На севере диком: плато Путорана. Ч.1. Вводная водная часть

Mar 27, 2016 00:07


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА


ПРЕДИСЛОВИЕ
Около десяти лет назад мне на глаза попался отчет группы Э. Медведева 1988 года о водном походе V к.с. по плато Путорана. Это было описание событий, произошедших еще во время моего детства, суховатое и почти без иллюстраций. Но в нем было то, что нужно - борьба и лишения, препятствия и преодоление, отчаяние и победа. На основании прочитанного нестерпимо захотелось в суровое сибирское горное заполярье. И летом 2015 года это получилось.
Подготовка велась методично и по всем фронтам.
Сказать только о логистике мероприятия - она была изощренной: 4 дня из всего срока путешествия отводилось на автомобильное перемещение из Краснодара в Москву (и обратно). Далее стандартный авиарейс до Норильска приближал нас к цели еще на 3000 километров. И, наконец, последняя часть долгого подготовительного пути - заброска по воде от Норильска до начала собственно активной части - подводила черту под всеми этими перекладными.
Формат путешествия тоже было решено разнообразить. Три недели пешком по безжизненным арктическим плоскогорьям мало кто осилит в неразбавленном виде, поэтому родилась идея первую часть пути проделать по воде на вёсельной тяге. Сама по себе перспектива гребли по стоячей воде на 80 км любому воднику покажется крайне скучной. Но нам всем водные путешествия были в новинку, а поэтому таковая была принята без колебаний (моих, по крайней мере).
Итак, после бесконечных корректировок маршрута, включения и исключения различных его участков, поиска и согласования условий и цен заброски, тестовых испытаний судна и команды на морскую болезнь и гребные характеристики, выбытия одних и прибытия других участников команды, осталось восемь человек, твердо намеревающихся попасть на второе по величине базальтовое плато в мире.

День 0-1
Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт (с)

[ДЕНЬ 0-1. РАЗВЕРНУТЬ (≈12 Мб)]
На самом деле идёт уже третий день путешествия. В Москве остались припаркованы наши машины, мы добрались в Норильск, купили провизию и прочие походные мелочи, погрузились в арендованный катер и с его борта наблюдаем за занавешенной сизой дымкой жизнью окраин города.





Слепни, преследуя нас, развивали скорость, позволяющую не отставать от идущего на полном ходу катера

Ощущение похода еще не пропитало нас, но эффект от смены впечатлений налицо, и легкая эйфория начала пути витает над судном вместе с комарами и слепнями невиданных размеров и завидного упорства в погоне за добычей.

Позитивные настроения и предвкушения многократно усиливаются хорошей погодой. Нам ли с тобой не петь (с).



Подробнее о нашей первой части похода. В западной части Путоран лежит группа больших озер, по близости к столице региона названных Норильскими. Самое обжитое из них - озеро Лама. И вот этот водоём мы намереваемся пройти на катамаране до его восточной точки.
Для этого у нас есть почти все необходимое: гребцы и вёсла. Разве что для рамы надо выбрать несколько бревен нужной толщины. С этой целью пристаем к берегу у одного из бесчисленных островков.

Высаживались мы примерно как союзники в Нормандии. Как только нога первого пассажира коснулась прибрежного песка, все средства противодесантной обороны острова были задействованы в полной мере: тучи комаров, мошки и слепней обрушились на наши неподготовленные городские тела. Я бравировал в шортах первые несколько минут, но перед лицом страшного противника быстро-быстро ретировался в штаны. Так мы впервые познали местный ГНУС.
Кровососущий фактор еще сыграет свою трагическую роль в моей общей картине мира Путоран, но об этом в нужное время.


Деревозаготовительные работы были так или иначе окончены. Погрузив пиломатериал и экипаж на борт, капитан тронулся дальше и вскоре высадил все содержимое уже на другом острове. Это был конец оговоренного пути. Дав салют из бортовых орудий несколько напутственных рекомендаций, капитан увел катер прочь из наступающих прозрачных сумерек озера Ламы.

Цивилизация всегда резко возвращается в мироощущение после путешествия. Но исчезает она не менее стремительно. Затих катер вдали, но еще долгое время мысли привыкали к тому факту, что под ногами песок озера Ламы. Этот момент рисовался в голове долгие годы.
Как положено, наш клочок суши был необитаемым. Но не безымянным - этот и следующий день мы будем коротать на острове Колхозника, добро пожаловать.
Вечерний чай или что у кого покрепче, и быстрая эвакуация в палатки - это единственное место в округе, где ежесекундно нас не хотят высосать до капли тысячи местных комаров. Сказочное место. Команда, поздравляю вас с началом.

---

Незаметно закончилась первая ночь на острове. За ней прошел день в упорной работе по сборке, накачке, балансировке и прочей ответственной подготовке нашего плавсредства. Ко второй половине дня судно было собрано, и произведен пробный обкат по ближайшей бухточке. За интенсивной работой некогда было и сфотографировать, ничего показать не могу.
Судоверфенные испытания корабля были признаны шкипером успешными. Из опасений за обшивку и вопреки традициям о борт не была разбита ни одна бутылка. Однако судно получило имя - завтра мы отправляемся в плавание по Ламе на Ламантине, оцените изящную игру слов.
Вот и наш красавец в свете уходящего дня. Забегая вперед скажу, что он оказался и оставался чрезвычайно фотогеничным в самых различных условиях и частях озера. Не мог наглядеться.

Можно было бы приврать для эффекта, что якорь является штатным и привезен с собой, но ржавчина выдаёт.
Под занавес трудового дня внезапно показало всю свою суровую красоту низкое северное небо. Попутно с любованием мы поспешили укрепить палатки, так как красота сулила неслабый дождь. Но ничего подобного не случилось, и буря миновала наш порт и пощадила причаленный в нем катамаран, еще не нюхавший пороху.
Комары между тем нисколько не прониклись ни живописными видами, ни угрозами скорых и мощных осадков и по-прежнему с упорством жаждут крови при каждом удобном для них случае.

Как и ранее, единственное спасение - в палатке.



Аккуратнее задирайте головы, можно зацепиться за проходящие мимо тучи.

---

Вот этот день и настал. Сегодняшнее утро знаменательно двумя событиями. Во-первых, день рождения одной из участниц и по совместительству завхоза группы, а во-вторых, наконец-то можем трогаться в путь. После торжественной линейки Ламантин приводится в боевую готовность и намеревается выйти в открытое озеро.

Первая цель - пересечь озеро от западной оконечности к южному берегу. Экипаж прекрасно справляется с задачей, испытав множество положительных эмоций и уверовав в свои мореходные силы.

Первый привал. Можно предположить, что на судне откровенный бардак. Но это только на первый взгляд. Хоть личные вещи и багаж герметизированы через раз, но зато каждый предмет принайтован к палубе.

После отдыха пора в дальнейший путь. Вот обычный вид правого кормового на ближайшие четыре дня. Обратите внимание на синхронность гребцов - любо-дорого посмотреть. К концу водной части достигнем почти олимпийского уровня. Также можно заметить накомарник на одном из участников - суровые реалии жизни и настойчивость гнуса диктуют эту необходимость даже во время гребли.

У западных берегов Ламы начинают близко вырисовываться первые поднятия, неистово гребём, хочется поближе.

Совершаем и исправляем наши первые ошибки - слишком сильно прижались к береговой линии и теперь преодолеваем аллювиальные отмели в устье р. Бытык. Ну и грех заодно не подурачиться, да. Если вам не менее 30-ти лет или вы поклонник старых советских комедий, то без труда узнаете сюжет.

Отмели преодолены, шкипер велит всем на борт и грести дальше.

Начинает вырабатываться наш стандартный ритм: четыре километра гребли и привал на берегу. Погода стоит распрекрасная, и временами даже почти нет кровососущих.
На берегу рядом с пакетами вы можете увидеть белую пластину. Это киль, превращенный умелыми женскими руками в доску для разделки продуктов. Становится ясно, почему именно считается, что женщина на борту - к беде. Но гастрономические слабости одерживают верх над морскими традициями, этому килю больше никогда не суждено реализовать себя. Прости, друг.

Вот за мысом показалось одно из главных разочарований путешествия - чей-то катер у причала. Уже на месте выяснилось, что озеро Лама и вся западная часть массива в целом не так уж дики и нетронуты, как преподносится во всех описаниях. Как минимум до середины водоема весь берег усеян строениями-дачами норильчан, и даже в будние дни по озеру наблюдается довольно оживленный трафик.


Это не очень соотносилось с духом отчета Э. Медведева и ореолом неприступности района. Но сделав скидку на прошедшее время и неумолимый натиск цивилизации, пришлось смириться. Гребём дальше.
Нос нашего судна в самом прекрасном расположении духа. Где-то за кадром спрятался миссионер одного известного ИТ-разработчика, но яркий желтый пакет выдает ваше присутствие и намерение нести знамя компании в самые далекие уголки Родины, Алексей.

Несмотря на кажущуюся однотипность пейзажей на озере постоянно встречаются те или иные особенные уголки. Вот этот замечательный каменный пляж с отдельным островом-валуном удачно появился перед нами как раз ко времени привала. Передохнём.

Попозируем.

Сделаем вид, что тени фотографа не видно на снимке.

Так мыс за мысом, пляж за пляжем команда преодолела свой первый водный участок. Как вы помните, на борту небольшое торжество, а время к вечеру, так что участники жаждут перейти от рутины к праздничному застолью.
Подобающее целям местечко найдено - чистый мелкий песок, тихая гавань и гранатовое вино от именинницы: хороший день хорошо заканчивается.

Даже детям в школе известно, что северные водоемы полны рыбой. На заднем плане снимка как раз попытки подтвердить это знаение опытным путем.
Снова забегая вперед скажу, что все дни водной части мы провели с предвкушением ухи, которому так и не случилось стать привкусом. Не поймали ни единого плавника.

Движение судов по озеру не очень велико, но постоянно.

Несколько умиротворяющих натюрмортов на сон грядущий, и пора завершаться. На часах сейчас около одного часа ночи, но ни фотографии, ни внутренние часы этого не подтверждают. Хоть и самый конец июля, а полярный день никто не отменял.






День 2
К берегу спешат пароходы, к берегу спешат поезда (с)

[ДЕНЬ 2. РАЗВЕРНУТЬ (≈5 Мб)]
Короткие ночи дают уже ранним утром ощущение, что ты все проспал, и уже, как минимум, пропустил полдник.

Но не страшно, завхоз всегда угостит чем-то вкусным, если жалостливо и убедительно попросить.

Оттого, что график нашего перемещения не блещет разнообразием, я вынужден сжимать ход событий, чтобы не повторять каждый день скучную статистику пройденных мысов и бухт.
По мере движения на восток озера горы начинают ближе подступать к воде и растут в размерах. Видно характерное строение массива -  плоские вершины вместо пиков и башен оправдывают название столовых гор.





Рядом с турбазой находится самое глубокое место из исследованных на озере - 255 м.

Как уже упоминалось, озеро, хоть и сильно удалено от очагов цивилизации, не лишено их совсем настолько, насколько бы нам хотелось. Примерно посередине водоема по южному берегу расположена крупная ведомственная база отдыха ООО «Норильскникельремонт», достичь которой у нас есть сегодня намерения.

На привалах, кстати, группа не теряет зря времени - присмотритесь на носовые перекладины катамарана, к ним привязан пакет с грибами.

К вечеру почти достигаем желанной цели в лице турбазы. Но на последнем привале к нам причаливают первые за поход гости. Ими оказываются работники этого объекта. Нам принесли, как часто в жизни бывает, две новости - хорошую и плохую.
Плохая - нам не удастся снять номер или какое-то жильё на базе по всяческим веским причинам. Хорошая - но мы можем воспользоваться совершенно бесплатно домиком неподалеку.
На самом деле, большего и не нужно, и мы с радостью устремляемся, куда послали.
К вечеру выгружаемся у указанного домика и после первичных бивуачных обязанностей отправляемся смотреть на закат. Сегодня он общает особенно удасться.

Катамаран пришвартован, отражен в воде и неотразим. Великолепен и надменен как испанский галеон.



Вечер понемногу сгущает краски, второй день путешествия заканчивается ничуть не хуже, чем первый.

В нужный момент включается огненная подсветка. Галеон превращается в драматический дебаркадер.



По-прежнему, совершенно не скажешь, что на улице ночь.

На этом внезапно подходит середина водной части путешествия и конец первой главы повествования. Будет и вторая.

Что дальше: смена формата и музей в тайге

водное, Бытык, Путорана, Экстерриториум, о. Колхозника, оз. Лама, поход

Previous post Next post
Up