Фотография (с)
Nesluch
Энтазис.
Может быть вы раньше не знали, но у Артемиды, как и у большинства женщин был энтазис. Полагаю, был он весьма привлекателен и проявлялся под туникой в средней части тела. Околонаучное определение: энтазис (от греч. éntasis - напряжение) - утолщение тела (ствола) колонны примерно в средней части. Если вас не устроило моё определение, можете полюбоваться на совсем научное из
вики.
А теперь перейдем непосредственно к Артемиде, а точнее к её святилищу в античной Герасе. Видите на фотографии явно различимые припухлости на колонне, стоящей слева? Внизу и вверху она тоньше, чем в середине. Это и есть энтазис. Причем не совсем обычный энтазис, а, я бы сказал, почти обратный. Потому, что при обычном припухлость только в нижней части, а потом до самого верха одно сплошное утонение.
Как тут. При настоящем обратном совсем наоборот, чем ниже, тем тоньше.
Как тут. Поэтому - почти обратный.
Святилище Артемиды ранее в русской традиции почему-то называлось просто храмом Деметры. Так учили нас и так учили мы. Возможно это прозвучит странно, но мне оно всегда представлялось самым заурядным из всех сооружений античной Герасы. Когда-то, 2000 лет назад, это была огромная канонически симметричная композиция, 30 метров подъема и 300 метров в длину. И на современном плане Герасы она занимает центральное положение и отмечена номером 12. Хотя сегодня, прошу прощения за пафос, от былой роскоши остались только разрозненные живописные развалины. Если просто разглядывать их на фотографиях и даже в натуре, мало что понятно. Поэтому прежде всего я познакомлю вас с тем, каким святилище представляется его исследователям.
Подъем в святилище начинался на Священной Дороге, которая по мосту (в нижней части аэрофото) приводила к нижним пропилеям, формой больше напоминающим римские триумфальные арки. Оттуда собственно и начиналось неторопливое помпезное лестничное восхождение к храму Артемиды. Первый его колоннадный участок соединял нижние пропилеи с прямоугольным двором. Задача этого двора скорее всего была останавливать или замедлять движение. Для этого он вытянут перпендикулярно основной оси комплекса и подчеркнут двумя полукруглыми экседрами - затененными участками для сидения, где можно было перевести дух после первой стадии подъема. Вполне возможно, этот удивительный элемент говорит о том, что автор святилища был прекрасно знаком с
работой Аполлодора Дамасского на форуме императора Траяна.
После двора с экседрами подъем пересекает Кардо Максимус - главная улица античной Герасы, ориентированная, как и принято, почти на север. На кардо четырехколонным композитным портиком выходит фасад главных пропилей. За пропилеями, если вы еще не устали, осталось одолеть всего 20 метров лестничных маршей и мы попадаем в гигантский перистильный двор, в центре которого расположена цель подъема - храм Артемиды.
По идее храм - вполне себе традиционный псевдопериптер. Правда это очень странная его разновидность с боковыми колоннадами, несколько отстоящими от стены целлы храма.
Вот собственно и всё. Теперь вы вполне готовы смотреть то, что я наснимал в Герасе без лишних объяснений. И не забывайте наслаждаться почти обратным энтазисом Артемиды :)
1. Кстати, наш
хитроумный гид повел экскурсию сверху вниз, поэтому мы не испытали мучений подъема. Фотографии я расположил в том же порядке.
2. Главный портик храма. Вид через колонны перистильного двора.
2. Стилобат поднят на высоту более 3-х метров (сравните с ростом моих коллег рядом с ним).
3
4
5
6. Целла храма.
7
8. Вот теперь начинаем спускаться к пропилеям.
9
10.
11. Еще один марш и мы на кардо. Так выглядят пропилеи изнутри.
12. Это их фрагмент из портика.
13 И, если помните,
так сейчас выглядит их фронтон. 14. Выйдя из пропилей, слева по флангу я узрел мечту жизни и быстро умчался к ней навстречу, в расчете остальное наснимать попозже, но эта мысль не успела реализоваться, все торопились в Петру.
Мало, но ссылки:
http://www.centroscavitorino.it/en/progetti/giordania/jerash.html#http://antikforever.com/Syrie-Palestine/decapole/jerash.htm Предыдущие Герасы.
Архи-термины:
акант амфипростиль аркбутан архивольт архитрав Атеней балюстра бусы вал валик волюта гипотрахелион+
1 дорический ордер замковый камень ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+
1+
2+
3 крестовый свод кора кариатида капитель+
1+
2 колонна контрфорс кронштейн+
1+
2 консоль киматий каблучок лемех ложечка ложная арка модульон нервюра+
1 неф+
1 ов облом пилястра+
1 плинт полка пинакль простиль розетта сима скоция слезник стиль стилус свод средокрестие столб трансепт фиал+
1 четвертной вал число каннелюр энтазис эхин