Зима в кубанских огородах*. Ч. 1. Предзимье

Jan 16, 2011 22:11


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

* "Огороды" - расхожее в туристической среде г. Краснодара (возможно, и за его пределами) общее название предгорных, относительно легкодоступных и несложных для путешествий районов. Территориально-административно к таковым традиционно относятся (в порядке убывания популярности) Горячеключевской, Туапсинский, Крымский, Абинский, Северский р-ны, окрестности приморских городов Новороссийска, Геленджика, отчасти Сочи. Поход в "огороды" обычно приурочен к ПВД и в некотором смысле противопоставляется путешествиям в более высокие и труднодоступные районы края.

Зима 2010-2011 в Краснодарском крае на моей памяти является самой бесснежной. С декабря по настоящее время я видел снег только у себя в холодильнике и в описанном ниже ПВД, начался который по инициативе ТК Крокус в самом начале наступившего года (а вас, дорогие читатели и френды, запоздало со всеми прошедшими праздниками). Забегая вперед, скажу, что снег был, а сейчас собственно про поход.

02.01.2011.
Так получилось, что забрасывался я отдельно от основной группы со стороны Туапасе. Хмурое сизое небо висело над вагоном электрички. За окном светлело, в холодных окнах видны были картины печально известного недавнего разгула стихии - все смытое р. Туапсе (дома, деревья, какой-то скарб) лежало кучками вдоль берегов, а вся прибрежная поросль была словно причесана по направлению к морю. В районе Кривенковской возводили смытый мост (как позже рассказал местный водитель - третий раз за сезон).

Традиционная новогодняя чехарда с пригородных ж/д-сообщением и отмена половины рейсов заставила нас начинать поход не так как задумывали: проторчав пару часов на горячеключевском вокзале, мы все же нашли способ добраться до первого брода через Чепси, и к обеду начали, наконец, пешую часть нашего путешествия.



Группа на старте


Не сказать, что окружающая атмосфера была новогодней - унылые голые ветки торчали в пасмурную дыру небес, временами моросил дождь, а мы тем временем приближались к нашему следующему препятствию - впереди лежал новый брод в р-не урочища Поднависла. К броду весьма кстати оказались бахилы от костюма ОЗК, а пока мы организуем их веревочную предачу с берега на берег, несколько слов о переправах в "огородах" и не только.



Деклеймер №1.1
Множество материалов и руководств написано по переправам рек вброд. Несмотря на кажущуюся простоту и безобидность простого брода через неширокий поток, он может очень сильно усложнить жизнь группы или вообще поставить под вопрос дальнейший маршрут.
Начнем с общей оценки преодолимости водного препятствия вброд - реки со скоростью течения боее 4 м/с считаются непреодолимыми без применения каких-либо дополнительных средств переправы. При скорости до 1 м/с возможна перправа вброд потока до 1 м глубиной (это примерно по пояс ну или по "это самое" - кто какого роста). И хотя способ измерения скорости потока до грубого примитивен (бросается плавучий предмет в поток и измеряется время прохождения определенного расстояния), на практике я никогда не видел его применения - обычно все делается "на глазок".
Сама переправа тоже может быть организована по-разному. Можно поодиночке (при низких скоростях течения) или группой. Второй вариант может быть реализован либо традиционной стенкой, либо, более экзотичным, таджикским кругом.
Теперь о характере течения. Большинство горных рек (Кавказа, по крайней мере) имеют каменистое русло, сильно упрощающее саму переправу, так как любое препятствие в водном потоке снижает его силу. Так, крупные камни в русле могут снижать силу воздействия воды примерно в 1,5 раза, густые кусты прибрежной растительности - до 10-ти раз.
Как раз по этому принципу (снижение воздействия силы потока в зоне позади препятствия) и выбирается первый турист в стенке - как в фаланге гоплитов на эту позицию ставится самый здоровый, ибо ему предстоит принимать на себя основную мощь течения. И отчасти поэтому при переправе в одиночку с шестом, сам шест следует ставить выше себя по течению - во-первых, так его прижимает ко дну течение, создавая дополнительную точку опоры, а во-вторых, сам шест хоть и немного, но рассекает поток, снижая его силу. Ну и также очевидно, что сила воздействия в нескольких отдельных протоках ниже, чем в цельном русле.


Переправа состоялась. Успешно перебравшись на другой берег и не замочив даже кончиков пальцев, группа тронулась дальше. Капал невнятный дождик, от фотографического голода я развлекал себя цветочными фотоэтюдами. Стоял лютый январь месяц...



Подснежник. Затрудняюсь в более подробной классификации (их у нас несколько видов, в том числе краснокнижные)



Цикламен. Тоже, между прочим, под охраной. Нещадно уничтожается ранней весной вдоль трассы М-4. Это те самые красивые фиолетовые букетики, которые вам продают вместе с другими первоцветами.



Морозник кавказский. Наверное, самый скандальный цветок нашей флоры. Растение крайне ядовито, но настолько же крайне популярно в народном целительстве. Для чего только его не прописывают - от похудения до излечения от рака. Также охотно он заготавливается в букеты вместе с остальными цветами.

К концу дня мы подошли к нашему заключительному на сегодня водному препятствию - дорога в очередной раз пересекала Чепси. Бывав здесь в более сухое время года, я внутренне присвистнул. Река заметно набухла. Бахилы ОЗК не помогли, и группа пошла реку двумя стенками, раздевшись по пояс. Вода была бодрой, но терпимой.



Деклеймер №1.2
Продолжим об бродах, раз он так кстати встал на пути.
Большое значение для преодоления водных преград имеет время суток и, естественно, погода. Летом реки, имеющие ледниковое питание, в верхней части течения переходятся в ранние утренние часы (ночью падает температура воздуха, и уменьшаеется таяние, снижающее и поток воды). В среднем их течении максимальный уровень воды наблюдается после обеда, к ночи он также снижается.
Иногда (вот как у нас, например) приходится переправляться в плохих метеоусловиях - дождь, таяние снега и т.д. Здесь на первый план выходит площадь водосбора реки - чем он больше, тем сильнее колебание уровня воды во время осадков или таяния снегов. При этом уровень воды также во многом зависит и от протяженности самой реки. К примеру, на одной из малых черноморских рек мы наблюдали зимой суточный подъем воды в р-не 50-60 см за счет дождя и таяния. Но уже к вечеру вода спала до первоначального уровня, т.к. река имела небольшой водосбор и была длиной всего 20 км.
На характер повышения уровня воды в реке во время осадков влияют некторые второстепенные факторы - например, лес задерживает талые и дождевые водные массы, а соотвественно вырубки в верховьях приводят к резким и сильным подъемам воды и таким же резким спадам. Этот эффект продемонстрировал в своей экспедиции как раз по нашим "огородам" А.В. Твердый еще в 88-м году, да и просто по Псекупсу это прекрасно видно.
И в заключение. По данным советской статистики в годы расцвета спортивного туризма (60-80-ые гг) ЧП при переправах занимали 5-ое место по количеству случаев, уступая только традиционным высокогорным опасностям - лавинам, камнепадам, срывам в трещины (ВЦСПС, 1974). При этом 3/4 от всего количества ЧП на переправах случались, как ни странно, в ПВД, а не, как можно было предположить, в высоких категориях (Шимановский, 1984). Так что, вода - это сила, и она требует уважения.


Еще один непродолжительный пеший переход привел нас к известным Кесухским стоянкам, на которых и решено было оставить наши продрогшие тела в целях ночевки. К темноте дождь унялся полностью, и у большого костра наконец была торжественно провозглашена праздничная атмосфера. В нее (атмосферу) удачно вплелись шампанское и оливье, а к ним два залпа из ракетницы. Новый Год обязывал все-таки :)

03.01.2011.
С рассветом группа продолжила путь вверх по течению, и описывать здесь решительно нечего вплоть до момента, когда впереди вдруг не блеснул наконец - надо же, он все-таки бывает - снег.



Теперь наш путь лежал вверх на водораздел - где дорогами, где просто бестропьем. В этом месте ГКХ делает фигурный разворот, описывая разомкнутую окружность, обращенную разрывом к морю. За геометрическую схожесть эта безымянная часть хребта получила локальное собственное имя - "подкова", восточное плечо которой подпирается доминирующей в окрестностях высотой - г. Почепсуха, с луговой вершины которой открывается неплохой радиальный обзор.




Предвершинные луга Почепсухи. На заднем плане лысеет западное основание "подковы" - хр. Хазарова

Окружающий пейзаж все менее напоминал январь. Здесь не было ничего от зимы - чистое, хоть и свинцовое небо; солнце, даже греющее, если укрыться от ветра; усталые травы, все сильнее впитывавшие цвета заходящего солнца.





Предзакатные фото с вершины. На нижнем фото у горизонта едва заметно белеют: слева - Лаго-Наки, справа, видимо, Чугуш с Ачишхо
Группа приговорила вершинную шоколадку и двинулась вниз, прочь от продувающего насквозь ветра. Я же остался на 10 минут, не в силах пропустить надвигающийся разгар заката. Но прежде вернемся к последней панораме.



Деклеймер №2. Видимость от Почепсухи по прямой до указанных массивов составляет не менее 75 км. Это не ахти какой рекорд, точнее, и не рекорд даже - можно наблюдать невооруженныс взглядом различные массивы и с более дальних рассторяний (Фишт из Краснодара - ок. 130 км., Тхачи с трассы М-4 в р-не пос. Молькино - ок. 120 км), но подобная видимость нечасто встречается в горах, хотя и не редкость тоже.
В целом на видимость влияет прозрачность атмосферы, и при отсутствии прочих ее "замутнителей", основным препятствием для дальних обзоров является влажность воздуха, а точнее - водяной пар, рассеивающий солнечный свет.
Очевидны простые закономерности - чем выше находится уровень глаз человека над горизонтом, тем дальше видимость при прочих равных условиях, но есть и ряд специфических особенностей. К первым можно отнести свойства собственно наблюдаемых объектов.
Так, наилучшей видимостью обладают черные предметы. При этом их видимость не зависит от освещенности (светит солнце или пасмурно), а лишь от прозрачности воздуха. Напротив, светлые (белые) объекты видны в разных условиях по-разному. Так, отражая большое количество солнечных лучей, светлые предметы хорошо (даже лучше, чем черные) различимы в стороне, противоположной солнцу, но хуже видны против солнечного света. В туманную или пасмурную погоду предметы светлых цветов имеют наименьшую видимость. Хуже всего при всех условиях видны серые предметы, про цветные же мне неизвестно.
Именно из-за свойств видимости принята полосатая (черно-белая) окраска многих сигнальных или ориентирующих сооружений (шлагбаумы, трубы, маяки и т.д.) - так их лучше видно при разных метеорологических условиях. И поэтому же серый цвет выбран маскирующим для многих военных объектов - "шаровая" окраска военных кораблей, фюзеляжей самолетов и т.д.
Ко вторым специфическим закономерностям видимости можно отнести оптические погрешности при наблюдениях - например, большие предметы кажутся ближе, чем маленькие. Или предмет тем кажется ближе, чем меньше других предметов между ним и наблюдателей. Или оптическая погрешность при наблюдениях с высоты - с горы объекты кажутся ближе, чем при наблюдениях "в гору."
Ну и закончим про видимость практической применимостью для туризма. Во многих пособиях дается способ приближенной ориентации с помощью видимости различных объектов с разного расстояния. Так, можно определить примерную дальность до объекта, если он виден: населенный пункт - до него 10-12 км, отдельные дома - 5 км, различимы люди - 2 км, горящий костер ночью - до него 6-8 км.










Закат с Почепсухи. Светлая полоса между солнечным диском и дальними горами - Черное море

Как притягателен не был бы закат, и вообще великолепен вечер 3-го января, нужно было догонять группу, если я не хотел ночевать один. Упаковав фотоаппарат в кофр и дальше в рюкзак, чтобы не было соблазнов, я помчался вниз по дороге.



Через полчаса мы уже расчищали места под палатки, провожая второй бесснежный день наступившего года. Впрочем, мы еще не знали, что будет дальше.
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

зимнее, ПВД, Чуня, Почепсуха, поход

Previous post Next post
Up