Месяц на Индигирке. Ч.2. Издалека, долго течет река

Jun 15, 2017 17:55


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА


День 4
На берегу этой тихой реки
В дебрях чужих у священной воды ©

[ДЕНЬ 4. РАЗВЕРНУТЬ (≈8 Мб)]
Утро выглядит многообещающим, поэтому, долго не думая, завтракаем и собираемся дальше. По заведенной традиции каждый новый день у нас смена бортов, чтобы попеременно менять нагрузки на руки. Сегодня Сергей на левом баллоне и укладывает свои вещи на "рабочем месте". Я свои либо уложил, либо отлыниваю, прикрываясь необходимостью вести фоторепортаж о буднях героев.


Почти сразу после выхода на горизонте сквозь деревья начинают проглядывать манящие очертания. Это Индигирка делает поворот в течении и даёт еще разок взглянуть на Момский хребет - отсюда открываются его северные границы.

Нельзя отказать в привлекательности этим несколько графичным сюжетам с прореженными насаждениями лиственниц на фоне заснеженных вершин. Но аттракцион длится не очень долго, скоро горы показываются в последний раз и исчезают насовсем за густой прибрежной растительностью.
Начинается время низких и плоских берегов.


Несмотря на малолюдность региона нельзя сказать, что мы здесь чувствуем оторванность от цивилизации. Во-первых, Индигирка в летнее время концентрирует все население, т.к. становится единственным путем сообщения (не считая воздух). Довольно часто мы расходимся с моторными лодками.
Во-вторых, на реке течет и собственная жизнь. На фото ниже один из ее элементов - судно, обслуживающее нужды навигации. Сейчас команда путейцев расчищает знак на берегу от тальника.


Кружка с водой на борту - не просто кружка, а еще одна зарисовка походного быта. Отстаивается вода для попить. К утреннему и вечернему чаю обычно кипятили, но в течение дня тоже иногда хотелось глотнуть. На фото уже почти годная для питья.





Проблему хорошей питьевой воды в среднем и нижнем течении Индигирки выделяют почти все путешественники этого района. Равнинный характер реки не позволяет рассчитывать на мелкие водотоки, в которых вода обычно чистая, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть.
Вода реки чрезвычайно обогащена взвесью. В период таяния снегов взвесь настолько обильна, что не оседает и находится постоянно в толще воды, даже у поверхности.
Этот период называется "черная вода", что вполне отражает действительную ситуацию.
На космоснимке хорошо видна разница между водой Индигирки и окружающих водоемов.


Снимок GoogleEarth

Качество воды еще сильнее падает с приближением к устью. Хотя никакого загрязняющего производства нет на сотни километров. У райцентра Аллаиховского улуса - пос. Чокурдах количестве взвеси уже настолько велико, что даже отстоявшяася вода малопригодна для употребления.
Но можно найти, тем не менее, альтернативные источники чистой воды - небольшие ручьи среди береговых возвышенностей, болота или старицы близ основного русла.



Готовясь дома к маршруту, на картах обнаружил неизвестный мне до этого элемент ландшафта. Вдоль всего русла Индигирки были нанесены некие булгунняхи, местами очень обильно. На местности этот экзотический и многообещающий термин оказался буграми мерзлотного пучения, привлекшими внимание ровно один раз.
На фото ниже один из булгунняхов. Этот залесенный, ниже в тундре они без деревьев.


Если вы помните, это яр. Так как мы приближаемся к поселку, начинают попадаться курсирующие вдоль них лодки. Как уже говорил, в обнажениях ведут поиски бивней мамонтов.


Вот и поселок. На картах гентаба он обозначен как Куберганя, но на местности принято называть его Кэбэргэнэ. Это одно из немногих мест на реке с мобильной связью. На карте покрытия МТС в этом месте белое пятно, а Билайн, мы, кажется, там обнаружили. Но сеть держалась недолго, и как только мы миновали поворот реки, снова оказались вне лап цивилизации.


За Кэбэргэнэ предполагалось пройти еще пару километров и вставать лагерем. Но прошли и пару, и пяток, и дюжину, а пристать все было негде. В итоге, пройдя еще 25 км сверхурочно, к своему удивлению обнаружили, что добрались до Селенняха - крупного и мощного левого притока.
Со своенравным Селенняхом пришлось побороться, чтобы не прижало к правому берегу Индигирки. В итоге из последних сил все же победили, но завершать рабочий день уже захотелось очень сильно. Поэтому пришлось выбирать совсем третьесортный относительно сухой пятачок в кустах, где и ютить палатки. С трудом поместились среди кочек и бурелома. Это была самая неюутная ночевка за все путешествие.

День 5
Ветер, ветер, ты могуч

[ДЕНЬ 5. РАЗВЕРНУТЬ (≈15 Мб)]
Но утром жизнь в очередной раз наладилась. Солнце, воздух и вода - что еще нужно для счастья? Правильно, позавтракать.


На воду выходим совсем в курортных условиях. Тишь да гладь.




Индигирка считается самой холодной рекой в мире

Совсем не северная температура воздуха в сочетании с проплывающими кустами на берегу в какой-то момент породили полную иллюзию неспешного сплава где-нибудь по Кубани.
После нескольких часов томления в собственном соку противиться деструктивному воздействию солнечной неги уже не было никакой возможности. Поэтому пришлось взбодриться, окунувшись в холодные воды Индигирки с борта. Парным молоком, конечно, не назвать, но и не жидкий азот.


Ближе к полудню попадаем в новое для себя окружение - по течению попутно с нами несет большое количество пены. На дрейфе, а особенно в обеденный отдых, вокруг катамарана собирается целое футбольное поле этой субстанции. Плывем как в вате. Находим для пены полезное применение - так как ее тащит по течению, она неплохо указывает оптимальный фарватер, остается лишь следовать за дорожкой.


Но вторая половина дня становится карой Небес за начало морального разложения на маршруте. Сначала у Сергея выскользнул и ушел на дно хороший походный нож - моргнуть не успели. Вздохнули, почтили память минутой молчания и с подпорченным настроением двинули дальше.
Но далеко уйти не успели. С севера как-то внезапно пригнало смену погоды, и на воде моментально стало неуютно.


Основную неуютность приносил встречный ветер. Так как парусность нашего судна была вполне велика, а гребной потенциал ограничивался двумя человеческими силами, даже небольшие порывы ветра останавливали нас на воде намертво.
Пользуясь сильной извилистостью Индигирки, под прикрытием берегов и островов, разными галсами и прочими ухищрениями пришлось в час по чайной ложке протискиваться вперед.
Ближе к вечеру на горизонте показались строения отмеченной на карте и ныне заброшенной базы Дружина. Хорошее место для ночевки, оставалось только добраться. И это оказалось не так просто. Здесь мы ничем не были прикрыты от встречного ветра, и он с нами поиграл вволю. Пройдя 8 км за 2 часа самой интенсивной гребли, наконец-то подползли к пристани. Так мы впервые узнали индигиркский ветер.
На базе, несмотря на слегка угнетающую заброшенность, оказалось вполне уютно. Из оставшихся строений в хорошей состоянии оставалась одна изба, где и решили ночевать. Уцелела также и баня, но топить ее не было сил и желания.
Почти ночные прогулки по окрестностям.


На фото изба, в которой нашли приют. Прямо - кухня, направо - жилая комната. Печь еще не топили, но попозже воспользуемся - она оказалась исправной. В хозяйственное помещение, примыкающее слева, не заглядывал.


Остальные постройки уже начал точить червь одряхления.


Плюс 13 на термометре, нежаркое северное лето.




По всей видимости, ангары для техники.
В прошлые времена Дружина была даже райцентром, а ближе к нынешним годам сократилась до промежуточного пункта снабжения ГСМ. Если верить журналам учета, которые мы нашли в избе, последняя жизнь здесь замерла в начале 2000-х.


Пристань сильно размыло, но причалить еще есть где.


Общий вид на то, что еще стоит.


По нашей избушке видно, что люди ушли отсюда совсем недавно, а может быть, и не ушли насовсем и иногда поддерживают порядок. Относительно свежие продукты (чай, соль, специи) и другие предметы быта были на столе и полках.


Электричества, разумеется, никакого нет. Проводка, видимая по стенам, - остатки былой жизни. На этом краткая зарисовка Дружины завершается, а мы спать.

День 6
На высокий берег, на крутой ©

[ДЕНЬ 6. РАЗВЕРНУТЬ (≈ 13Мб)]
У нас уже утро. Сергей носит корабельное имущество от места ночевки обратно к судну. Как уже упоминалось выше, либо я свое отнес, либо отлыниваю под предлогом фоторепортажа о жизни героев ©.


Капитан более чем суров в это пасмурное утро и решительными шагами мнет растущий на пути хвощ.


Герои героями, а окружающее пространство тоже надо показать.
Отживший свое сруб и лодка не своей стихии. И уже ставший привычным шиповник.


Пушица подчеркивает ощущение покинутости.


Скоро катамаран готов к отплытию, ну и нам задерживаться больше незачем. С первых метров гребли о себе напоминают кистевые суставы - следствие вчерашних силовых упражнений по достижению Дружины в сложных метеоусловиях.
В связи с этим решаем сегодня пощадить конечности и убавить пыл. Тем более, что вчера в ходе инвентаризации пройденного расстояния и критической оценки графика движения и то, и другое было общим голосованием признано более чем удовлетворительным. Идем хорошим темпом, можно немного расслабиться.
Пейзажи продолжают потрясять воображение своей стабильностью. Наиболее динамичным элементом ландшафта становится небо. Его много и оно везде.






На судне уже почти железный распорядок дня - три-четыре ходки по часу, затем обед. После обеда легкий, быстрый и тревожный от постоянных комаров полусон. Затем снова четыре-пять ходок, смотришь - уже и вечер.
За все дни на обед у нас пока не было ни одной рыбешки, как бы это странно не казалось на реке, изобилующей чиром, муксуном и прочей белой рыбой, названия которой звучат вкуснее день ото дня с каждой съеденной банкой тушенки.

С такими мыслями в очередной протоке замечаем еще издали высокий (выше, чем все прочее по берегу) лиственничный лес. Как раз время клонится к вечернему лагерю, и мы берем курс на замеченный объект.
Предчувствия не обманули, обнаруживаем высокий и незатопленный берег со зрелым лесом почти без подлеска. Такие места на реке становятся все более и более редкими, поэтому без колебаний чалимся здесь.


Хотя кромка основательно подмыта водой, этот кусок земли  лучшее, что можно найти на многие километры вокруг. Вдобавок, затевается низкое фактурное освещение. Жаль, что пропадает зря - с лесистого берега много не снять.


Единственым героем сюжета становится вот эта подмытая лиственница, художественно склоненная к воде.


И как вы можете видеть, без шиповника снова не обошлось.


Режимный свет длится не очень долго. Вскоре золотистое освещение окрестностей иссякает, и причин кормить кровососущих больше нет. Отправляемся по палаткам. Пройдено уже почти 500 км пути. Впереди еще 250 км неизвестности

Что дальше: цель уже близко

Кэбэргэнэ, водное, Абыйский улус, Индигирка, Дружина, Экстерриториум

Previous post Next post
Up