Последним городом на Сицилии, в который мы не без удовольствия наведались, стал Палермо. По моим впечатлениям, город по своим настроениям очень похож на Неаполь, ну разве что чуть менее грязный, чуть более хаотичный. Но есть в нем, бесспорно, своя прелесть, этакая провинциальная нескромность местной кокотки, которая краснеет без причин, хотя в то же время способна сама смутить встречного наивностью простоты, порой переходящей в легкое бесстыдство в своем совершенно безыскусном и, более того, бессознательном проявлении. А нравы здесь долго оставались донельзя консервативными, как, впрочем, с завидным постоянством случается на юге. Уж не знаю, связано ли это с определенными нормами, вошедшими в обиход в период арабской колонизации Сицилии или просто католическая церковь и религия вообще, которая здесь гораздо более очевидна в своей будничности проявлений, но эпоха просвещения здесь слегка припоздала, что нашло отражение в местных байках. Например, один из местных фонтанов, а вслед за ней и площадь, на которой он расположен стали зваться фонтаном и площадью стыда соответственно, имея официальное название Pretoria:
А все из-за большого количества наготы среди персонажей - нимф, богов и иже с ними:
Еще бы, фонтан же изначально был создан в 16 веке во Флоренции, где вместе с эпохой просвещения праздновались красота человеческого тела и торжество духа над оковами, навешиваемыми нормами мрачного средневековья на человеческую сексуальность прежде. Но так уж случилось, что фонтан был продан, демонтирован и перевезен в Палермо, а местные жизни к такой красоте оказались не готовы вовсе…
Не смотря на то, что временами на небо набегали тучки, чуда не случилось и за все время нашего пребывания на Сицилии дождь так и не пошел. Зато природа вокруг цвела буйно и бесстыдно, не смотря на подбирающийся на цыпочках декабрь, во что там поверить было трудно:
Городская среда представляет и сегодня очень своеобразную смесь эпох, стилей и культур, где мотивы арабские мирно соседствуют с лучшими образчиками архитектуры европейской:
И что особенно приятно, люди и звери тут сосуществуют более чем мирно:
Ну где еще можно представить себе греющуюся на проезжей части в лучах солнца собаку у входа в 4-звездочный отель, (пусть 4 звезды в Италии и весьма относительны)? Да и второй собакабанчик, дрыхнущий без задних ног, явно же не с голоду такой опухший?..
Моя подруга очень хотела попасть в палермитанские катакомбы - в капуцинскиом ордене монахов, обретающемся на одном и пограничных краев города, еще несколько веков назад заметили, что многие из погребенных на прилежащих к их монастырю кладбище монахи и знатные горожане по каким-то причинам не следовали в жизни загробной правилу прах к праху, бо сами собой мумифицировались. Так зародилась целая мода на бальзамирование - усопшие в аутентичных своему времени жизни одеяниях экспонируются желающим сие макабре лицезреть. Не могу сказать, что меня это место не интриговало, но и великого энтузиазма я, если честно, не испытывала. Проверив на всякий случай расписание работы этого, несомненно, увеселительного заведения продленного действия (останков в катакомбах более 8000 с разной степенью и подходами к сохранности) и убедившись, что открыто оно каждый божий день, отправились мы туда за своей дозой Carpe diem’а с утречка в день последний своего пребывания там (ну, по-нашему с утречка, дабы прибыть туда к 11 утра, когда собственно двери в мир иной гостеприимно открываются. Что же, судьба-злодейка над нами посмеялась, да причем в два горла:
Именно в тот день катакомбы были закрыты на дезинфекцию! Сказать, что я сильно расстроилась - не могу, но потраченных усилий было жаль. Зато благодаря освободившемуся времени и пребыванию в этой достаточно отдаленной части города мы посетили-таки Палатинскую капеллу, что в Норманнском дворце. Ах, какие там мозаики! Для тех, кто их любит особенно, это просто must see и вам придется мне поверить на слово, так как я не фотографировала там вовсе, пировала глазами и душой! Причем так уж вышло, что в этом путешествии все мои самые главные восторги случились совершенно неожиданно. Например, гуляя ввечеру, мы зашли в одну из церквушек, что встретилась нам первой же по пути и были ошеломлены ее ярко-выраженным мистическим величием. Дело в том, что интерьер церкви выдержан в достаточно насыщенных тонах, казавшихся в вечернем освящении почти черными; золотые же декоративные элементы казались особенно выразительными, не смотря на свою некоторую неясную призрачность. Оставшись в великом восторге, мы решили увидеть больше при дневном свете, но сразу поняли, что ввечеру церковь выигрывает куда больше. Но я все-таки очень рекомендую ее посмотреть, если окажитесь в Палермо - это церковь святого Джузеппе и находится она на одном из центральных перекрестков столицы Quattro Canti, так что пропустить ее можно лишь сознательно. Потом была еще одна церквушка - Chiesa di Santa Ninfa dei Crociferi - ощутимо требующая внимания со стороны власть имущих, но очень при этом живая, так как святой отец там общающийся с паствой ну просто лучился божественным светом! А еще нам эту церковь показали и рассказали о ее истории, в частности о том, что одна из местных икон Мадонны с младенцем сегодня находится в кафедральном соборе Палермо. После этого ожидания от Дуомо ну просто умножились и собор впечатлил уже даже на первый взгляд:
Увы, его фасад частично находился на реставрации, так что фотография такая куца во избежание так сказать. Зато вот находящийся в ее дворе чудо-механизЪм во всех своих красках дает хоть какое-то представление о том, как здесь все любят расписывать!..
Кстати, последний опыт, случившийся с нами в Палермо с одной стороны был наименее мной ожидаем, а с другой - наиболее впечатляющ. А случилось это здесь:
Нет, не в умилительном в своей необычности табачном киоске, хотя и нам он послужил верой и правдой. А в театре Массимо. Подруга сразу заявила, что хотела бы попасть туда на спектакль, но с учетом того, что точных дат пребывания в Палермо мы не знали почти до конца, программу даже не проверяли. Но в первое же утро туда отправились на разведку. И о чудо, это был предпоследний день оперы «Тоска» в репертуаре театра! Мест не было ровно никаких кроме амфитеатра, но это нас не остановило, наоборот, мы с удовольствием отправились в таинственное зазеркалье, на котором приметы времени наряду с магией искусства оставили свои выразительные следы:
Как же был хорош Каварадосси в исполнении Stefano Secco в своей практически финальной арии написания прощального письма любимой… Я уж молчу про израильского дирижера Daniel Oren, не менее артистичного и выразительного, чем те, кто находились на основной сцене. Ну а косвенно обещанной нам Копполой чертовщинки мы в театре так и не учуяли. Говорят, что там живут духи, причем - недобрые. Поговаривают, что дурная репутация этого места и стала причиной выбора режиссером театра для финальной сцены заключительной части его трилогии, повествующей о клане Корлеоне. Ведь, представься Сивилле Трелони прочесть мою судьбу по руке, вряд ли она смогла бы там найти что-то менее далекое от тонкого мира, нежели ей было озвучено мисс Грейнджер. Может потому, меня на «кровавых» ступенях театра занимали гораздо более мирские темы, как-то симпатичные молоденькие распорядители зала:
Но, кроме шуток, не ожидала такого качества постановки от этого театра. Я когда-то слушала Тоску в Венской опере и думала перебить то волшебство будет невозможно. Но это мне так только казалось, так как в процессе выяснилось, что я уже и сюжет помню лишь в общих чертах. Так что да, при наличии любви к театру в Палермо стоит ехать в сезон. Не туристический, театральный!