Так как Рим я уже ножками исходила довольно подробно, то пришла пора ходить по музеям да дорожкам, туристами особо не топтаным. И эта стратегия себя оправдала более чем, совершенно случайно я набрела на одну совершенно чудесную церковь, которой даже нет на стандартной укрупненной карте Риме - той, которой снабжают в каждом отеле. Все было как всегда - после продолжительной пешей прогулки я свернула с шумных улиц увидев на карте недалеко от собственного местонахождения кусочек зелени, обещавший отдых и прохладу зеленого островка в Римском море камня и асфальта. Это была piazza dei Quiriti. Наотдыхавшись вволю я решила следовать в сторону Тибра, а значит относительного центра одой из тех улиц, на пересечении которого эта крохотная площадь и находится. И о чудо, увидела прекрасный, парящий в воздухе купол, да и само здание показалось многообещающим:
Это оказалась церковь святого Джоаккина, которая меня по-своему потрясла. Так что всем, в Рим свою поездку только планирующим, советую внести ее в список must see, очень уж она трогательная и своеобразная одновременно. Находится сие чудо практически на пересечении via A. Regolo и via Pompeo Magno.
Скажу сразу, с церквями у меня сложные отношения. Многие из них мне больше музеи, нежели святые места. Бывает так, что церковь невероятно красива и гаммой, в которой ее интерьер выполнен, и всеми произведениями искусства, что хранятся там, а сама атмосфера в них холодная, туристическая, не хватает ей паствы, чтоб влить жизнь в прекрасные стены и они лишь ими и остаются. Бывают церкви другие, маленькие и достаточно простые (по итальянским, однако, меркам, что должно сказать о том, что они будут «богаче» при этом практически любой протестантской церкви), зато заходя в них, чувствуешь ту любовь, с которой тебя там встречают даже лавки и колышущееся на сквозняке пламя свечей, и понимаешь, что это как раз то место, где можно подумать о чем-то важном, пожелать родным и близким всего самого хорошего, да и просто позволить себе унестись далеко-далеко от здесь и сейчас. И уж не знаю, что со мной произошло в этой римской церкви (никаких архангелов с трубами я не видела и не слышала, честное слово!), но она стала чуточку моей, как бы мне это удивительно самой ни было. Дело в том, что внутри церковь выдержана в сизо-серой гамме, прежде всего благодаря большому количеству мрамора, использованного в отделке, а настенные панели - цвета бордо с позолотой. Темновато, казалось бы, но это вовсе не мешает. Невероятной красоты небо в куполе интересного синего цвета и чудесный пол, благодаря благородным светлым напольным плитам по центральному проходу, которые, наверное, и возвращают воздух в пространство сооружения. А еще капеллы. Нет, я понимаю, что они почти в каждой церкви выполнены в разном стиле, но здесь они еще и посвящены разным странам!..
Оказалось, что это одна из немногих папских церквей. Ее в 1887 году подарил католический мир Льву XIII, 256-му папе римскому, в честь 50-летнего юбилея с его рукоположения. Конечно, это произошло вовсе не случайно - сам папа обмолвился о желании воздвигнуть церковь, посвященную своему святому покровителя - святому Джоаккино. Вот только дело доверили не совсем верному человеку, ну или хотя бы, скажем, слишком себе на уме - французскому аббату Антонио Бруджидо, который хотя и взялся за дело с энтузиазмом, но по факту, очень уж трудно понять, были ли его намеренья зловредными, или ум не слишком далеким. Местные историки, склоняются к первой версии, но как знать… Например изначально церковь была двухуровневой и та ее часть, крипта, что ниже уровня римских улиц была затоплена водой поднявшейся в Тибре еще до окончания строительства. С другой стороны, в предприимчивости французскому аббату тоже не откажешь - ввиду скудости папских фондов, он обратился ко всем братьям-католикам с предложением сделать подарок папе от его детей-паствы - внести свой вклад в строительство церкви. Откликнулись аж 27 стран мира, и в состоянии аффекта от этого известия Бруджидо дополнил проект сооружения грандиозным куполом, которого изначально инженером Рафаэле Ингами не предполагалось. Купол соорудили, и вышел он определенно на славу, а вот колокольню ввиду образовавшейся в бюджете дыры так и не заложили…
Кстати, о капеллах - их в церкви 14 и посвящены они тем странам, чей вклад оказался наиболее значимым для воздвижения храма - Бразилии, Португалии, Баварии, Польши, Канады, Англии, США, Испании, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Ирландии и Аргентины. И знаете, даже приняв во внимание те ограничения, что сакральный характер сооружения налагает на их оформление, определенный дух вышеупомянутых наций в них и правда чувствуется - например, в той же бразильской капелле самые жизнерадостные витражи, да и мадонна очень латиноамериканская, как впрочем и в аргентинской, чего и следовало ожидать наверное.В ирландской - все же неожиданно для меня - трилистники. А больше всего мне понравилась капелла испанская, серебристо-голубая, торжественная и благородная... В общем, это все стоит увидеть своими глазами, хотя бы раз…