Между небом и землей

Mar 03, 2016 19:49


Проснувшись впервые в Барселоне, я недолго думала, куда направить стопы свои, ведь самой главной причиной выбора этого направления для моего этого путешествия стал гений Гауди, которым прежде я наслаждалась издалека, но мечтала узреть однажды и воочию. Но кроме зрелищ, банально хотелось хлеба - после практически бессонной ночи, частично проведенной в дороге, я целый день гуляла по оказавшейся более чем волшебной Жероне и приехала в Барселону уже по темноте, предпочла ужину  сон и обещанное им отдохновение. Потому утром во мне проснулась волчица, можно даже сказать, она меня и разбудила. Портье мне подсказал чудный в своей ретро-романтике лакового дерева бар, в котором меня накормили вкусным и пожалуй неожиданно сытным для местных завтраком, вернувшим меня на путь истинный, который лежал в сторону менее низменных и материальных побуждений, и собора святого семейства в частности. Так как жила я на той же улице, плутать мне не пришлось вовсе - его шпили, так напоминающие башенки замка из песка, виднелись в окружении строительных лесов в перспективе:



Как известно, Гауди погиб еще до того, как завершил дело всей своей жизни, погибнув под колесами трамвая почти век назад. Храм до сих пор не закончен и работы по его возведению продолжаются, тогда как собор освящен, действует как церковь и открыт для посещения. Такие растянувшие, перенесенные уже не один раз сроки завершения проекта связаны с тем, что работы финансируются исключительно за счет пожертвований и сборов от продажи билетов. И да, мелочь, а приятно, что мой мизерный, но взнос, там тоже теперь будет!..


Так как очень четкого плана на ближайшие дни у меня не было, я неблагоразумно не озаботилась заблаговременной покупкой билетов на посещение собора онлайн и на месте уже узнала от служащих, что ожидание в живой очереди может затянуться на два часа. Мне повезло, время ожидания оказалось гораздо короче еще и потому, что один из билетов на текущий временной слот висел в доступе, тогда как большая часть туристов заходила туда группами:



Впрочем, заняться в процессе ожидания там было чем - очередь тянется змейкой вдоль фасада страстей Христовых, сценки на котором открываются с разных ракурсов совершенно по-разному:



Не меньше восхищает и то, какими минималистичными средствами был достигнут довольно драматический эффект в исполнении этих скульптурных групп. Удивляет и то, что при казалось бы общей перегруженности всей конструкции собора при рассмотрении его вблизи такого впечатления не возникает вовсе!..

Собор поражает на любом расстоянии, он просто совершенно по-разному раскрывает свой непростой характер. Там каждая дверь совсем не проста, а порой и довольно неожиданна в деталях:



Попадая внутрь, ты просто теряешься и опускаешь руки фотоаппарат, ведь передать всю ту игру цвета, света и тени, которые удалось приручить автору просто невозможно никакими средствами. От такого рукотворного волшебства, под влияние которого ты подпадаешь там окончательно и бесповоротно, по телу буквально бегут единороги мурашки, а на глаза наворачиваются слезы. При этом, такой эффект достигается казалось бы довольно распространенными решениями, необычными лишь тем, как они когда-то беспощадно обогнали свое время. В пример могу привести композицию, включающую главные врата храма, над которыми размещена скульптура святого Георгия - покровителя Каталонии:



Контровый свет не дает разглядеть сейчас деталей этой скульптуры Жузепа Субиракса, однако стилистика та же, что и в его работах на фасаде страстей Христовых. Декоративное решение самих дверей по-своему элегантно  и более чем уместно - слова молитвы «Отче наш» на каталонском, фоном которой служит фраза из нее же уже на других 50 языках. И я не удивлена, что избран был именно отрывок о хлебе насущном, ведь когда он нам дан, нам проще обратить свои глаза к небесам и задуматься о чем-то менее земном и материальном. И да,  именно в этом храме сделать это как-будто особенно просто, ведь он уже сам по себе столь самобытен, что к земному и привычному полученный там опыт отнести сложно, зато представить себе если не седьмое небо, то хотя бы тот самый макрокосм, который как стеклянный шар со снегом порой играюче потрясает создатель, переворачивая все в нашей жизни с ног на голову, видимо, чтоб не расслаблялись в своем близоруком и субъективном благополучии, вполне!..

Антонио Гауди, религии, Барселона, церкви, Испания, архитектура, христианство, Каталония

Previous post Next post
Up