Ох и сложно было в этот раз собраться с мыслями, чтоб начать рассказывать о путешествии, которое удалось. Наверное потому, что смотрю все больше на места и новые опыты сейчас уже каким-то другим взглядом, не через прицел фотокамеры. Не то, чтоб я не рада была рассказывать о том, что меня согрело и вдохновило, но эти моменты уже с одной стороны прожиты и прожиты именно для себя, а не для кого-то, а с другой - это ведь мой дневник, и хотя память хранит ощущения, некоторые факты в ней со временем беспощадно размывает время. А так - будет куда заглянуть и вспомнить, какие у меня были ассоциации, какие планы и что в итоге свершить удалось, а что - нет. Ну так вот, началось мое путешествие в Жероне - старинном городке на северо-востоке Каталонии. Причем изначально это не было как-то специально запланировано - не удосужилась проверить, где аэропорты, которые используются Райнэр. Ага, оказалось оба - что Франкфурт-Хан, что Жерона примерно в полуторачасовой езде от точек A и Б, которые в моем плане значились. Но где наша не пропадала, бросила я чемодан в камеру хранения на железнодорожном вокзале да пошла гулять. Оказалось - весьма не зря, город таил множество по-разному уютных, но весьма интересных уголков:
Уже бродя по городу пожалела, что отель в Барселоне я уже оплатила и отмене сделка не подлежит, так как с удовольствием осталось бы в городе на целые сутки. Ну да будем считать этот мой набег на его исторические ценности, совершенный на скорую руку ногу мероприятием разведывательного характера, а полноценную высадку можно совершить как-нибудь потом более основательно и продуманно!..
Многие не сходятся во мнении, что же делит город на части: сохранившаяся до наших дней средневековая стена или река Оньяр:
На мой взгляд ее разделяет пущенная вторым этажом почти через весь город железная дорога. Она, конечно, красоты пейзажу не добавляет, да и виды сразу приобретают приземленно-индустриальный характер, но именно по ней и ощущается граница историчности сохранившихся архитектурных ансамблей, разбавленных весьма симпатичными осколками модерна, и той самой универсальной до оскомины и вязкого в своей прилипчивости ощущения дежа вю, которое тебя не отпускает в любом районе типовой застройки современного города, так как даже те кварталы, что уже ниже реки, но расположены все же до эстакады, отличается очевидно как в образе жизни и времяпровождении людей там обретающихся, так и их благосостоянием с определенной поправкой на целевые и не очень перемещения между городскими зонами. Кстати, мосты через реку тоже разнятся, показывая целый калейдоскоп характеров и задумок своих авторов, от вероятно не желавших вносить диссонанс дополнительными конструкциями в живописность характерной набережной, до надежности и концептуальности:
Последний из представленных тут образчиков мостостроения, кстати, является по совместительству финальным аккордом творением инженерного бюро Гюстава Эйфеля. Но не только красотой современной славен этот город. Так, кафедральный собор Жероны, у которого протягивает каждому алкающему грушу сама матерь Божья тоже весьма и весьма самобытен:
Собор сам по себе довольно необычен - при том, что на момент своего возведения в 15 веке он уже выделялся самым большим в мире готичным нефом, многим туристам он запоминается образчиком каталонского барокко, так как лучшему обзору с соборной площади представляется именно его западной фасад. Но это еще не все, собор был возведен на месте романской церкви, от которой осталась лишь весьма заброшенная башня Карла Великого, которая не смотря на крайнюю запущенность, продолжает вызывать интригующее чувство интереса у гостей города. А все благодаря передающейся гидами в Жероне из уст в уста легенде, что украшающая северную стену башни горгулья никто иная, как местная ведьма, обращенная в камень. Застыв на века вечные с открытым ртом, обречена она с каждым дождем на отмывания всей той гнуси и ереси, что срывались с ее языка при жизни. Такая вот история, вполне себе в готичненькая!. Однако не все так мрачно в Жероне, мне встретились на пути и ангелы, нелепые и не очень:
Вот что меня часто восхищает в таких городишках (а население в сегодняшней Жероне при статусе административного центра провинции и наличия университета не превышает и сотни тысяч душ), так это умение разумно использовать доставшееся и порой приходящее в упадок историческое наследие разумно и рационально, без утрированной псевдозначимости высокого и никак не мирского исходного назначения таких объектов.Так, в романской часовне святого Николая сегодня выставочный зал современного авангарда, в церкви святого Петра - археологический музей, а в монастыре святого Доменика расположились университетские помещения:
Интересно, что передача церковных помещений в довольно альтернативное использование происходит чуть не по сей день: так, епископский дворец Жероны стал музеем искусств уже в конце 20 века. Увы, я по городу лишь гуляла, так как во многие места, которые меня действительно интересовали, попала в самую сиесту, традиции которой в Испании никакой кризис видимо не в состоянии поколебать…
Кстати, был в Жероне и свой Гауди местного масштаба - Рафаэль Масо. Не то, чтобы прямо гигант мысли и духа, но некоторые его работы и правда, интересны, хотя по моему нескромному мнению роднит его творчество с Гауди скорее общее наследие, так или иначе нашедшее воплощение в работах обоих, нежели что-то еще:
Увы, дневной свет, покидая город, настойчиво напоминал мне, что пора и мои стопы обратить в сторону Барселоны, что я вскоре и сделала. Но Жерона произвела на меня неизгладимое впечатление, ведь здесь в довольно сумбурной смеси есть все, что я люблю: история и динамика, искусство и религия в довольно мирном и светском ее проявлении:
А еще весна, ведь именно там я в этом году впервые ощутила ее первые дурманящие ароматы цветения и жизнеутверждающие цвета берущей реванш за относительную зимнюю спячку зелени. Я и сейчас улыбаюсь, вспоминая как впервые сняла куртку и грелась на теплых ступенях многочисленных лестниц и узких переходов между путаными улочками старого города и даже готова смириться с любовью местных жителей кипарисам, на которые у меня аллергия. Ведь и они стройными шеренгами будто указывали на буквально проливающуюся через край небес лазурь, которая издревле - цвет мечтаний и грез!..