверковая пристройка, так называемый "Капральский домик".
К башне ведет каменный мост, который продолжается на другой стороне.
Старая ратуша находится на острове, который специально создали посреди реки. С историей строительства связана одна из городских легенд. Верхний мост соединяет здесь бывшие церковную и бюргерскую части города, а ратуша стоит между ними на нейтральной территории. И не случайно… Легенду пересказывают в разных вариантах и с разными подробностями, но сначала о реальных исторических фактах из городской хроники.
Верхний мост впервые упоминается в 1157 году. Построили его раньше, в XI веке, то есть примерно в то время, когда германский король и будущий император Генрих II основал в Бамберге католическое епископство, которому отошли земли на левом берегу Регница.
В конце XIV века в средней части моста построили башню, а на искусственном острове - Ратушу и фахверковый домик ("Häuslein"). Первая запись об этом датирована 1387 годом. В ратуше располагался зал заседаний городского совета и канцелярия, а в подвале находилась городская яма, то есть следственная тюрьма. Здания неоднократно страдали от пожаров и наводнений. В XV веке Старую ратушу перестроили в позднеготическом стиле. Об этом свидетельствует одна из сохранившихся табличек. На ней указан 1467 год. До наших дней от этих построек дошли только части цокольного этажа.
Свой сегодняшний барочный вид Старая ратуша приобрела в 1744-1756 годах, когда ее реконструкцию поручили архитектору Иоганну Якобу Михаэлю Кюхелю (Johann Jakob Michаel Küchel). Именно тогда на обеих сторонах башни появились белые балконы. Они чем-то напоминают облака, зацепившиеся за фасад. На одной стороне над балконом поместили герб епископа, на другой - городской герб.
Фрески на фасаде выполнил Иоганн Анвандер (Johann Anwander). Ему удалось создать иллюзию настоящих колонн, сводов, ниш, хотя в реальности, внимательно присмотревшись, можно обнаружить лишь несколько объемных элементов.Такие приемы для создания оптического обмана были популярны среди зодчих и художников барочного периода и получили немецкое название "Scheinarchitektur", то есть настенная или потолочная живопись, изображающая иллюзорные архитектурные формы.
Старая ратуша на острове посреди реки Регниц
Андреас Хаупт (Andreas Haupt) в 1877 году описал историю строительства Старой ратуши в сборнике "Самые красивые предания и легенды Бамберга". Город являлся частью Бамбергского княжества-епископства. Здешний католический епископ был сувереном церковного княжества и земельным феодалом. Впервые эти права от императора Священной римской империи Фридриха II получил восемнадцатый бамбергский епископ, правивший в 1242-1258 годах.
Хотя епископы особо не вмешивались в городские дела, жители Бамберга были несвободными гражданами. Бюргеры хотели, чтоб их город перешел под имперскую юрисдикцию, то есть стал свободным городом, например, как Нюрнберг. Этот статус давал общинам политическую самостоятельность, широкие права на самоуправление, а налоги такие города платили непосредственно императору.
Согласно легенде, однажды жители Бамберга направились с этим требованием к резиденции епископа, но были встречены огнем и обратились в бегство. Преследовавшие их солдаты устроили в городе пожар, в результате которого сгорела и ратуша. Через несколько дней делегация городского совета отправилась к епископу, чтобы восстановить мир, а заодно и попросить его в качестве жеста доброй воли поучаствовать в ее восстановлении. Мол, "красного петуха" пустили-то по городу епископские солдаты…
Услышав последнюю просьбу, епископ пришел в бешенство. Он заявил, что вообще не допустит строительства нового здания на своей земле. "Зачем? Чтобы вы потом в ней готовили заговоры против меня?", - заявил он и добавил: "Не на моей земле!"
Что делать, ведь вся земля в княжестве принадлежала епископу? Во время заседания городского совета кто-то в шутку заявил, что ратушу можно поставить на реке, так как вода - это не земля! Что и сделали. В дно Регница сначала вбили сотни дубовых свай, а затем насыпали остров.
Когда строительство было почти закончено, городской совет, довольный своей находчивостью, пригласил епископа осмотреть новое здание. Он уже почти сменил гнев на милость, а сама ратуша ему очень понравилась. Однако после посещения стройки епископ с ехидством выразил сочувствие членам городского совета - большинство из них были мужчинами видными, то есть не отличались стройностью. Чтобы попасть к новой Ратуше, им не только каждый раз нужно было бы пользоваться лодкой, но и взбираться на остров по неудобной лестнице.
В ответ на это "заботливое" замечание епископа, они указали ему на уже заложенные опоры моста. "Не на моей земле!", - повторил епископ. Однако через некоторое время все-таки разрешил завершить строительство. С этого момента между жителями города и епископами установился мир. Так гласит легенда.
По всей видимости, отчасти она базируется на реальных событиях, но в ней присутствует и вымысел. В любом случае, место для Старой ратуши было выбрано неслучайно. Ее разместили на границе между церковной и бюргерской частями города, чтобы продемонстрировать претензии городской общины на независимость и самостоятельность.
Легенда рисует образ доброго суверена, который при всей строгости и властолюбии внял просьбам своих подданных, но далеко не все епископы были такими безобидными. Бамбергское княжество-епископство было одним из центров охоты на ведьм (Hexenverfolgung) в средневековой Западной Европе.