"Из путешествия Онегина" А.Васильева

Dec 05, 2009 00:33

"Из путешествия Онегина" Анатолия Васильева - спектакль гениальный. Это не эмоциональная оценка. Это точное определение, это констатация редчайшего явления.
От ощущения величия происходящего, от счастья прикосновения к нему замирает душа.
А.Васильев содрал с "Онегина" его кружевной, изящный ритм, обдирая в кровь пальцы, раздвинул плотно пригнанные кирпичики стройного здания пушкинского романа, и выстроил по чертежам и наброскам Пушкина и Чайковского свое произведение, где есть все - классицизм и готика, гламур и романтизм, соцреализм и постмодернизм. Отражения смысла, двоичный код слова, многоуровневые лабиринты речевых ситуаций, гипертекстовые связи, интеллектуальная игра, ирония, тяготеющая к абсурду - роскошное и безумное зрелище.
И оказалось, что ритм, привычный до автоматизма, баюкающий сознание, этот ритм скрывает подлинное значение слова, не дает познать и услышать его. Самое важное - в паузах, в жестах и взглядах, в пустоте между строк. Ритм - покрывало реальности. Сдерни его - и увидишь мир во всей первозданности. Как ритм (шаманские напевы) способен переключать сознание в измененную фазу, так и его ломка переводит в пограничное состояние. Это не катарсис, не эмоциональное потрясение, во всяком случае, для меня, это - интеллектуальный эксперимент, являющий радость творчества, призывающий к сотворчеству, расширяющий пределы мира.
Должна признать, что один из самых любимых таганских спектаклей - "Евгений Онегин" - в сравнении со спектаклем Васильева превратился в детский утренник, простой и забавный. Любимов показал Пушкина молодого, полного жизни и веселья, у Васильева Пушкин - гений, которому ведомо безумство жизни и тайны бытия. "Из путешествия Онегина" - это встреча двух гениев, исполненная прекрасными артистами по сложнейшему рисунку. Яркие, порой гротесковые образы, индивидуальность, что порождается большим талантом, все такие разные актеры составляют потрясающе слаженный даже не ансамбль, а оркестр, рождающий на наших глазах необыкновенную симфонию.
Прошло несколько дней, как мне посчастливилось увидеть шедевр театрального искусства, но до сих пор я слышу его музыку и обжигаюсь взглядами героев, и все разгадываю тайны цезур и пауз...
P.S. Сегодня узнала, что таганского "Бориса Годунова" начинал "разминать" Анатолий Васильев, и тогда еще он экспериментировал с ритмом. От его экспериментов в спектакле осталась одна сцена - в корчме. Она режет слух своей недосказанностью, паузами вместо знакомых слов и переводит сознание на иной, какой-то сверхчувственный уровень восприятия.

Анатолий Васильев, Пушкин, театр, Таганка

Previous post Next post
Up