![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3811/myg2001.1e4/0_3d1e5_4d62f9d5_XL.jpg)
№ 22 май 1987 г. Собеседник
Коллаж Юрия Трегубова.
О том, как в Казахской республике идет трудный процесс очищения духовной атмосферы, возрождения ленинских норм общественной жизни, рассказывает в материале, написанном специально для «Собеседника», кандидат исторических наук комментатор Главной редакции информации Центрального радиовещания на зарубежные страны Гостелерадио СССР ВЯЧЕСЛАВ ТЕРЕХОВ.
События в Алма-Ате и то, что им предшествовало, требуют серьезного анализа, принципиальной оценки. Во всем этом еще предстоит внимательно разобраться. Но уже сегодня ясно: то, что произошло, должно заставить не только коммунистов Казахстана, но и все партийные организации, их комитеты повернуться лицом к проблемам дальнейшего развития национальных отношений, усиления интернационального воспитания. Особенно важно уберечь от разлагающего влияния национализма подрастающее поколение». Эти слова произнесены на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачевым. События в Алма-Ате произошли 17-18 декабря прошлого года. Накануне, 16 декабря, состоялся пленум ЦК Компартии Казахстана, принявший решение об изменении в руководстве партийной организации республики. Д. Кунаев был освобожден от поста первого секретаря ЦК КП Казахстана. Мартовский (1987 г.) пленум ЦК КП Казахстана пришел к выводу о необходимости привлечения Д. Кунаева к партийной ответственности «за грубые нарушения норм партийной жизни, создание его культа личности, извращение кадровой политики, проявления вседозволенности...» («Правда», 16 марта 1987 г.). Первым секретарем ЦК КП Казахстана избран Г. В. Колбин - энергичный человек, обладающий большим опытом партийной работы в Грузинской ССР, Свердловске, Ульяновске. Решения пленума ЦК КП Казахстана большинством были восприняты как начало подлинной перестройки в республике.
Из интервью первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Геннадия Васильевича Колбина.
Корр.: Чем вызваны изменения в руководстве партийной организации Казахстана?
Г. В. Колбин: В течение длительного времени в республике накапливались большие расхождения между желаемым и действительным. С трибун всех форумов республиканские руководители говорили о прекрасном положении во всех сферах. В жизни все было иначе. Вместо расцвета в экономике в последние десять лет наблюдалось крутое падение. Фактически без внимания оставалась социальная сфера. Только дважды за этот период республика выполнила план по вводу жилья. Зато не жалели денег на строительство личных загородных резиденций. Руководители Казахстана утверждали, будто республика является лабораторией интернационального воспитания. В действительности имели место проявления национализма в уродливой форме. Говорили слова о социальной справедливости, а на деле этот принцип нарушался в угоду небольшой группе привилегированных лиц, оказавшихся в числе руководителей. Привычка так жить у некоторых людей подменила партийный подход к нуждам народа. На словах - стремление к перестройке, а на практике - нежелание идти по этому пути. Такое положение не могло не привести к перемене в руководстве. Решение о такой перемене большинством голосов принял пленум ЦК Компартии республики. А 17-18 декабря в Алма-Ате была спровоцирована демонстрация.
Одни поддались на националистическую демагогию, на других подействовали угрозы и уговоры, третьих попросту обманули. Их привели и привезли на автобусах без номерных знаков на центральную площадь имени Л. И. Брежнева. Чтобы поговорить с собравшимися и уяснить, что привело их сюда, на площадь пришли руководители республики. Здесь же были дружинники, милиционеры. В них полетели камни. Объяснение не состоялось. Оно не вписывалось в планы и расчеты подстрекателей.
По радио начали зачитывать принятое накануне обращение Верховного Совета республики. Молодой парень вскарабкался на столб и оборвал провода, тянувшиеся к репродукторам. «Зачем ты полез на столб?» - спросят его потом. Оказалось, рядом кто-то крикнул: «Ну что, слабо тебе на столб залезть?» Он и залез... Итак, летели камни. Разбивали витрины магазинов, стекла в жилых домах, демонстранты переворачивали автомобили, некоторые из них загорелись.
Прокурор республики Галим Бажимович Елемисов:
- Демонстрация была спровоцирована теми, кто боится перестройки, кто привык извлекать личную выгоду из негативных явлений и потому не хочет, чтобы в республике был наведен порядок. Среди организаторов те, кто имел нетрудовые доходы, допускал разного рода злоупотребления. Они, конечно, не заинтересованы в том, чтобы обстановка изменилась. Выявление активных участников и организаторов беспорядков продолжается. В этом заинтересовано все наше общество. Некоторые активные участники уже привлечены к уголовной ответственности и осуждены. Естественно, что мера ответственности зависит от степени участия в беспорядках.
Хотел бы подчеркнуть, что пассивных участников никто к уголовной ответственности не привлекал и не собирается этого делать. Привлекаются только те, кто совершал противозаконные действия - акты насилия против граждан, вандализма. Были ли жертвы? Во время беспорядков погиб один дружинник - работник Гостелерадио Казахстана. Других жертв не было. Среди участников было около 100 молодых работников Алма-Атинского хлопчатобумажного комбината. На предприятии работают 8 тысяч человек, половина - молодежь.
Секретарь комитета комсомола комбината Гульдана Киржакова:
- Вечером 17 декабря около общежития появилась группа людей, которые подбивали казахов пойти в центр города. Причин не называли. Лишь твердили, что задета национальная гордость и надо дать отпор, иначе, говорили они, вы не казахи! А когда увидели, что их призывы остаются без ответа, взяли в кольцо группу девушек и повели на площадь. По дороге зашли в другие общежития и, сказав, что вот девушки-казашки идут на митинг и их надо поддержать, увлекли за собой других.
Еще одна группа демонстрантов - с завода «Поршень». 17 декабря среди них была Мира Дисибаева, совсем молодая девушка. Разговор наш состоялся в комнате мастера - Миру попросили отойти от станка на несколько минут.
- Я не знаю, как все это вышло, такого вообще не должно было быть. Сейчас мы дружно живем...
Мире хочется все это вычеркнуть из памяти, как страшный сон. Бес попутал, говорили в старину. Но сейчас мы должны разобраться, кто он, этот бес.
- Я просто шла на работу, увидела толпу, а там оказался какой-то парень. Так складно говорил. Агитировал, чтобы все шли на площадь, пугал даже.
- А он с вашего завода?
- Да нет! Он не рабочий.
- И многие с вашего завода оказались на площади?
- Да. Как и я, шли на работу, а у проходной их задержали. Пугали, говорили, раз вы казахи, нужно идти на площадь. Мне любопытно было, что происходит, я пошла со всеми.
- А потом?
- Потом стало страшно.
Стало страшно и ей, и Хамраевой, Хасынбаевой, Брайсене - молодым работницам того же завода. С площади они бросились бежать. Наткнулись на плотную стену толпы.
...Ему двадцать шесть лет, имя называть не будем.
- Почему ты кидал камни? Ты защищался от кого-нибудь?
- Не было никакой угрозы. Кто-то молотком отбивал куски мраморной облицовки здания.
- Кто?
- Я не видел.
- Так почему же ты бросал?
- А кто-то говорит: «Ты парень здоровый, неужели не сможешь камень бросить?» Я взял четыре штуки и отошел.
- И бросил?
- Да.
- Сколько раз?
- Ну раз десять...
- Так откуда же остальные?
- А там были, лежали готовые.
- От мраморной облицовки?
- Да.
Может быть, теперь, после приговора, он поймет, что был орудием в чьих-то руках. Имя отбывающей наказание Ж. Сабитовой можно назвать без колебаний. Она из тех, кто в неразберихе декабрьских событий подстрекал к бесчинствам.
По профессии учительница. В листовках, написанных ее рукой,- шовинизм. Изготовив листовки с вечера, она положила их в сумочку. Не одну, не две. Десятки. Сейчас объясняет, что утром («утро вечера мудренее, правда ведь?») она отступилась от их содержания и даже собралась пойти посоветоваться... в горком партии. Но пришла не в горком, а в одно из учебных заведений Алма-Аты. Листовки оставались при ней.
Да, они искали прежде всего тех, кто помоложе, высматривали в первую очередь в студенческих общежитиях.
Около одного из них дежурил с группой дружинников Ескендир Гаипов - студент второго курса юридического факультета Казахского государственного университета.
- Эй, там на машине приехали, агитируют студентов пойти на площадь с националистическими лозунгами. Уже в двух общежитиях побывали!-возбужденно закричал подбежавший к ним парень. Сокурсник. - Пошли мы туда,- рассказал Ескендир: Смотрим-светлая «Волга», судя по серии - частная, направляется к 3-му общежитию. Осветили нас фарами. Увидели повязки, развернулись, уехали. Потом на площади, в ревущей толпе, тем, у кого были красные повязки, пришлось тяжело. Один из дружинников погиб. С. А. Савицкий был инженером республиканского радиотелецентра. Его убили почти напротив того здания, где он работал. Неужели никто не видел и не запомнил тех, кто повинен в гибели этого человека? «Следствие ведется»,- сказал нам прокурор республики Г. Б. Елемисов. Да, следствие ведется, и требуется время, чтобы назвать подлинных виновников случившегося.
Поговорим теперь о другом: что ныне делается, чтобы подобное никогда не повторилось?
Из интервью Г. В. Колбина.
Корр.: Какие меры предпринимаются в республике для искоренения таких антисоциалистических явлений, как протекционизм, кумовство, злоупотребление служебным положением?
Г. В. Колбин: Наряду с расширением гласности и партийной демократии я бы назвал усиление партийной ответственности. Все коммунисты, независимо от занимаемого ими поста, теперь будут регулярно отчитываться на собраниях в первичных партийных организациях. Кроме того, в партийных организациях регулярно будет проходить обновление характеристик на руководящих работников. И если рядовые коммунисты выразят недоверие руководителю, то будут сделаны соответствующие организационные выводы. Если, скажем, человек злоупотребил служебным положением, если личный корыстный интерес удовлетворил за счет общества, то он не имеет права занимать руководящую должность. Руководитель - это прежде всего тот, кто стремится к достижению общественного прогресса. Сейчас на многих, даже руководящих должностях работают те, кто был назначен на эту должность благодаря родственным или иным связям. ЦК КП республики дает им возможность проявить свои деловые и политические качества. Если они будут отвечать современным требованиям - останутся на своих местах, если нет - покинут их.
Что касается коррупции, воровства, попыток жить за счет общества, то здесь свою роль будут играть правоохранительные органы. Нет и не может быть прощения тем, кто преступил закон.
Корр.: Какие главные проблемы стоят сейчас перед республиканской партийной организацией?
Г. В. Колбин: Их немало. В сфере экономики, например, необходимо добиться повышения темпов роста промышленного производства. В нынешнем году мы ставим задачу обеспечить рост в 6 процентов. Это выше, чем намечено пятилетним планом. Предстоит также поднять производительность труда, улучшить техническую оснащенность предприятий. В эти дни мы проверяем себя: способны ли работать в таком темпе или нет...
Нельзя на второй план отодвигать и другие важные проблемы. Скажем, проблему воспитания. Надо уметь не только довести идеи до масс, но и научиться эти идеи воплощать в жизнь. Необходимо добиться такого положения, когда идеи, как говорил В. И. Ленин, овладеют массами.
Возьмем вопрос национальных отношений. Сейчас на Западе, спекулируя на декабрьских событиях в Алма-Ате, муссируют тезис о «неэффективности» национальной политики в СССР. Это лживый тезис. Правда заключается в том, что в последние годы в Казахстане нарушались ленинские принципы национальной политики. Это и привело к негативным результатам. Сейчас партийная организация республики, ее ЦК берут под свой постоянный контроль проведение национальной политики. В ней нет и не может быть мелочей. В республике создана комиссия по межнациональным отношениям. Таких институтов в других республиках нет. В комиссию входят члены Центрального Комитета, известные деятели разных национальностей. Внимательно анализируются вопросы национального представительства во всех выборных органах и в органах управления, в вузах. Необходимо осуществить принцип справедливого представительства всех наций и национальностей республики. Эта работа должна проводиться на строго партийной, научной основе.
Корр.: Вы подвергли резкой критике состояние работы с кадрами в республике. Что делается сейчас для исправления ситуации?
Г. В. Колбин: В республике создан координационный совет по работе с кадрами. Мы исходим из того, что кадры - это не только руководители. Это и рабочие, учителя, ученые. Надо учить руководить трудовыми коллективами, а рядовых работников так воспитывать, чтобы хорошо понимали: от их отношения к делу зависит результат. Прошедший месяц показал, что далеко не каждый начал мыслить и действовать по-новому. Кое-кто сопротивляется, другие не верят в успех начатого дела. Но главное все же в другом. Уже первые шаги, предпринимаемые в направлении перестройки, по выполнению решений XXVII съезда КПСС, показывают, что люди нам верят. И это придает нам силы. Мы должны мобилизовать людей на решение тех проблем, которые годами оставались острыми,- продовольственной, жилищной. В Казахстане свыше полумиллиона семей ждут очереди на получение квартиры. Хотя на протяжении трех пятилеток ежегодно здесь строилось по 5 миллионов квадратных метров жилья, очередь не уменьшалась. Резонно спросить: почему? Потому, что очередникам вплоть до декабря прошлого года выделялась лишь небольшая часть новых квартир. Например, в Алма-Ате - только 20 процентов. Проверкой установлено, что среди получивших новые квартиры немало таких, кто вообще не имел на это права.
Безусловно, очень важно обеспечить социальную справедливость в распределении жилья. Но только с помощью наведения порядка в этом вопросе невозможно выполнить решение XXVII съезда КПСС - к 2000 году обеспечить практически каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом. Расчеты показали, что заложенные в плане текущей пятилетки объемы строительства позволяют предоставить жилье нынешним очередникам лишь через 10-12 лет. Это, естественно, никого не устраивает. Планируется увеличить темпы жилищного строительства на 30 процентов (в среднем по республике), а в отдельных областях - в 1,5-2 раза. ...Проспект Мира в казахстанской столице. Он выходит на ту самую центральную площадь.
- Представьтесь, пожалуйста!
- Мы - студенты АЛИТА.- Это сокращенное название Института железнодорожного транспорта.
- Вы помните, что совсем недавно произошло на этой площади?
- Конечно, помним, куда же от этого денешься? Из этих студентов двое казахов, один русский. Могли ли декабрьские события повлиять на их отношения, вообще на межнациональные отношения в республике?
- Нет, конечно. Уверен, что нет. Фамилия? Абдыкалиев.
- Отношения с казахскими ребятами? Самые нормальные. Всегда были и будут. Никаких сомнений. Зовут как? Алексеем зовут.
- А меня зовут Марат Аналов, тоже из АЛИТА. Полностью присоединяюсь к тому, что вы уже слышали.
30-летний мужчина в черном пальто. По национальности армянин, фамилия - Вайкемян, сотрудник одного из алма-атинских НИИ.
- Не те виноваты, которых сюда притащили, уверенно говорит он.- Это не их вина, а их беда. Спрашивать надо с тех, кто их настраивал и подталкивал.
С дистанции времени, пусть пока небольшой, мы все отчетливее понимаем: события на центральной площади Алма-Аты были организованы теми, кому не по нраву перестройка. Впрочем, чего там искать смягченные формулировки врагами перестройки. Под прикрытием националистических лозунгов они решили сделать свой ход. И проиграли. Не могли не проиграть.
Алма-Ата - Москва.