Замок Mont Orgueil - пожалуй, самое древнее сооружение оборонительного плана на Джерси - ему более 800 лет, а расположен он в округе Sn Martin, на восточном побережье острова у порта Gorey:
К нему льнет испокон веков рыбацкая деревушка, чьи обитатели могли найти убежище в крепости в случае военных действий.
Замок неоднократно перестраивался и, как и многие другие средневековые постройки на Джерси, обрел свой современный вид к веку 16. Однако мы его могли и не увидеть, если бы не Уолтер Рэли, губернатор и авантюрист, человек науки и фаворит королевы. Он прибыл на остров с задачей возведения оборонительных укреплений для защиты от французов, чьи притязания ввиду близости Джерси к Нормандии были неизменны и немало потрепали нервов британской монархии. В хорошую погоду с террас замка открывается особенно хороший вид на французское побережье, однако мне в этом не повезло, хоть солнышко и соизволяло время от времени выбираться из густой перины облаков, горизонт был не слишком ясным:
Так вот, предполагалось, что на возведение нового форта пойдут материла от демонтажа этой крепости, с чем Рэли категорически не согласился, ознакомившись на месте с ее оборонительными характеристиками. В итоге новым фортом стала крепость Елизаветы у Сент-Хелиера. Так что его здесь любят, помнят и почитают как благодетеля, а замок продолжает седеть на морских ветрах:
Но как же не схожи в разных странах отметы времени, которые выдают степенный возраст строений! В Италии, где климат тоже влажный, постройки того же времени выглядят несколько иначе, и речь вовсе не об архитектурных решениях. Хотя наверное основное отличие в характеристиках местных материалов… С ними, кстати, тут отдельная история. Ввиду самого характера сооружения, к его обороне всегда подходили серьезно:
Вот только беда в том, что во времена седые пушечные ядра были еще не литыми, а каменными. Породы же на Джерси столь плохо поддаются обработке, что приходилось опять прибегать к смекалке и использовать альтернативное оружие, которое повсеместно уже и из вооружения-то уже вышло - катапульты, которые прекрасно метали с крепостных стен необработанные валуны:
Хотя пушки, естественно тоже использовались широко, правда, я не уверена, что пушкарями были тогда такие вот загадочные дамы, а у катапульт стояли столь юные воители. А дело тут вот в чем, при посещении замка ведь можно себя почувствовать и героем одной из историй о временах былых! По крайней мере, так решили организаторы и предложили посетителям среди прочих услуг магазин специальных костюмов. В основном, конечно, этой возможности рада детвора, но мне было особенно приятно видеть, что в игру включаются и взрослые!.. Реальных же воителей тут на удивление хорошо помнят и чтят, причем всех рангов, вплоть до лучников:
Помнят и тех, кто замок строил и снабжал провиантом и прочими необходимыми предметами обихода. Вот так это воплотили на детской игровой площадке, основные мастера (а их там было не так уж и много) стали поименованными детскими сторожами и соучастниками во всевозможном баловстве:
Однако законы военного времени наложили отпечаток на историю замка. Если публичное наказание было чревато всего лишь муками непродолжительными и позором, то попасть в плен сюда было чревато жестокой смертью ввиду прежде всего небрежения. Пленники, независимо от происхождения содержались в угловых башнях без крыш, при любой погоде и были случаи, когда труп заключенного находили буквально во льду:
Война тогда была еще уделом избранных. Чтоб стать рыцарем, нужно было иметь возможность приобрести все для того необходимое, а полный комплект облачения состоял из множества элементов разной степени бесполезности, как то корона на шлеме отражающее благородство происхождения или еще какие декоративные мелочи. Вот, кстати, образ идеального рыцаря, не в смысле его личностных качеств, а примера полноценной экипировки:
Ну и как же без часовенки?
Ведь христианство как раз вошло в свой самый пожалуй агрессивный этап, и как это не странно, пришедший на остров протестантизм лишь усугубил ситуацию. Прежде церкви помогали страждущим и хворым в том числе, реформа церкви же обрезала все эти лишние элементы работы церковной общины и беднота все больше стала обращаться за помощью к народных средствам и знахарям. А последних стали обвинять в колдовстве и жестоко преследовать…
Но не все так грустно в этом месте, где кажется, что часы остановили свой ход еще несколько веков назад. В садике на одной из нижних террас деток развлекала побасенками и играла на сегодня уже почти не известных широко музыкальных инструментах одна местная кумушка, раскрашивая мир в цвета и звуки надежды на лучшее:
Я же бросила монетку в колодец желаний:
А также последний взгляд с самой верхней точки замка (здесь тоже в войну была пристроена немецкая наблюдательная вышка) на очаровательное в своей взволнованности море и отправилась в обратный путь: