Лейпциг: Церковь Святого Фомы. "Возможная встреча"

Jan 22, 2023 21:37

"Его нужно звать не Бах (Bach - ручей), а море"
Людвиг ван Бетховен

"Этот лейпцигский кантор - Божье явление, ясное и все же необъяснимое"
Феликс Мендельсон Бартольди

"Бах - это музыка, написанная Богом"
Эрик-Эмманюэль Шмитт

Немецкий писатель Пауль Барц (Paul Barz , 28 августа 1943 - 5 июня 2013) написал пьесу "Mögliche Begegnung" (дословный перевод "Возможная встреча"). Пьеса (первое исполнение в Берлине в 1985 году) о вымышленной встрече Баха и Генделя имела международный успех. На сегодняшний день спектакль поставлен более чем в 120 постановках и переведен на четырнадцать языков (в том числе телефильм «Ужин в четыре руки», режиссёр - Михаил Козаков).



Я прослушала радиоспектакль "Mögliche Begegnung" с подзаголовком "Mögliche Begegnung der Herren Bach und Händel im Jahre 1747" ("Возможная встреча господ Баха и Генделя в 1747 году"). Встреча двух композиторов опирается на чисто гипотетическое предположение Пауля Барца о том, что при определённом стечении обстоятельств (которые, однако, не стали реальностью на деле) такая встреча могла бы состояться.

В 1747 году в Лейпциг на праздничной церемонии кантор церкви Святого Фомы Иоганн Себастьян Бах был принят в «Общество музыкальных наук» (Societät der musikalischen Wissenschaften).
Почетный гость - Георг Фридрих Гендель, приехавший из Лондона, затем пригласил своих коллег на обед.
Встреча гениев века в реальной жизни не произошла.

Оба родились в 1685 году, почти в один и тот же день и почти в одном месте (Иоганн Себастьян Бах: 31 марта 1685, Эйзенах, Герцогство Саксен-Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг, Курфюршество Саксония, Священная Римская империя. Георг Фридрих Гендель: 5 марта 1685 Галле -14 апреля 1759, Лондон) .
У них одни и те же друзья, один весьма энергично пользуется работой другого. Оба заканчивают одинаково: старыми, слепыми и одинокими.

Но они так и не встретились: лейпцигский кантор церкви Святого Фомы Иоганн Себастьян Бах и лондонская суперзвезда Георг Фридрих Гендель, один из них - провинциальный композитор, которого в большинстве своем не понимают, другой - Караян и Бернстайн в одном лице.

Если бы они встретились, им было бы что сказать. Были бы они друзьями или врагами, или просто остались бы коллегами, каждый по-своему?
И, может быть, был бы ответ: почему Бах всегда искал встреч с несравненно более известным и успешным Генделем, а Гендель всегда избегал их.
Возможность звёздного часа, которого никогда не было и, возможно, не должно было случиться: игра с вероятностью, с утопией.
*****

В 1729 году попытка Баха завязать личное знакомство с единственным равным ему современником потерпела неудачу. В июне 1729 года Бах, будучи болен, не мог поехать сам, но послал из Лейпцига в Галле к Генделю своего старшего сына, чтобы пригласить к себе композитора, который на короткое время приехал домой из Италии.
"Гендель очень сожалел, что не может поехать к нему; и вполне вероятно, что у него действительно не было достаточно времени для этого. Однако вряд ли следует утверждать, что для искусства тот факт, что эти два великих гения никогда не встретились лично, представляет собой большую потерю. Разумеется, встреча эта могла бы быть очень интересной, и, как видно, желание видеть двух великих музыкантов соревнующимися весьма занимало музыкальные круги Лейпцига".
(Цитата из книги Яноша Хаммершлага «Если бы Бах вел дневник…»).

Иоганн Николаус Форкель, немецкий композитор и музыковед, пишет об этом:
"Во время второго приезда Генделя в Галле (между 1730 и 1740 годами) Бах находился уже в Лейпциге, но был болен. Однако как только он узнал, что Гендель прибыл в Галле, он немедленно послал к нему своего старшего сына Вильгельма Фридеманна, чтобы тот в самой любезной форме пригласил Генделя к ним в Лейпциг. Однако Гендель с сожалением сообщил, что не может приехать. В третий приезд Генделя домой, в 1752 или 1753 году, Баха уже не было в живых".
Названные Форкелем даты неточны. Последняя поездка Генделя в Германию приходится на 1750 год, так что когда Бах умер, он, вероятно, еще находился в Галле.
*****



Церковь Святого Фомы, Томаскирхе (Thomaskirche)



История церкви насчитывает более 800 лет. Еще в XII веке на этом месте стояла церковь, при которой в 1212 году был построен монастырь певчих монахов-августинцев. Легенда гласит, что в 1217 году Миннезингер Генрих фон Морунген (Heinrich von Morungen) принес в дар монастырю мощи Святого Фомы, которые он привез из Индии.

В 1212 году был основан Хор Святого Фомы. Он является одним из старейших хоров мальчиков в Германии. На протяжении всей истории почётную должность руководителя церковного хора всегда занимали известные композиторы и музыканты. В течение 27 лет, с 1723 по 1750 годы, церковным хором мальчиков руководил Иоганн Себастьян Бах .

10 апреля 1496 года церковь была освящена Мерзебургским епископом епископом Тило фон Трота.



Северный портал церкви св. Фомы

В день Святой Троицы в 1539 году здесь проповедовал реформатор Мартин Лютер.
В 1541 году монастырь закрыли, его строения снесли, но церковь осталась.
Внешняя форма церкви несет отпечаток обновлений и перестроек XIX века. После того, как церковь в 1869 году была отдана в самоуправление церковного прихода, имели место почти 30-летние перестройки внешнего фасада церкви.



Западный портал церкви св. Фомы, который теперь называется именем Мендельсона - Mendelssohn-Portal

Нео-готические фасады были выполнены по проекту архитектора Константина Липсиуса (Constantin Lipsius), в то время как все фасадные элементы в готическом стиле, а также в стиле ренессанс были удалены.

Авианалет на Лейпциг 4 декабря 1943 года привел к повреждениям всего здания, была разрушена также большая часть окружающих построек. В итоге после окончания войны были необходимы работы по реконструкции фасада.



Памятная доска Иоганну Адаму Хиллеру (Johann Adam Hiller, 1728-1804), немецкому композитору, дирижёру и  музыковеду



Макет церкви св. Фомы



Внутренняя часть церкви



Церковная кафедра (святой Марк c венецианским Львом святого Марка)





Резная деревянная кафедра, так называемая кафедра Лютера, на которой Мартин Лютер проповедовал в 1539 году не сохранилась.
По одним данным деревянные части кафедры сохранились со времен Баха.
По другим данным неоготическая кафедра из известняка датируется 1885 годом. На стене - символические изображения четырех евангелистов.
*****

В 1723 году со смертью Иоганна Кунау освободилось место кантора лейпцигской церкви св. Фомы, одна из самых значительных музыкальных должностей во всей Германии. Сперва предполагали пригласить на это место знаменитого маэстро Телеманна, и лишь когда он отказался, у Баха появились некоторые шансы на успех.
В лейпцигском ежегоднике Римера по этому поводу было опубликовано следующее сообщение:
"7 февраля (1723 года) господин Себастьян Бах, бывший кётенский капельмейстер, выдержал испытание на получение должности кантора, освободившейся после кончины господина Кунау".
Для конкурса Бах выбрал свою кантату, начинающуюся словами «Иисус призвал двенадцать апостолов» (кантата № 22). Неизвестный автор текста взял за основу первый и четвертый стихи третьего Евангелия (Евангелие от Луки, 18, 31-34). Простая и глубокая кантата, прекрасная по звучанию и совершенная по форме, выдержанная в традиционном стиле, тем не менее полностью оригинальна.
После назначения Бах переселился в канторскую квартиру школы церкви св. Фомы и занял новую должность.



Памятная доска, посвященная деятельности Баха в Лейпциге
Бах должен был заботиться о музыке в четырех церквях и, кроме того, выполнять обязанности музыкального директора коллегии.



Памятная доска, посвященная второй жене Баха - Анне Магдалене

Акты Лейпцигской Академии гласят: "30-го числа текущего месяца (мая), в первое воскресенье после дня св. Троицы, господин новый кантор и музыкальный директор коллегии Иоганн Себастьян Бах, пришедишй к нам из кётенского княжеского двора, с большим успехом исполнил свое первое произведение".
Речь идет о 75-й кантате, которую с большим успехом исполнил только что вступивший в должность кантор; в ней содержится ария, начинающаяся словами «Мое сердце верит и любит».

На следующее воскресенье при великом ликовании публики прозвучала 76-я кантата Баха «Небеса возносят хвалу господу». 
"Кто хоть раз в жизни слышал эти удивительные темы, в которых Бах разработал две псалмовые мелодии первого хора, никогда не забудет их, - говорит Альберт Швейтцер. - И вообще этот хор относится к тем произведениям мастера, которые действуют на нас со стихийной силой. Он прямо-таки завораживает слушателя!"

В Лейпциге Бах сочинял в первую очередь кантаты, как того требовала его должность. За прожитое в Лейпциге время, которое составляло немногим более двадцати лет, он написал не менее 265 кантат.
*****

В церкви находятся многочисленные надгробные плиты и эпитафии. С 1950 года в церкви Святого Фомы находится место погребения Иоганна Себастьяна Баха. После смерти Баха 28 июля 1750 года, он был погребен на кладбище церкви Святого Иоанна (Johanniskirche). В XIX веке общественность стала интересоваться точным расположением могилы И.С. Баха. В 1894 году профессор анатомии Вильгельм Гис (Wilhelm His) идентифицировал из эксгумированных костей кости Баха. И вполне вероятно, что найденные 22 октября 1894 года в дубовом гробу у церкви Святого Иоанна кости пожилого человека, являются останками Иоганна Себастьяна Баха. 16 июля 1900 года останки были похоронены в каменном саркофаге под церковью Святого Иоанна.

В результате бомбардировки Лейпцига 4 декабря 1943 года церковь Святого Иоанна была уничтожена. Саркофаг с останками Баха остался нетронутым. После обсуждения в 1949 году вопроса о выборе и оформлении нового места захоронения, было принято решение захоронить Баха в хоре, где пространственно наибольшая высота церкви пересекается с его священным пространством. 28 июля 1949 года останки композитора были переданы церкви Святого Фомы и поначалу были размещены в северной ризнице церкви, где они день и ночь охранялись прихожанами вплоть до закрытия крышкой гроба 13 августа 1949 года.



Место захоронения И.С. Баха
Новое место погребения у подножия хора, согласно проекту лейпцигского архитектора Кунца Нираде (Kunz Nirade), было открыто 28 июля 1950 года и приурочено к 200-летию со дня смерти Баха. В ходе постоянного обновления интерьера церкви Святого Фомы с 1961 по 1964 год место погребения было перенесено с использованием бронзовой плиты 1950 года в хор.
*****
Церковь Святого Фомы первоначально имела простое оформление витражных окон. Только после 1889 году в хоре и на южной стороне были установлены цветные витражи. Пять витражных окон хора были созданы профессором Александром Линнеманном (Alexander Linnemann) из Франкфурта-на-Майне. Единственный витраж хора, разрушенный во время второй мировой войны, был заменен в 2000 году на новый, созданный по проекту Ханса-Готфрида фон Штокхаузена (Hans Gottfried von Stockhausen).


Витражное окно на южной стороне церкви посвящено Иоганну Себастьяну Баху
*****



Памятник И. С. Баху у стен церкви был установлен в 1908 году.
Бронзовая статуя композитора, имеющая в высоту 2,5 метра, создана скульптором Карлом Зеффнером (Carl Seffner) на средства, пожертвованные Францем Домиником Грасси городу Лейпцигу. Композитор стоит перед органом и изображён как бы дирижирующим; на обратной стороне нанесено барельефное изображение старого здания Школы св. Фомы.
Торжественное открытие нового монумента состоялось 17 мая 1908 года.
*****

Старый памятник Баху


Памятная стела, посвящённая композитору и кантору хора святого Фомы Иоганну Себастьяну Баху
Созданный в 1843 году по инициативе Феликса Мендельсона Бартольди, он считается первым официальным памятником Баху.

Идея воздвигнуть памятник Иоганну Себастьяну Баху была выдвинута в 1840 году композитором Феликсом Мендельсоном Бартольди - капельмейстером  лейпцигского Гевандхауса, который уже в юности восхищался музыкой Баха. Проект памятника разработал дрезденский художник Эдуард Бендеман в сотрудничестве с Эрнстом Ритшелем и Юлиусом Хубнером. Исполнение было поручено Герману Кнауру (Hermann Knaur, 1811-1872) - ученику Эрнста Ритшеля.
Чтобы собрать необходимые средства для возведения монумента, был организован ряд концертов в церкви св. Фомы: 6 августа 1840 года Мендельсон Бартольди соло сыграл 6 органных произведений Баха, добавив к ним собственные импровизации на баховские темы, и 4 апреля 1841 года исполнив "Страсти по Матфею". В день торжественного открытия памятника 23 апреля 1843 года в Гевандхаусе был дан ещё один большой концерт с участием хора св. Фомы. Недостающую сумму внёс сам Феликс Мендельсон Бартольди.

Когда в Лейпциге был открыт памятник Иоганну Себастьяну Баху, Роберт Шуман писал об этом в «Новом музыкальном журнале»: "Виновником торжества, кроме Иоганна Себастьяна Баха, был его единственный оставшийся в живых внук, довольно еще крепкий и энергичный старик 84 лет, с белоснежной головой и выразительным лицом, который приехал на празднество вместе с женой и двумя дочерьми из Берлина. Никто ничего не знал о нем, хотя этот человек жил в Берлине более сорока лет. Об условиях его жизни мы не смогли узнать ничего, кроме того, что он был капельмейстером супруги Фридриха III". 
Внук Баха умер 25 декабря 1845 года, с ним вымерла прямая мужская ветвь рода Баха.

музыкальные памятники, Германия - Лейпциг

Previous post Next post
Up