Путешествие в Хонгорай. Ч.7. Бросок к Саянам

Jul 01, 2015 15:39

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

День 14
Гидроэлектроэкспромт

[ДЕНЬ 14. РАЗВЕРНУТЬ (≈2 Мб)]Как нас учит жизнь, иногда спонтанные решения - самые правильные. Или, по крайней мере, запоминающиеся.

В разгар лета 2014 г. мы вернулись из хакасских степей в уютный город Абакан, закончив свое велосипедное исследование этого района Сибири.

Сухие факты: 9-ая в мире ГЭС по мощности. Высота плотины более 240 м. Напор воды составляет ок. 30 млн. тонн. При строительстве уложен объем бетона, эквивалентный ок. 1,3 млн. миксерам. Строилась (официально) 32 года.
Вообще, по плану следовал завершающий аккорд в виде экспресс-похода по Ергакам, однако, вернитесь к идее в самом начале поста.
Не помню, по какому поводу, но нас вдруг пронзила мысль о том, что мы совсем рядом с крупнейшим гидротехническим сооружением страны. Да, я имею в виду Саяно-Шушенскую ГЭС.
Острое желание быстро находит способы своей реализации. Пристроив велосипеды Денису, уже через час мы двигались в сторону Саяногорска с таксистом, любезно согласившимся на небольшую платную экскурсию согласно нашим интересам.
По пути к объекту меня сморил беспробудный сон, иначе бы я смог рассказать что-нибудь про дорогу к нему или хотя объяснить, как добираться. Но вот уже таксист паркуется около смотровой площадки, выходим.

2Знающие люди говорят, что раньше площадка была ближе к плотине, и рассмотреть весь гений советского инженерного искусства можно было детальнее. После известных трагических событий 2009 года площадку отнесли сильно вниз по течению - любоваться теперь можно только издали, жаль.

4Правильную атмосферу создает памятник строителям СШГЭС. Можно посидеть рядом для приобщения к духу времени и великой молодежной стройке. Мне кажется, хорошее и торжественное было время - люди могли гордиться собой и своими делами.

Какое-то время нахождения на площадке не мог понять, что не так. Оказалось, всему виной тишина. Небольшое количество туристов и вообще неспешный ритм вокруг станции создавал впечатление нахождения на берегу городского пруда с лебедями, но не перед застывшей волной высотой 240 метров.
Ощущения дополнялись бесшумной работой турбин в водоводах и отсутствием воды в водосбросах - никакого рёва бурлящей воды и клокочущих пенных волн, чтобы развеять ложное чувство покоя и умиротворенности.
Аттракция оказывается из разряда быстрых - осмотреть то интересное, что доступно, можно за 15 минут, затем зайти в сувенирную лавочку, и время удаляться.

Безупречная зеркальная гладь Енисея у регулирующей Майнской ГЭС ниже по течению - последнее, что осталось в памяти фотоаппарата на обсуждаемую тему.

Так был завершен наш беглый осмотр одного из символов Родины, пора возвращаться и приступать к запланированоой части. Из Абакана распорядком дня было предусмотрено перемещение к знаменитому на всю Сибирь и за ее пределами природному парку Ергаки.

Ергаки являются негласным транзитным остановочным пунктом всех маршрутов по М-54. Почти наверняка водитель остановится в Танзыбее для отдыха и обеда/ужина.
На автовокзале города предвкушалась встреча с группой питерцев, с которыми еще до путешествия было запланировать пройти часть маршрута. Это имело для нас некоторое значение, так как мы вдвоем органично вписывались в нанятую ими газель, да и вообще хотелось уже общения с себеподобными, выходящего за пределы диалога. Однако не срослось.
Смутные предчувствия от их длительного радиомолчания усилились  за время холостого ожидания и укрепились после безуспешных попыток связаться по известным номерам.
Осознав, что ничего не светит, мы взяли билеты на последнюю маршрутку в сторону Кызыла.

За 4 с лишним часа езды к Ергакам можно успеть подремать, почитать, вдоволь поглядеть в окно на тайгу и поля, затечь всеми членами тела и наконец выгрузиться в темной ночи у турбазы Тушканчик.
Как правило, поиски места для лагеря после захода солнца венчаются сомнительным успехом. Однако нам повезло, и ровный пятачок земли под одну палатку нашелся у начала тропы рядом со свежевозведенной беседкой. Запах молодого дерева, чистота внутри и отсутствие приветственных надписей на стенах позволяли думать приятную мысль о том, что мы одни из первых ее посетителей.

Рядом нашлись даже заготовленные дрова, и поздний чай расслабил наши утомленные заброской тела и освободил умы от ненужных мыслей. Утром идем в Ергаки.

День 15
От тушканчика к слоникам

[ДЕНЬ 15. РАЗВЕРНУТЬ (≈14 Мб)]Вот и сама беседка. Лучшего пристанища вчера и быть не могло.

Туристическая популярность массива бросается каждому, кто делает здесь первый шаг - тропы утоптаны и широки как тротуары. С недавних пор первые несколько километров от турбазы еще и облагорожены бревенчатым ограждением и отсыпкой из опилок. Мне почти стыдно было идти не в туфлях.

Любезные мостики перекинуты через всякие неудобства, маркировка свежа и обильна.

Вдоль тропы клумбы, райский сад вокруг, где-то в кедрах наверняка прячутся лирохвосты. Сам не видел, но не может быть никаких сомнений, да.

Тропа в этой части еще при первом нашем посещении 4 года назад запомнилась обилием одревеневших осьминогов. Все так и осталось с тех пор. Щупальца кедров - живых и мертвых -  тянутся в надежде поймать кого-нибудь на завтрак. Только умелое лавирование и спасает жизнь.

Наглядная иллюстрация корневой системы кедра. Ее особенность в неглубоком залегании в почве. Эта близость к поверхности делает ее очень чувствтительной к факторам внешней среды. Так, если разжечь костер в корнях кедра, он с большой долей вероятности погибнет.

17Корни кедра весьма удачно сочетаются с зарослями черники, и выбрав мы сезон попозже, здорово замедлились бы в своем продвижении.

Визуально можно с легкостью отличить хороший кедровый орех от пропавшего. У свежего годного в пищу ореха на скорлупе всегда есть светлое пятно в основании.
Проверьте эмпирически

Но нет худа без добра - белки и бурундуки съели еще не все кедровые орехи.
Это прошлогодний урожай - паданка. Он перезимовал под снегом, но еще вполне съедобен.

У развилки троп возникает непреодолимый соблазн пойти по указателю "Ресторан". Мещанские эти желания подсознания с трудом, но покоряются несгибаемой воле разума идти к озеру Светлое.

21Цель близка, из-за леса впервые показываются две самые известные вершины Ергак - пики Птица и Звездный.

Периодически встречаются потрепанные, но от того не менее полезные аншлаги.

23Озеро Светлое открывается внезапно всей своей площадью. Открыточный вид на упомянутые пики несколько меркнет в набежавшей облачности. Тем не менее, наблюдаемый пейзаж - один из самых притягательных и узнаваемых изо всех известных мне в Ергаках.

25Где-то по направлению указательного пальца лежит наш сегодняшний перевал Птица.

Нужно заметить, что по этому же направлению тянется и дождевая туча. Поэтому заканчиваем недолгое любование окрестностями и на всякий случай ставим палатку. И всякий случай случается - дождь запирает нас в убежище до самого вечера. Перевал Птица небрежно перелетает в следующий день.

После продолжительного заряда дождь все же утих, оставив нам после ухода пару часов вечернего времени. Можно было оглядеться.
Видимо, многим здесь приходится коротать ни один вечер. Неустроенный досуг благотворно влияет на три вещи: лишний вес, рождаемость, и искусство, как видим.

28Кое-где отцветает рододендрон золотистый. Как по мне, так мало отличим от привычного кавказского собрата.

29Как мы уже убедились, свободное время идет рука об руку с тягой к созиданию. Маша, ты кому-то очень близка, цени это.

Озеро является одним из ближайших к трассе и кроме того красивых водоемов, что приводит к заметному попсовению окрестностей - эта гать ведёт к мощной стоянке с деревянными настилами под палатки, туалетом, навесами и прочими благами долговременного пользования.

Непогода вроде бы отступила, но низкие тучи не спешат покидать берега Светлого озера. Созерцание вдруг наталкивают нас на прекрасную (я так считаю) мысль: в паре километрах отсюда на отроге находится скальный массив Слоники - почему бы не потратить остаток вечера на них.

Решительным шагом устремляемся к цели

34Рука настоящего мастера творить не устанет.

36Лето хоть и на умеренных широтах, а все же ограничивает продолжительность светлого времени суток. Очень плавно на горы начинают садиться сумерки. Спешим занять места в зрительном зале: впереди, за перегибом угадывается какое-то закатное действо.

37Мы почти у цели, заходящее солнце начинает драматическое представление с облаками

39Слоники пользуются заслуженной популярностью у посетителей - обилие туров с явной претензией на сакральность подтверждает это.

40Вечерний салют от Птицы Звездному. Когда никто не смотрит, я уверен - они перемигиваются

42Вот и Слоники. Здесь много мест, названия которым давали люди с богатым воображением.

К сожалению, я не обремеен штативом и в уходящем свете приходится поднимать ISO выше приемлемого по шумам уровня. Но картина стоит того, чтобы сделать хоть какие-то кадры.

45Где-то там, на озере Горных Духов горят пожаром облака, глубокие тени ложатся в долину Тайгиша и Парабола устремляется в ночнеющее небо.

46Лирическая часть закончена, пора и в лагерь. Наверное, заметна моя слабость к ергакским тропам. Есть в них какая-то выразительность.

48В небе догорает закатное.

50Уже в лагере приходит осознание, что путешествие близится к концу - это предпоследня ночь вне цивилизации. Мысль помещается в голове, но совершенно инородна текущему мироощущению.

Тонкий туман над озером смешивался с дымом от костров с того берега. Долго не хотолесь уходить в палатку. Но для всего свое время. Сон вступил в свои права, пора и мне подчиниться биоритмам. Встретимся завтра на перевале Птица.

Что дальше: выбираем обочину правильно