Путешествие в Хонгорай. Ч.3. Покидаем Тигертыш

Oct 27, 2014 14:43


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА


День 5
Снова Казыр

Как говорится, пора и честь знать. С наступившим утром мы начинаем выходить из границ Золотой долины и Кузнецкого Алатау вообще.
С рассветом за окном наблюдается легкий туман и обильная обводненность территории, переходящая местами в заснеженность.



1


2


3


4
При проработке маршрута была идея выходить из района через пер. Козьи ворота и долину р. Бельсу. Но внеплановые изменения численного состава и не самый радужный вид в долину Туралыга давеча вынудили выходить так, как и пришли.
За это нам и читателям придется смотреть еще раз то, что уже видели, и ходить, где уже ходили, но в обратном порядке.


5
Вниз по снежникам идти в сапогах еще лучше, чем вверх, да и вообще известно, что дорога обратно короче.


6
Не заметили, как спустились к первой зелени.



7
И цветам, само собой. Кандыков как будто стало еще больше; наверняка в этих маленьких луковицах вынашивается общая идея по захвату мира.


8


9
Я уже говорил, что местами невозможно пройти без потерь в населении цветочного королевства.



10


11
В этом скоротечном, но весьма буйном состояние природы доминирование первоцветов безраздельно.


12


13


14



Про крупных животных: в Кузнецком Алатау обитает изолированный подвид северного оленя. В одноименном заповеднике это основной охраняемый и изучаемый вид, как зубры в Кавказском или соболь в Баргузинском.

Мы все еще напряженно смотрели под ноги, чтобы почем зря не топтать цветочный покров, и сразу не заметили, как в недалеких от нас кустах что-то зашевелилось.
Вместо писанных правил поведения при встрече с медведем почему-то впомнилось, как же я еще молод...
Но тут в лапнике послышался шелест полиэтиена, и мелькнул человеческий контур.
Оказалось, что мы всего-то набрели на место ночевки туриста-одиночки; он как раз сворачивал лагерь и собирался по нашим еще теплым следам в Золотую долину.
Так мы и не встретили ни медведя, ни вообще какого крупного животного в Кузнецком Алатау, хотя, казалось бы, где, как ни в тайге.



15


16


17
В этот раз Казыр удалось перейти с гораздо меньшим напряжением. Стоило лишь немного подняться выше по течению, как он существенно потерял в бурности. В это время года даже небольшой участок водосборного бассейна дает очень ощутимую прибавку в русле.



18


19


20
Еще немного полян с кандыком, и мы на уже знакомой вам тропе.



21


22


23



По словам строителей, приют строят в основном для зимы, когда сюда катаются на снегоходах.
Стоимость проживания - 300 руб./чел в сутки.

Чтобы описание обратного пути той же дорогой не сделалось совсем пресным, придется разглядывать детали и отвлекаться.
Так, на приюте Рамазина мы снова повстречали людей - это к срубам на поляне вернулись их строители. С самым охочим до общения мы перекинулись несколькими словами.
Больше всего меня удивляли стройматериалы на поляне: листами лежал профнастил, несколько кубометров утеплителя и многое другое, чего не напилишь в ближайшем лесу.
Думалось, что все это забрасывается вертолетом - поднять это сюда чем бы-то ни было по горной тропе за 25 км от ближайшей транспортной инфраструктуры мне казалось нереальным.
Но все объяснилось просто - тот самый снегоход, который я сначала посчитал брошенным, и делал всю работу. Стройматериалы завозят сюда зимой, через все те же 25 км и Алгуйский перевал. Говорят, в удачные дни можно делать две ходки.
Если кто скажет, что в глубинке от безделья спиваются, у меня есть наглядный контраргумент.



24Почти никаких зверей нам встретить не удалось, зато на пути частенько попадались крупнейшие из формицид. Муравьи-древоточцы заселяют и обживают сваленную пихту.



25
Отдельные экземпляры не прочь полакомиться человечиной и быстро сбегаются на протянутый им палец. Это самки или солдаты, они значительно крупнее рабочих.


26
Эту поляну мы проходили несколько дней назад. С тех пор она подсохла, а зеленые зубцы чемерицы выпустили первые листья. Все вокруг торопится жить.



27
После преодоления особо сложных бродов чьей-то заботливой рукой оставлено подкрепление из быстрых углеводов.


28


29
За ничтожное время, которое нас не было в долине, она преобразилась местами довольно сильно. Несколько дней назад на этом месте только начал пробиваться папоротник, сейчас он выше колена. Скорость роста орляка - 5-6 см в сутки, и еще через несколько дней здесь уже будут джунгли.



30


31
Выходные закончились, и на приюте Высокогорном почти никого нет.


32
Уже собираемся уходить, как сверху по ручью к приюту спускается Юрий. Надо же встретиться в одном месте и в одно время каждый на своем пути. Зато от него узнаем о развитии событий после нашего окончательного распада как группы.
Владимир с Татьяной после размышлений решили тогда не продолжать движения и остановиться на достигнутом. В тот день, как выяснилось, они заночевали на приюте с намерением остаться здесь на несколько дней и погулять по окрестностям. Юрий, ушедший на следующее утро вверх по ручью Высокогорному, их более не встречал.
Что ж, не зря мы не стали их дожидаться на Рамазине. А сейчас идем дальше.



33


34
Чтобы приезжие из Краснодара не подумали, что в Кузнецком Алатау всегда хорошая погода, Тигертыш начал потихоньку заваривать для нас сюрприз. Где-то над Золотой долиной уже изрядно гремело, когда первые капли дождя достигли и нас.
Пришлось почти бежать, чтобы успеть до ливня миновать ручей Горелый - и без того неприятный для прохождения.
Сидя в палатке, представляли каково сейчас тому туристу-одиночке, как раз сейчас подошедшему к Караташу и НГПИ.

Гроза была сильной, но недолгой. Вышли наружу осмотреться. Изрядно похолодало.


35
Переправа через ручей Горелый после дождя не внушала оптимизма. Хорошо, что мы преодолели ее раньше.



36
О том, какую цену можно заплатить за неосторожное решение даже в простых походах, говорит табличка рядом с ручьем. По имеющимся сведениям с сибирского портала egiki.ru Павел переправлялся с застегнутым поясным ремнем и завязанными на груди лямками рюкзака. Вероятно, это его и погубило.


37
Вода в Казыре парит, вечер понемногу занимает свое место на нашей поляне.


38


39


40


41
До встречи утром.

День 6
Базовый лагерь у Чогори
Еще на пути к Долине мы здесь приметили заросли смородины. Поэтому сегодня хорошее утро начинается не с чашечки Нескафе ©.


42Следы вчерашнего дождя по-прежнему на всем вокруг. Кажется, солнечный период нашего похода подошел к концу.



43


44


45


46В утренней сырости зябко не только нам. Все живое застыло и старается не шевельнуться.



47


48
Но отдельные представители инсектофауны в детстве читали Г.-Х. Андерсена и знают, что можно с комфортом переночевать в цветке.


49
После завтрака выясняется, что плохая погода отступила. Лес снова залит солнцем, поспешим, пока оно не передумало.



50


51


52
Вдоль тропы по Малому Казыру попадается необычная маркировка, которую я не стал показывать в первых сериях. Естестенно-географический факультет Кузбасской педакадемии питает некую слабость к камням на маршруте и одушевил некоторых.
Есть камень "первый километр" или "один километр" - замысел неочевиден.


53
Это ледниковый валун. Лежит в стороне от тропы и почему избран - также неясно.



54
Реликты доледниковой эпохи валяются прямо под ногами и не инвентаризированы.



55
Но ЕГФ КузГПА знает, где зерна, а где плевелы.


56



Соцветия черемухи мы попробовали заваривать вместо чая. Получилось недурно.

Ниже по течению Казыра встречаем еще одно свидетельство быстротечных весенних перемен: в начале нашего пути эти черемуховые кусты стояли еще с набухшими почками. Сейчас здесь парфюмерная фабрика.



57


58
Эстафету подхватывают и пионы - их тоже не было видно всего лишь три дня назад



59


60
Жарки, напротив, понемногу сдают позиции. Лишь небольшие островки все еще яростно оранжевы, как и прежде.



61


62
Снова знакомые места и уютная Куприянова поляна. В рабочий день она совсем пустынна.



63


64


65
Повалявшись на месте нашей бывшей стоянки, отправляемся к Алгуйскому перевалу.


66
Ближе к седловине Тигертыш еще раз напомнил, что солнечная погода здесь не круглогодична. И хоть не пролили на нас дождь, но имел самое серьезное к этому намерение.



67


68
Ранний вечер настигает нас у приюта Снежный барс. Так как у нас есть кое-какие планы, решаем ставить лагерь здесь и отправиться на К2, отсюда всего чуть более 2 тыс. км. вот в этом направлении.



69


70


71


72
Вот и К2. За последнее время вершина сильно сдала и даже поросла растительностью.


73
На самом деле это тремолиты - известная аттракция на подходах к Тигертышу, ради которой мы и задержались на Снежном барсе. Что это такое, мы узнаем на следующий день, а сейчас начинающийся дождь гонит нас обратно к палатке, только краем глаза позволив на них вглянуть.



74


75
Как и вчерашний, дождь силён, но краток. После его окончания можно походить по мокрым окрестностям.



76


77


78


79
Но занятие это быстро себя исчерпывает в силу ограниченности обжитой территории. Еще один котел черемухового чая прекрасно дополняет уходящий день, предпоследний в Кузнецком Алатау.

День 7
...соединяет берега седой паромщик (с)

Это утро нужно начать с небольшой лекции. На задних партах, я все вижу.

Тремолит (tremolite) - ленточный силикат группы моноклинных амфиболов. Назван по долине Тремоль, которая находится в Швейцарии, около Сен-Готардского горного массива, в которой был впервые обнаружен.

В первых записях я упоминал о тальковом месторождении, у которого обычно заканчивается автомобильная заброска. Эти самые тремолиты как раз приурочены к месторождению, и точное его название - тальково-тремолитовое. Природный объект представляет собой останцы в несколько метров высотой, расположенные в лесной зоне. Последнее обстоятельство несколько скрадывает масштабность аттракции, но никак не лишает смысла посетить ее хотя бы единожды.



80


81


82
Буйная растительность препятствует целостному восприятию тремолитов, где-нибудь в альпийской зоне они были бы куда эффектнее.



83


84



Подобно айсбергам у тремолитов видна лишь небольшая надземная часть. Подземная достигает 100 м и более
Если воспользоваться ассоциациями, то останцы напоминают пластины стегозавров и имеют такую же плоскую заостренную форму. Часть из них приобрела травянистый покров, хотя для печати древности им конечно следовало бы быть замшелыми.
С геологической точки зрения тремолиты похожи на любые подобные образования, возникшие путем выветривания более мягких вмещающих пород. Еще несколько миллионов лет, и мы, возможно, увидим, как они подросли.


85


86


87


88
Несмотря на самый тщательный осмотр тремолитов у нас образовался приличный профицит свободного времени. Так как переправа через Томь была приурочена к прибытию электрички около 16.00, спускаться к устью Амзаса сейчас и маяться от безделья у приютов не было никакого смысла и желания.
Известно, что дурная голова ногам покая не дает. Поэтому, изучив карту, я решил потратить избыток времени на посещение водопада Глухариный. Он как раз был неподалеку - менее километра по прямой от талькового карьера.



89Затея вышла, мягко говоря, не очень удачной. Оказалось, что долиной р. Амзас ходят на порядок меньше, чем по традиционному пути.
Тем не менее, самого водопада и одноименного приюта мы достигли довольно быстро. Объект не впечатлил. Приют, к слову, тоже.


90


91


92


93Спуск вниз по течению р. Амзас приводил бы нас к нижним приютам около переправы, на что требовалось на первый взгляд не так много времени. На второй взгляд обнаружилось, что тропой в этом месте совсем не пользуются - заросла, подмыта, не чищена от ветровала. Такой путь нас совсем не устраивал, т.к. как с задачей траты свободного времени мы справились отлично и избыток последнего стал постепенно трансформироваться в нехватку. Хотя этой тропы было всего чуть меньше 5-ти километров, застрять на ней можно было основательно.



94
Альтернативой стало снова перевалить водораздел Амзаса и Алгуя и по натоптанной тропе через Глухариный перевал опять вернуться на дорогу, с которой мы сошли почти в этом же месте. Так и пришлось сделать: набирать 400 метров, которые только что почти бессмысленно сбросили.




По состоянию на 2014 г. стоимость переправы через Томь составляла 100 руб./чел. Рюкзаки отдельно не оплачивали

Нужно сказать, что это не помогло. К переправе мы подошли с опозданием в полчаса. Электричка в Междуреченск уже ушла, и тут оказалось, что все наши предыдущие усилия по сохранению и опережению графика могут рассыпаться в прах.
Я не случайно уже заострял внимание на лодочной переправе и ее привязке к единственной в сутки электричке. На описываемый момент времени извоз через реку осуществляли два лодочника. Найти их довольно просто путем расспросов местных жителей. Но вот уговорить о переправе вне установленного графика оказалось сложнее.
Мотивы и условия работы лодочников мне неизвестны, но один из их вполне обыденно отказался мочить днище ради двух опоздавших туристов, а второй был занят починкой мотоцикла и на отвлекающие мелочи подавно не стал отрываться.

Городские условия жизни прививают пагубную привычку удовлетворенных потребностей, а тут оказалось, что платежеспособного спроса не всегда достаточно для решения бытовых трудностей. Ждать же следующего ночного поезда в Абакан через сутки с лишним страшно не хотелось. Выручило общение со спасателями.



95
К большому моему сожалению не запомнил имени дежурного ПСО, который позвонил Игорю (тому, что чинил мотоцикл) и замолвил о нас словечко. Оказалось, что тот скоро повезет кого-то из местных на противоположный берег. Нельзя было сказать, что Игорь рад таким попутчикам даже за деньги, но перевез - и спасибо ему.

Кузнецкий Алатау и недотаявший снег на ближайших склонах теперь виднелся на том берегу и сейчас казался чем-то уже прошедшим и состоявшимся.


96
Мы остались ждать своего ночного поезда в Абакан. Напряженное стремление не опоздать внезапно сменилось на расслабленное ожидание около медленной реки.



97


98
Эта смена впечатлений предвосхищала и нашу скорую перемену формата путешествия.

Что дальше: сады мечты и машина времени

тремолиты, Томь, Тигертыш, Алгуй, Поднебесные Зубья, Кузнецкий Алатау, НГПИ, Экстерриториум, Амзас, Казыр

Previous post Next post
Up