Тепуи на том берегу. Ч.1.

Oct 31, 2012 23:50

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 2

Не верь началу, но берегись конца (русская поговорка)
"Тепуи, или тепуй - столовые горы, расположенные на Гвианском нагорье в Южной Америке, большей частью на территории Венесуэлы. Среди наиболее известных тепуй - Аутана, Ауянтепуи и гора Рорайма.

Слово «тепуи» на языке индейцев пемон, населяющих район Гран Сабана, означает «дом богов». Тепуи по большей части стоят изолированно друг от друга, возвышаясь над джунглями труднодоступными утёсами, что делает их носителями уникальных наборов эндемичных растений и животных". /Википедия/

Приветствую вас, дорогие френды и читатели. Тут надо дать кое-какие пояснения.

В 2002 году известный сочинский краевед и исследователь Вячеслав Анатольевич Исаев организовал и провел  экспедицию в районе массива Скирда и нижней части долины р. Уруштен. Тогда были разведаны и описаны разные чудеса: Передовой хребет - очень красивая часть Западного Кавказа, друзья.
Среди прочего экспедиция обратила внимание на крохотное плато, глубокими эрозионными процессами отделившееся от основного массива. Его назвали Рорайма, имея в виду знаменитое плато в Южной Америке. Кавказская Рорайма появилась в новейшей топонимике региона.

Полевая зарисовка
Пять лет спустя, в 2007 году, повторная экспедиция В.А. Исаева в эти края совершила восхождение на плато.
В 2012 мы собрались сделать это же самое. Нас было четверо, и мы были решительны.

День 1.
Конечно, с геолого-морфологической точки зрения это не тепуи, мал масштаб. Но и нас в отряде не сто человек.
Все начиналось, как начиналось уже не единожды, поэтому мы с вам встречаемся уже на плато Бамбаки. Всего на полчаса раньше успей мы забраться сюда, смогли бы поймать восход солнца. А сейчас на мониторе уже раннее утро, тепло и тихо.

Лучшее (и недешевое средство) сэкономить один день подъема ногами

Тут, значит, разбегаешься и - рыбкой такой ныряешь

Из серии "А еще у меня есть полярик"
Пока мы тут стоим, самое время рассказать о наших планах. Нам необходимо сегодня спуститься к р. Додогачей, обнаружить тропу для спуска в Уруштен и перейти его. Затем подняться на противоположный берег (да, он как раз виден на фото), подойти к Рорайме и спуститься к ней с основного массива. Уйти домой можно двумя путями: 1) в обратном порядке или 2) вдоль русла Уруштена, где примерно с половины пути нас должна ждать нормальная тропа до самой Лабы.

Нет, прямо сейчас выбирать не нужно, нам пора идти, октябрьский день не так уж длинен. На марше наглядно сказывается принципиальная разница между фото-походами и обычным ПВД - нормально идти решительно невозможно тем, кто обременен фотоаппаратом.

По пут и  к Чай-горе
Живописный выступ в правой части ландшафта называется Красной скалой (это для тех, кто впервые в этом районе). Показан в самых ярких красках и любых ракурсах не единожды в журналах френдов и не только (и будет показываться еще многие разы как беспроигрышная фактура).

Еще порция Красной скалы. По некоторым данным местное название скалы - Нос. Похоже
По прогнозам ожидалась неважнецкая погода. Они не оправдались, и едва ли этому кто-то из нас огорчился. Осень наливалась и зрела вокруг.

Октябрь
На карточках мало для октября красно-желтых пятен, и этому есть свое объяснение. Почти все видимые склоны покрыты пихтарником, с очень небольшими вкраплениями березы, клена или рябины. К тому же до сих пор не было настоящих холодов, и многие лиственные породы все еще из последних сил зеленеют.

За время, прошедшее с начала поста, прошло уже полдня, и группа наконец спустилась к Додогачею. И это, друзья, может означать лишь одно. Совершенно верно, пора обедать.

Но, кроме шуток, дела наши таковы: пройдена самая простая и известная часть пути. От уреза воды Уруштена нас отделяет 300 метров скальной неизвестности и не самое мирное русло Додогачея. Я приведу здесь отрывок рельефа, чтобы иллюстрировать

Спуск в ГугльЁрфе
Надежда на удачу и вера в острый нюх делают первый шаг в каньон Додогачея. Мы следуем за ними.

На входеЕсли вы помните, зимой мы пытались разведать эту часть каньона р. Додогачей. Ничего у нас тогда не вышло (и выйти не могло), однако, удалось обнаружить мощный завал из бревен на русле, обойти который по склону стоило некоторых напряжений.

УглубляемсяЗато теперь-то было известно, что не стоит пытаться идти левым берегом. И верно, прямо перед завалом на крохотной полочке справа - сначала робкая и незаметная, а затем топтанная многими ногами - появилась тропа. Половина дела была сделана.

Тропа обходит завал
С первых шагов стало понятно, что мы забрели в глухое местечко. Очень глухое местечко. Тропа боязливо прижималась к Мертвой скале; последняя вырастала вверх неизвестно куда, но точно выше солнечного света. Слева перекатывался и иногда рычал сонный в это время года Додогачей. Разная растительность сменяла друг друга, но особенно запомнился влажный участок склона с совершенно таежным глубоким мшаником. Ниже стали попадаться тисы - скрученные, мохнатые, седые. Лес был стар, лес был дремуч.

Группа на привале. Обратите внимание, что отдыхаем среди тисового древостоя. На фото совсем "молодые" деревья, попадались экземпляры явно более метра в диаметре - можете сделать вывод о возрасте леса
Еще чуть ниже расступилось ущелье Додогачея, частично открыв Скирду. Но взгляд сам по себе падал не на нее, а на скалы ниже по течению. Эффектные белые башни высились по левому берегу ручья. Острые вершины их были залесенны, и раз уж Рорайма стала Рораймой, то эти останцы с соснами на вершине были местным Улинъюань.

Скальный ансамбль близ устья Додогачея
Однако же мы все сбрасывали высоту, эпичность местечка от этого мало-помалу терялась. Уже в конце спуска тропа исчезла, впрочем здесь уже легко можно было идти по парковому пихтарнику. Еще немного, и группа оказалась в пойме Уруштена. Множество артефактов сразу впилось в глаза, и от этого мгновенно улетучились остатки ореола неприступной чащобы.

Выходим на пойменный участок. На спуске не так камнеопасно, как может показаться по фото. Мы одели каски под стенкой, а потом просто было лень снимать
Участок близ впадения Додогачея в Уруштен заслуживает несколько более расширенного описания. В этом месте долина второго заметно расширяется, по левому берегу настолько, что вмещает довольно обширную ровную террасу. В некоторых источниках упоминаются Егерские поляны в этом районе, вероятно, это они (хотя полянами могут быть названы с натяжкой, т.к. все поросли зрелым лесом).
Количество мусора в виде бутылок и консервных банок красноречиво говорит о большой популярности этого места у браконьеров (о туристах говорить не приходится, т.к. таковых сюда может принести разве что торнадо из Канзаса). Чуть позже это предположение подтвердится.
Протяженность этого пологого пойменного участка - не более километра-полутора: с запада он ограничивается скальными прижимами Мертвой скалы в р-не впадения Мастыка, на восток тянется примерно на такое же расстояние до аналогичных скальных сбросов нижнего яруса Красной скалы.
Место красиво и величественно. Крохотность пригодного для убежища участка ущелья в окружении грандиозных скальных стенок со всех сторон подчеркивает монументальность. В общем, там великолепно.

После всех пройденных буреломов трудно было придумать более приятное место для лагеря. Все было - ровное место под тент, вода неподалеку и желание задержаться здесь подольше. Мы не стали противиться стечению обстоятельств.

В ущелье Уруштена в месте впадения Додогачея
Большой запас светлого времени суток не давал взять и просто просидеть его у костра. Разведка - решили мы единогласно. Дежурные остались на базе, а мы вдвоем с товарищем отправились для начала вверх по течению.

Вверх по течению Уруштена
Удивительно, насколько посещаемым оказалось место. Там и здесь виднелись обжитые кострища и места ночевок. Одно, второе, третье мы насчитали, а на четвертом обнаружили рюкзаки в количестве двух единиц. Не успели мы переглянуться, как по берегу послышался хруст веток, и хозяева имущества вышли к нам нос к носу.
Неожиданность встречи пропитала воздух вокруг. Осторожными и натянуто-непринужденными распросами о егерях пара выдала в себе местных браконьеров. А потом и прямо сказали, что "спустились половить рыбку, а егеря ругаются".

Мы же порасспрашивали невольных соседей на предмет местных троп, с тем и разошлись. Вернемся к реке, пожалуй. В общем, продвинуться вверх по течению нам удалось не дальше слияния с Мастыком, после него движение по долине даже визуально сильно усложняется, проверять не хотелось.
Затем мы вернулись к базе и проделали небольшой вояж вниз по течению, вернувшись с такими же результатами - проходимый участок ограничен прижимами.

Вниз по течению Уруштена
Только сейчас я обнаружил, сколько всего написал про первый день. Пора срочно возвращаться в лагерь и ложиться спать.

День 2.

Нас встретило не менее прекрасное и величественное утро, чем вчерашний вечер.  И весьма студеная водица в Уруштене - ноги застыли в холодец у пары участников, так мы позавтракали. Шутка.

Утром перед бродом
Я не совсем понятно выразился - мы перешли Уруштен и начали искать место, где бы можно было подняться хотя бы к нижнему поясу скал Скирды. Таковое нашлось быстро, и опять-таки, кострище и нечто напоминающее тропу, указало нам, что место не так безлюдоно, как казалось сначала.

Детали подъема я опущу, он был довольно прост в первых своих двух третях

Виды с противоположного берега на "Улинъюань", русло Додогачея и Красную скалу

А вот у подножья нижних скал Скирды обнаружилось нечто неожиданное - после жидких звериных тропок группа вывалилась на мощную тропу, ведущую куда надо. Еще одно ответвление вело куда не надо, но там рос такой живописный сосновый лес и проглядывались такие обзорные площадки, что туда стало надо тоже.

С видовых площадок под нижним поясом скал Скирды
Кстати
Ширина торной тропы бурого медведя - 30-40 см. Считается, что медвежьи тропы более всего похожи на человеческие - за счет широкой расстановки конечностей, тогда как тропы хищников и копытных ýже.

Разведкой я тогда увлекся и бродил там час. Но тропа оказалась тупиковой - подвела к обрыву, и канула в Лету Уруштен. Однако в противоположном направлени все оказалось в порядке, и мы направились вверх по склону. Обнаруженная тропа продолжала вызывать легкое удивление - кому бы тут ей так часто пользоваться.
Отгадка нашлась на ближайшей поляне, такой истоптанной, что живой травинки не было. Повсюду зияли кучи медвежьего помета, стало ясно, кто тут набивает тропы.

Поляна около отм. 1631
Кстати
"Средняя" слышимость "среднего" ружейного выстрела в тихой для слушающего обстановке - 2-4 км

Следующая часть пути была бы донельзя скучна, если бы не выстрелы, друзья. Да, на обеденном привале перед первыми альпийскими участками массива Скирды мы явственно услышали ружейные выстрелы. Звук шел откуда-то с  Мастыка или Трю, априорно с самых заповедных территорий. Как раз вот только неделю как закончился учет оленей, и мы мрачно шутили, дескать, пересчитали, можно теперь и округлить.
Однако и более приятные мысли стукались о стенки черепной коробки. Оставалось всего ничего, меньше получаса подъема, и цель, такая прежде далекая и манящая, встанет перед глазами. Мысли материализовались с поразительной точностью, так и вышло, ровно через полчаса подъема мы прямо таки уперлись лбом в Рорайму. И это определенно поднимало настроение.

Скальные стенки Скирды и сама Рорайма на фоне веревочных приготовлений

Что ж, скалолазно-альпинистская часть группы быстро организовала базу на так кстати растущем дереве неподалеку, и вскоре все четверо были уже готовы ступить собственными ногами на Терра инкогнито.

Готовимся

Спуск к перемычке между основным массивом и Рораймой был подобен погружению. На обрыве Скирды, возле базы свистел порядочный ветер, солнце было ярким, и волнами пригибалась к земле осенняя трава. По мере спуска все это тускнело и отдалялось. Внизу же все стихло. Стена Скирды - серая и немая - надежно отгораживала от солнца, пропал ветер. Впечатление другого мира подчеркивал осыпной хаос из огромных блоков под стеной. К основанию Рораймы подводил небольшой коридор, рассеченный трещинами во всех измерениях. Отдавалось мощное эхо.

В итоге мы очутились в небольшом старом пихтарнике, выросшем на пологом пятачке среди этого скально-осыпного бардака. Прямо над нами высилась громада Рораймы. Налево и направо от нее пятачок обрывался весьма недружелюбно, даже категорически недружелюбно, и лишь у правой части подошвы скалы можно было с горем пополам спуститься на ярус ниже.  Дальше просматривался логичный и простой спуск к зоне леса, и этим я и ограничил свою вечернюю разведку.

Так случилась первая ошибка, о которой мы еще не знали. А пока мы были позитивно и оптимистично настроены, и все последние события - ночевка в удобном месте, хорошая погода, точный выход к Рорайме, простой и логичный дюльфер - вселяли в нас уверенность, что и все прочее легко получится. О том, что это не так, знали высыпавшие к ночи звезды.

Но чего-то они недоговаривали.