Один мой коллега недавно задался вопросом, что ж всех нас толкнуло на путь профессиональный. Из этих раздумий вырос целый фотопроект, запечатлевший книги, подтолкнувшие молодых исследователей к выбору своей сферы академических интересов. Для меня такой книгой когда-то стала настольная книга Бергховского центра «Этнополитический конфликт: пути трансформации»:
История ее появления в моей жизнь как и сама моя жизнь изобилует невероятными совпадениями, причем в большей степени, увы, со знаком минус. Но как не станешь в некоторой степени фаталистом, если какие-то мельчайшие детали все-таки направляют дрожащий почерк кардиограммы судьбы?
Началось все с того, что еще после первой нашей, «тюльпановой», революции 2005 года мне стала интересна экономика конфликта (прямо по Маяковскому, «… ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?). В октябре 2009 я должна была отбыть на стажировку в Будапешт, в Центрально-европейский университет, когда мне пришло приглашение на семинар в Германии, посвященный как раз-таки конфликтам, их предотвращению и мирному разрешению, который должен был пройти в ноябре-декабре. Одна незадача, моя шенгенская виза истекала прямо в середине декабря, и немецкое посольство известило меня о том, что до погашения уже полученной визы для посещения Венгрии они не могут мне дать визу на совпадающие сроки, лишь со дня истечения уже полученной. Я согласилась на предложенный вариант, не представляя тогда, как дорого мне он обойдется в итоге. Дело в том, что участие в этом семинаре оплачивала сторона приглашающая (что, без сомнения, чудесно), вот только правила у них были поистине немецкими, обеспечивающими порядок и контроль - все участники должны были прибыть и убыть в строго оговоренные даты согласно купленным билетам, но вылетать из своей страны в даты обозначенные я никак не могла, будучи уже в Европе, так как покинув ее пределы, смогла бы вернуться уже по второй визе лишь на вторую половину семинара, да и опять же, это никак не совпадало с датами любезно оплаченных нам организаторами билетов. Закончив свой стаж в Будапеште у меня случилось несколько свободных дней, чудно проведенных с семьей моей сестры в Франции, мирно-счастливое течение которых омрачала лишь переписка с дивно-непонятливыми немецкими товарищами, безапелляционно настаивавшими на моем скорейшем возращении в Центральную Азию для вылета из Бишкека согласно купленным билетам при том, что перемещение из Франции в Германию занимает гораздо меньшее время, да и стоит гораздо дешевле (про вопросы визового режима я уже вообще молчу, они просто игнорировали эту часть проблемы). В итоге организаторы мне заявили, что и обратная дорога в случае моего прямого прибытия из страны Евросоюза также оплачена не будет (дорогу в Германию я готова была оплатить сама, лишь бы выйти из этого затянувшегося конфликта с такими способными к его урегулированию горе-специалистами в области конфликтологии). И вот тут настал момент серьезных дум, потому как стоимость обратных билетов что из Ниццы, что из Франкфурта была более чем сопоставима, а вот ценность семинара с такими организаторами таяла на глазах и в сравнении с 2 лишними неделями, которые я могла пробыть с сестрой, общеньем с которой мы тогда, увы, были не избалованы в связи с разделявшими нас тысячами километров. Но сестра дала мне тогда очень мудрый совет, уточнив, что в любом случае будет рада провести эти нежданно замаячившие на нашем жизненном горизонте дополнительные дни вместе. Она сказала, что все в жизни не случайно и возможно цена участия в этом семинаре окупится когда-нибудь, открыв передо мной такие возможности, которые сейчас я себе вообразить просто не могу. Так, в общем-то, и случилось. Только поняла я это не сразу. Но именно там, в Гиссенском университете я познакомилась с работами немецкого же доктора социальных наук Дитера Зенгхааса, которым и была написана одна из глав представленной выше книги. Отметив для себя своеобразие цивилизационной модели, предложенной Зенгхаасом, я про нее на время забыла. Нет, забыла не совсем, но и до приложения этих новых знаний на тот момент дело не дошло. Но случился апрель 2010 (совсем уже не тюльпановая, очень кровавая по сравнению с первой революция в Кыргызстане), а позже и гражданские столкновения на юге страны с этнической подоплекой (июнь-июль 2010). И вот тогда я достала из закромов эту книгу, пролистала ее снова и поняла, да, это именно то, что стоит изучать и пытаться применять сегодня, когда сиюминутные политические интересы играют националистическими чувствами электората, получая достаточно высокие краткосрочные дивиденды, не задумываясь как такого рода политика этнической диверсификации скажется на перспективах страны в целом.
Кстати, недавно состоялось первое обсуждение моего исследовательского проекта в университете. Могу сказать, что прошло оно тоже далеко не мирно, уж больно нетерпимы европейские специалисты к мнению о том, что трансформационные преобразования, реализованные под дружеским прессингом мирового сообщества в обмен на введшие нас в долговую кабалу кредиты не послужили целям экономического развития, да оно и не было достижимо при навязанном нам инструментарии. Ну что ж, никто и не говорил, что мы ищем простых путей. Мы ищем СВОИХ путей, что гораздо важнее, а тернии, мы к ним уже привычны. Только бы был мир в нашем доме…