Прогулки по Лейпцигу (3). Еще немного архитектуры

Jan 18, 2023 20:01

В XIX веке на место больших денег пришли бешеные деньги, не оставившие камня на камне от былого великолепия. Но именно эти бешеные деньги построили город, получивший титул столицы архитектуры немецкого историзма.

Настоящим заповедником архитектуры историзма начала XX века является улица Nikolaistraße.


Построенный в 1908 году дом Штайбса (Steibshof, Nikolaistraße, 28-32) представляет собой интересное сочетание историзма и новых форм.



Средняя арка со входом в пассаж декорирована как на домах XVIII века барочным орнаментом из песчаника.

Практически вся улица Nikolaistraße к началу XX века была застроена солидными зданиями торговых домов. Большинство фирм, обосновавшихся на этой улице, занималось меховой торговлей. К 1930 г. в небольшом квартале вокруг Nikolaistraße находилось около 700 магазинов меховых изделий. Специфика торговли наложила свой отпечаток и на архитектуру зданий.





Построенный в 1908 - 1909 годах архитектором Альфонсом Бергером (Alfons Berger) дом Зельтерса (Seltershaus, Nikolaistraße, 47/51/53) тоже предназначался для меховой торговли. Над входной дверью помещается барельеф из цветной майолики, отображающий ассортимент товаров данного магазина.





На противоположной стороне улицы высится меховой дом "Два всадника" (Zwei Reiter, Nikolaistraße, 36), построенный в 1911 году тем же архитектором Альфонсом Бергером.



Чуть позже, в 1911-1913 г.г., появился конторский дом "Голубая щука" (Blauer Hecht, Nikolaistraße, 39-45, архитектор Леопольд Штенцлер (Leopold Stenzler).





Солидный "Цеппелинхаус" (Zeppelinhaus, Nikolaistraße, 27/29) построен в 1911-1912 годах для табачной фирмы архитектором Густавом Пфлауме (Gustav Pflaume).



Nikolaistraße - общий вид

Улица Nikolaistraße отнюдь не единственное место в Лейпциге, изобилующее архитектурой периода историзма. Из подобных зданий состоит почти весь центр города.


Отдельно стоящее трапециевидное в плане конторское здание "Lipsia-Haus" (Barfußgäßchen, 12) построено в 1910 г. (архитектор Вильхельм Беккер, Wilhelm Becker).



На небольшой треугольной площади на пересечени улиц Barfußgäßchen и Kleine Fleischergasse, напротив самого старинного кафе в Германии "Zum Arabischen Coffe Baum" ("У арабского кофейного дерева", всё здание кафе сейчас на ремонте) перед Lipsia-Haus находится фонтан "Lipsia-Brunnen".
Фонтан был создан в 1913 году по проекту врача и скульптора Макса Ланге (Max Lange) в рамках конкурса по благоустройству города. Изначально его должны были установить на площади Naschmarkt, но по неизвестным причинам это не произошло.
Lipsia-Brunnen также имеет другое название - Putten-Brunnen (с итальянского putto переводится как маленький мальчик, младенец). На фонтане изображены 4 маленьких мальчика, которые держатся за руки и ищут спасение от воды.
*****

Гуляя по Лейпцигу я, конечно, интересовалась ярмарочными дворцами и пассажами, ведь именно им Лейпциг обязан своим финансовым сверхблагополучием.
Никакой специально отведенной территории для проведения ярмарок до середины XX века в Лейпциге не было. Просто в определенные дни ярмаркой становился весь город. Поэтому на центральных улицах во множестве строились ярмарочные дворы, в которые продавцы свозили свои товары. На протяжении нескольких столетий лейпцигские ярмарки были "вещевыми", т.е. продавцы привозили свою продукцию практически в полном объеме. И лишь в XIX веке вещевые ярмарки сменились привычной нам формой торговли по образцам.

К сожалению, ни одного ярмарочного двора XVI-XVII веков в Лейпциге не сохранилось.
На сегодняшний день в Лейпциге сохранилось свыше 20 ярмарочных дворцов конца XIX - начала XX века, а всего их когда-то в городе было 35.



Самым элегантным ярмарочным пассажем Лейпцига по праву считается "Пассаж Мэдлера" (Mädler Passage, Grimmaische Straße 3-4 / Neumarkt, 14). В 1525 году Генрих Штромер (уроженец города Ауэрбах), приехавший изучать в Лейпцигском университете философию и медицину и ставший впоследствии ректором университета, открыл здесь трактир. Чуть позже, в 1530-х годах Штромер купил соседний участок и построил большой ярмарочный двор. Пассаж имеет два входа и два фасада.



Вход с улицы Grimmaische Straße



Арочный портал, украшенный женскими фигурами, ведет в галерею с Grimmaische Strasse. В 1911 году старый ярмарочный Ауэрбахов двор снесли, и в 1912-1914 годах по заказу чемоданного фабриканта Мэдлера архитектор Теодор Кёссер (Theodor Kösser) возвел новое пятиэтажное здание с пассажем.



Второй вход находится на улице Neumarkt.



Галерея пассажа Мэдлера
Пассаж имеет две галереи, общая длина которых составляет 140 метров.



Обе галереи под почти прямым углом сходятся в восьмиугольной ротонде.



В 1913 году в пассаже открылся работающий и по сей день ресторан "Auerbachs Keller" (Погребок Ауэрбаха).





Перед входом в ресторан стоят две бронзовые скульптурные группы, представляющие сцену из «Фауста» - подробно о Фаусте, Мефистофеле и "Погребке Ауэрбаха" в моем посте о Гёте.

Германия - Лейпциг

Previous post Next post
Up