Отогревшись слегка от относительно промозглого Рима в теплом приморском Бари, отправились мы к противоположной стороне аппеннинского полуострова. Правда заранее запланированной и очень желанной мною остановкой на пути туда стал город Матера, центр одноименной провинции региона Базиликата. Хотя существует много теорий о происхождении названия города от греческих до еврейских, но порой самые простые и понятные теории и оказываются вполне убедительными, так почему городу не быть для местных жителей их землей (ит. ma terra) или матерью землей (ит. madre terra)?
Матера невероятно атмосферна не смотря на относительно монохромную серость, которую ей придают местные породы, практически исключительно и использовавшиеся при строительстве города, здесь они просто еще и солнышком позолочены:
Домишки старой части города кажутся практически взбирающимися на холм, потому как выдолблены в самой скале. Именно поэтому не смотря на чудесный, солнечный день мы сразу ощутили значительно большую свежесть воздуха во всех смыслах этого слова. И да, ветра там гуляют почище сиенских, видимо это карма всех городков, построенных на холмах. Кстати, благодаря сохранившейся исторической достоверности ранне-урбанистических пейзажей Матера и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО со всеми вытекающими оттуда деньгами на консервацию и нежеланию местных жить в общем для нас времени последствиями. Кстати, Матера выиграла право стать культурной столицей Европы в 2019 году, чему сиенцы ой как не рады, оставшись в этом состязании на недостаточно почетном, потому как непривычном для наследников когда-то маленькой, но гордой республики, втором месте…
Мы жили в самом историческом районе города Сасси (ит. Sassi - камни) в пусть и адаптированной к потребностям нашего времени, но совершенно аутентичной постройке, которыми Матера когда-то и прославилась. Дело в том, что именно здесь двухэтажные дома не были символом роскоши, скорее наоборот - принадлежности к крестьянскому классу, ведь на первом этаже (земляном) хозяева размещали животных, а на втором - жили сами, в некотором роде согреваемые жизнедеятельностью своего скота, расположенного под полом жилого помещения. Конечно, под нами никто не мычал, и даже не блеял, может, потому и было нам немного прохладно? Хотя, справедливости ради, там была сплит-система, просто мы оказались не слишком продвинутыми пользователями, чтоб ее настроить, а спросить помощи в светлое время суток не догадались. Ну, так и вот, если внизу народ жил не тужил в двухэтажных хибарках пещерного типа, то верхний город, место жительства богачей, был достаточно типичным для Италии по типу застройки. Вот, например, дворец Ланфранки (ит. рalazzo Lanfranchi), в стенах которого сегодня размещен Национальный музей средневекового и современного искусства и церковь святого Францизска Ассизского:
Классические линии и формы невероятно красивы в свете заходящего солнца, бесспорно, но несколько теряются ввиду острой новизны ощущений от Матеры нижней, такой бутофорски-средневековой и в то же время живой и настоящей:
И уж чего-чего, а остроты ощущений тут есть где нахвататься. Пожалуй, если бы я выбирала место проведения бала-макабре, лучше Матеры претендента не найти. Не то, чтоб я очень любила черепа и кости, но и не могу сказать, что они меня страшат, скорее - в меру интригуют. И вот не особо пытаясь что-то выискать я здорово тут пополнила свою коллекцию фотографий по теме всякой нечисти, нежили и инопланетности:
Святая, кажись, не одобряет, что не туда гляжу:
Ведь есть здесь и более одухотворенные сюжеты и мотивы:
Вероятно, напоминания о скоротечности жизни пошли впрок - поймала свою спутницу Катерину за примериванием к колесу, видимо, не терпелось ей пойти по стопам своей александрийской тезки:
А вокруг солнце нежит уютности и обшарпанности:
Мы тоже как те туристы в это торжественное здание потопали, думали достопримечательность какая, оказалось - отделение министерства культуры. Хотя - по Сенке и шапка:
Увы, кафедральный собор Матеры был убран строительными лесами, так что немного поохотившись на детали, мы пошагали дальше:
Город оказался для меня из разряда дурманящих - я то и дело повторяла, как он прекрасен на своем пути следования. Что поделаешь, почему-то эстетика разрухи мне очень близка, а тут ее было много:
А еще невозможно порой не улыбнуться народной смекалке из разряда «голь на выдумки хитра»:
Нагулявшись по узким улочкам, мы уже собрались было домой вернуться да приодеться, так как вечерело и, прямо скажем, холодало:
Но увы, эта самая красота нас и сгубила, ведь все домики там похожи один на другой, так что ушалаги мы прилично в противоположном направлении, когда поняли, что потерялись. Спасло нас как всегда теплое южное гостеприимство, которое так отличает большую Италию (как-то Рим, Милан) от этих относительно забытых Богом правительством мест, где чувствуешь, насколько проявляемое по отношению к тебе прежде дружелюбие было стандартно-туристическим. Понаблюдав за нашими потугами крутить карту и так и сяк (Лафонтен и Крылов наконец примирившись дружно в нас признали знатных мартышек должно быть!), как нам подошел дедуля и спросил куда нам надо. За объяснением дороги мы разговорились и он пригласил нас в свой… музей!
Случайным прохожим оказался Нунцио Перуччи - художник, скульптор и поэт из Матеры. Увы, сегодня искусство все еще обитает на задворках, как и художники, особенно если они исповедуют не слишком комформистские жизненные взгляды и подходы в творчестве… Кому интересно, я нашла его
веб-страничку, думаю, это место стоит посетить отправившись в город. Конечно, современное искусство не всем подходит как жанр, но опыт это, безусловно, ценный. Различные материалы и техники, мысли автора, которыми он часто дополняет свои работы (увы, только на итальянском, так как весь его музей держится на добром слове, точнее видимо на голом энтузиазме его и его сына, помещение которого отец и использует для экспозиции, хотя многим работам там не хватает места и света…) не могут порой не удивлять и заставлять задумываться и искать что-то в себе, чтоб преломить трепетный лучик ощущений от восприятия через призму собственных идей и стереотипов, которые иногда в процессе дают трещину, уступая что тот Голиаф Давиду... Экскурсию художник нам проводил живо и горячо, с энтузиазмом изголодавшегося по публике артиста, за что даже не попросил денег, лишь в самом начале сказав, еще только приглашая, что мол, если понравится, оставите пару монеток. Грустно, что все так бывает… В общем выползли мы оттуда, когда совсем стемнело. Топали назад, в сторону мистически прекрасной в ночном освящении церкви святого Петра, возле которой жили и думали каждая о чем-то своем:
Уж очень место и события к тому располагали…