Хотя у Сиракузы славная история, ее артефакты при посещении города так уж в глаза не бросаются. Так, есть кое-где раскопанные и сохраняющиеся руины древнего греческого полиса, но современный город большей частью расположен над своим предтечей, вот и прячет его от любопытных глаз напластовавшимися культурными слоями архитектуры и быта уже романского, достаточно давних и не очень. Но есть неподалеку от города одно место, точнее целый археологический парк, где можно прикоснуться к древности и осознать, как мы все же далеки сегодня от тех времен и людей, не только в разрезе лет, но и образа жизни. Парк этот называется Neapolis, что когда-то означало всего лишь новую часть города. И однако, будучи новой, она представляет достаточный интерес хотя бы с точки зрения представления о местах, где мог бродить Архимед, обдумывая какое-то свое очередное изобретение. Кстати, с легкой руки Цицерона, описавшего когда-то его могилу, долгое время считалось, что он похоронен в расположенном на территории парка некрополе и лишь недавние исследования показали, что это не может быть она ввиду того, что предполагаемое захоронение - колумбарий римского типа, отнесен был к имперской эпохе, Архимед же жил уж точно парой-тройкой веков раньше. И тем не менее, здесь есть на что посмотреть, на римский амфитеатр, например:
Или на театр, но уже греческий:
И хотя нам казалось, выбирай место, какое хочешь - некоторые ложи были все же уже заняты, как, например, эта - лениво развалившимся в ожидании спектакля зрителем:
Хотя, благодаря туристической активности там и правда - ни дня без спектакля, правда, исполнения самодеятельного. Ну, а так как такой мудрый зверь плохого не посоветует, мы последовали его примеру:
Как же там было хорошо-то, на разогретом солнышком камнях! Разве что колготки мои, которые не так легко было снять как все прочие, мешавшие одеяния, несколько выбивались из атмосферы и температурного режима сего места. А совсем недалеко плескалось море и было понятно, как же умело использовали пространство жившие здесь когда-то люди:
Даже далеко за строительным материалом предпочитали не ходить, если уж его и тут в изобилии:
Успев даже подзагореть за проведенное на открытом пространстве время, мы отправились дальше, к уху Диониса. Это виднеющаяся в скале конуссобразная расщелина (а по природе своей - пещера с весьма своеобразным натуральным строением):
Такое название пещера получила из уст уже Караваджо, только не в честь бога виноделия, как я решила изначально, а его тезки - сиракузского тирана, о коварности которого ходили легенды. А всего-то и надо было, что поручить подслушивать разговоры заключенных, но любопытства и великим мира сего видимо непростительно!.. Вот она поближе:
На пути к ней же мы любовались флорой:
И братались с фауной:
Так вот, один из самовызвавшихся хвостатых проводников нашей смелости, с которой мы отправились на охоту за обещанным эхо в темноту каменных недр, не оценил, и заливался предостерегающим мявом на входе. Беспокоился он за нас зря, назад мы вернулись целыми и невредимыми, а звуковые эффекты внутри и правда удивительные - проявляющиеся с достаточным опозданием, но долго не затихающие в своем рикошете от своеобразных по строению стен пещеры, закручивающихся к куполу что та раковина моллюска-нептунеи. А вокруг разливались сочной зеленью, отгораживающей этот затерянный в современности осколок прошлого, тишина и покой:
Хотя тишина тоже весьма относительная, уж птицы заливались там не по сезону весенними трелями, а в кустах деловито шныряли грызуны или еще какая мелочь из местных обитателей, но в отсутствии шумов антропогенного характера эта живая возня звучала очень натуральным фоном и наоборот, создавала вокруг нас определенный вакуум, отдаляя от мира механизмов и снующих в беспокойстве людей.
Кстати, гротов там не так уж и мало, как природных, так и рукотворных, но во многие путь был, увы, нам заказан:
Так же нам немного не повезло с другими зонами раскопок Неаполиса - они были закрыты для посетителей ввиду проводившихся там работ. Можно было еще сходить а археологический музей, но мы волевым решением бросили последний взгляд на много повидавшие на своем седом веку каменные плиты:
… и отправились назад, в настоящее. Ведь если искать красоту, совершенство бытия и человеческой природы только во временах былых, можно разучиться радоваться тому, что окружает нас здесь и сейчас. А ведь тут тоже есть, что терять!..