Можно долго спорить о критериях цивилизованности, но сколько человек живет более или менее осознанно, он в той или иной форме задается вопросом, зачем? Зачем это все? И особливо, зачем мы здесь, ведь порой кажется, что без нас планета чувствовала себя бы гораздо лучше :) Неподражаемый Джордж Карлин однажды выдвинул свою
версию, но почему-то мне кажется все несколько иначе. Да уж, человек все носится со своей intrinsic value, полагаю почему-то, что уж его значимость, самопровозглашенного венца природы, гораздо выше любого другого представителя класса млекопитающих, что уж говорить о каких-то там насекомых, во множестве снующих по планете... Будучи агностиком, думаю, что все же существует некая равновесная система, в балансировку которой все мы с вами свой вклад вносим. И я не верю, что есть некое подобие весов, являющихся квинтэссенцией начертанных Валтасару «мене, текел, фарес», засчитывающих и оценивающих всю сумму деяний. Кажется мне, что иногда гораздо важнее то, что мы сделали или не сделали в определенный момент времени, внеся тем самым свой вклад в общий вектор нашего якобы разумного существования, причем нам самим этот эпизод может показаться совершенно малоценным…
Для меня очевидно, что у каждого может быть своя миссия, отличная от других и может кажущаяся ничтожной, но именно в рутине дней мы - это те мы, кто мы есть, а не те, кем мы хотим однажды стать, зачастую живя в ожидании жизни, репетируя ее раз за разом и все не отваживаясь на реальную пробу. Поэтому так важно заниматься в жизни тем, что ты действительно любишь и по какой-либо причине считаешь важным, возможно расходясь при том в оценке результатов с людьми окружающими, ведь никто из нас не знает, как долго затянется его пребывание в этом странном месте. Кто-то способен к свершению, а кто-то - к вдохновению свершителей, что не менее важно. Как важна и способность дать возможность нам взглянуть на привычное со стороны, поделиться другой точкой зрения на давно решенный с самим собой вопрос. Увы, натуре человеческой свойственно, заботясь о своем покое закрывать глаза на чужие беды. И потому тот, кто о том трубит, обычно удостаивается не самого радушного приема, и в седую старину участь прорицающих или сообщающих вести печальные была незавидной. Но мы же как бы растем постоянно морально, потому сегодня самый толерантный подход - это игнорирование самого факта существования проблемы. Лишь безумцы возможно способны продолжать смотреть широко открытыми глазами на боль и беды, пытаясь хотя бы познакомить с этой отдельной вселенной окружающих…
Одним из таких отчаянно любящих и склонных всматриваться в человека певцом славы жизни был Акира Куросава, который не единожды обращался в своем творчестве к теме низов, которая может быть болезненна и опасна с точки зрения успешности в режиссерской профессии, но не менее вдохновляюща чем все красоты мира, ведь даже на дне искусный ныряльщик находит жемчуг, потому и стоит исследовать человеческие души, даже не смотря на их казалось бы бескрайнюю порой черноту…
В своем творчестве Куросава неоднократно обращался к русской литературе, которую ценил очень высоко, но самой его пронзительной и в то же время светлой работой стала для меня экранизация рассказов Сюгоро Ямамото, повествующая о жизни обитателей токийских трущоб «Под стук трамвайных колес»:
Художественные средства выбраны автором столь простые, что некая доля присутствующего в картине сюра вписывается в повествование очень гармонично, ведь мечты почти всегда - отрыв от реальности, да и наш мир - это то, что мы в нем хотим увидеть. Канва произведения проста и незатейлива - мы узнаем другой мир, о котором большинство из зрителей имеют весьма опосредованное представление не смотря на то, что он - значительная часть окружающей нас реальности. Населяют его весьма живописные типажи - нездоровый психически молодой человек, воображающий себя водителем трамвая, тяжело работающие дома женщины и много пьющие мужчины, ведущие разгульную жизнь молодухи и старая карга, изводящая мужа и всех вокруг своими придирками, маленький бродяжка на попечении отца или скорее ни на что не способный отец на попечении мальчика… Их много и они все очень разные, мы так и не узнаем, как они все там оказались, влача достаточно жалкое существование в хлипком подобии домов, кем они были в прошлой жизни, которая у многих из них была явно отличной от сегодняшней, но в процессе просмотра мы узнаем их немного получше и понимаем, что почти каждого из них есть, за что уважать. Автор будто говорит, присмотритесь, они тоже люди, может даже больше чем мы с вами, а вы уверены, что сохранили бы человеческое достоинство настолько, выпади вам такие же испытания? Среди обитателей трущобы есть и те, что продолжают и в самом эпицентре горя и нищеты жить достойно, но, тем не менее, не хотят брать на себя ответственность за изменения в своей и чужих судьбах и этот фатализм стоит в итоге жизни возможно самому светлому существу. Но как бросить камень в тех, кого судьба уже осудила на выживание в некоем подобии ада на земле? Конечно, в большинстве случаев, мы свой персональный ад возводим нашими же руками. Но может, увидев в следующий раз кого-то из этих бедолаг бредущих мимо или просящих о чем-то, мы не возьмем на себя привычной дерзости судить чужие прегрешения, а увидим в них людей, пусть и обреченных на испытания, но наследующих царство Божье с не меньшим правом, чем порой замыкающиеся на второстепенных проблемах в своем усыпляющем и ослепляющем благополучии все мы? А чтоб о том опять не забыть в суете бегущих дней, можно иногда просто повторять самому себе вслед за сумасшедшим трамваем «додэс-ка-дэн», продолжая двигаться по рельсам собственных жизней...
Кстати, в свое время публика встретила картину более чем прохладно, а режиссер, как все творческие личности, воспринял этот провал слишком эмоционально и где-то может даже слишком по-японски, совершив попытку самоубийства, по крайней мере, такова общепринятая версия случившегося. Думаю, время все расставило по своим местам…