Я очень люблю Японию. К сожалению пока - сугубо теоретически, но ее культура, пусть не все мне в ней приходится по душе, меня определенно завораживает. Потому мне интересны японские авторы и авторы пишущие о Японии и своих опытах в стране восходящего солнца, я действительно люблю японский кинематограф (хотя все же классический, мало что из их современного кино меня тронуло и я решила дальше не копать в этом направлении), да и традиционная музыка небезынтересна, одни барабаны тайко чего стоят… Именно ввиду того, что я все еще жду встречи с ней, этой продолжающей очаровывать меня и на расстоянии страной, мне так интересно отслеживать изменения, происходящие с обществом и его культурой, по крайней мере теми, как их вижу я. А общество достаточно традиционное в чем-то и по сей день, хотя меня этим трудно удивить или испугать - наши, кыргызские реалии, хоть и другого характера, но и в них своя очевидная, характерная азиатская особенность, которая людям другой культуру может вполне показаться и некоторой вневременной дикостью. В частности, положение женщины и ожидаемая в беспрекословности своего исполнения ее роль, прежде всего, в семье. И вот попались мне два отрывка, характеризующие образ японской женщины и ее судьбы двумя разными авторами, представляющими разные эпохи, расы, полы в конце концов. Первый автор - это немецкий граф Герман Кайзерлинг, который в своем «Путевом дневнике философа» рассказывая о Японии изобразил японку глазами европейца прежде всего:
… У всякого, кто обладает хоть толикой вкуса, то есть у всякого мужчины, не требующего, чтобы бабочка походила на гиппопотама, может быть лишь единственное мнение о японках: японская женщина - одно из прекраснейших, одно из немногих абсолютно совершенных созданий этого мира... Подлинное наслаждение любоваться женщинами, которые являют собою саму грациозность, которые не тщатся казаться иными, нежели они есть, красивее или умнее и чувства которых чрезвычайно глубоки. В душе они не слишком отличаются от европейских девушек, которые хотят того же, что их сестры на Дальнем Востоке, - они хотят нравиться, быть притягательными, а все остальное, включая интеллектуальные интересы, - это средства для достижения цели. Сколь многие из тех, кто производят впечатление особ, имеющих лишь духовные запросы, вздохнули бы с облегчением, если б можно было пренебречь этими обходными маневрами обольщения, от которых сложно отказаться в их мире, и преподнести себя так, как это делают японские женщины! Но именно это дается им с трудом, именно здесь они терпят неудачу. Современная девушка уже чересчур рассудочна для наивного совершенства, чересчур знающа для неподдельной естественной грации, а главное, натура ее чересчур богата, чтобы вообще достичь совершенства. Привлекательностью никакая западная красавица не сравнится с образованной японской дамой.
Удивительный образ, не правда ли, особенно учитывая, что речь идет о реалиях начала века двадцатого?
А вот образчик литературы современной, японской, да еще и пера той самой «японской женщины»:
… Знание убивает непосредственность. Конечно, осознание себя как личности есть жизненно необходимое для женщины качество, которое привлекает к ней мужчину, заставляет его влюбиться в нее. Но у других, у тех, кто заинтересован только в том, чтобы купить ее тело, это качество не вызывает ничего, кроме ненависти и мстительности. Им нужна красивая внешность, не испорченная каким-то там самопознанием, им нужен котенок, но не кошка.
Справедливости ради, я пока знакома лишь с одним произведением Нацуо Кирино, но оно буквально проникнуто феминистическим духом, рисуя настоящее положение современной женщины в японском обществе, с точки зрения автора, разумеется. Интересно другое. Изменились время и образ жизни, даже в относительно сохранивших традиционный уклад жизни странах, изменились женщины и их взгляд на собственное место в обществе и семье, но почему же так мало изменились мужчины? Самый простой ответ, напрашивающий мгновенно - это обеспечиваемые им таким положением вещей удобство, но только ли оно, ведь иначе должно было бы ожидать, что добившись какой-никакой экономической независимости женщины разорвут порочный круг унылых обязанностей бытия красивых кукол для развлечения и обеспечения бытовыми благами. Но воз и ныне там. Неужели это и есть то, чего мы сами себе желаем и чего считаем себя достойными? Или играя в игры для самореализации на ниве семьи и материнства большинство из нас так вживаются в эти роли, что потом уже видят их как естественные и справедливые?..