Памяти Человека

Mar 06, 2013 22:41


Современное общество и его идеалы не пинал только ленивый, но не всем это удавалось сделать столь виртуозно и при том, строго по делу и вполне доступно для публики, как французскому социологу Жану Бодрийяру. Увы, философа не стало 6 марта 2007 года…

Удивительно, как летит время, с одной стороны, уже минуло 6 лет с момента его ухода и казалось бы в мире столько всего произошло, что должно было непременно отразиться на его основах, а с другой, книга «Общество потребления» Бодрийяром была опубликована еще в далеком 1970-м, со всей честностью и юмором, переходящим порой в сарказм детализирующая особенности царящего миропорядка и его искусственности, которая казалось бы должна была камня на камне не оставить в мыслеформах людей склонных к критическому взгляду на мир и саморефлексии. Но нет, та система вещей, породившая общество потребления лишь еще глубже пустила корни по всему миру благодаря процессу глобализации и являясь ее следствием в то же время. И что самое интересное, это одна из немногих публикаций второй половины прошлого века, которая препарируя реалии социума на момент издания и сегодня читается так, будто объектом исследования автора стали мы с вами, в нашей привычной среде и со своими соответствующими эпохе мыслеформами…

Именно Жан Борийяр дал описание феномену гиперреальности, ставшему одной из вех постмодерна, которому столь характерна неспособность ее современников отличить реальность от фантазии, а базовые потребности от искусственно создаваемых и тем самым обеспечивающая воспроизводство структуры социума и характерных ему общественных отношений, построенных на симуляции, ведь при утере чувства реальности нам остается лишь в нее играть и воссоздавать по образу и подобию, таковому, которое каждому из нас представляется единственно верным, если бы не трагедия подмены смыслов этими самыми единицами гиперреальности - симулякрами, которые и должны бы были отождествляться с определенными вехами реальности, но по факту отсылают нас к другим феноменам:




Кажимость. Ох, как же я от нее устаю порой! Да-да, не удивляйтесь, это не очередной виток виртуального сленга, есть такое слово, хоть и звучит подозрительно донельзя, пока не просмакуешь на языке его послевкусия. Да и трудно оспорить его способность четко высвечивать характер явления, призванного им определяться. И как тут опять не вспомнить Бодрийяра, первого указавшего на то, что война в персидском заливе, о которой мир узнавал из новостных сводок совсем не та, что имела место быть в 1991 году в новейшей истории мира. Понятно, что журналистику называют одной из древнейших профессий, что некоторым образом намекает и на характер сей деятельности, который представительницы другой древнейшей не столь старательно стремятся скрыть, но кажется мне сегодня, наблюдая современные потоки информации, касающихся войн и дестабилизации обстановки в прежде стабильных регионах, что эти самые стимулякры становятся не продуктом гиперреальности, а ее инструментом, ведь уже не раз информационная война, заблаговременно снятые псевдоинформационные сводки с места событий и прочие зомбирующие массы продукты стали делом житейским, но поразительно, во избежание выхода из зоны комфорта большая часть населения предпочитает по прежнему оставаться на маковом поле и видеть чужие сны наяву…

И если политика всегда была и вероятно уже будет исключительно грязным делом, тяжелее всего расставаться с шорами, сохраняющими процессы пищеварения и сна в порядке, обслуживающими твою личную сферу деятельности. Нет, я понимаю, что наука тоже никогда не была девицей эмансипированной, ее строгими дуэньями, а то и своднями выступали в разные времена церковь, политика, экономика. Но когда приходит понимание, что сфера научных изысканий, в результатах которых не заинтересованы меценаты, которые при ближайшем рассмотрении не столь уж лица бескорыстные, то понимаешь, что остается либо как Дон Кихот на мельницы с пикой наголо да в одиночестве, либо сдрейфить совершить дрейф в течение более компромиссное, менее революционное, а значит более комфортное для всех. Казалось бы. Но от таких реалий иногда становится так дурно, что хочется последовать советам, заключенным в не имеющего, как мне кажется, временных пределов в своей актуальности произведении Грибоедова затребовать карету и в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов… Порой замечая такие мои упаднические настроения один мой старший по годам и титулам коллега и мудрый друг мне как-то заметил, что чтоб заслужить право спекулировать на важных тебе вопросах, нужно порой уметь пойти на компромисс и вообще получить право выражать свое мнение вслух. И в этом есть немалая доля истины. Но когда понимаешь наконец, КАК делается сегодня даже наука, хочется порой и правда паковать узелок и на вольные хлеба, в дауншифтеры. До Саратова добраться не обещаю - тетки у меня там нет, но все больше хочется заниматься чем-то настоящим, имеющим внутреннюю ценность независимо от того, как ее может оценить «заказчик». Ведь в гиперреальности есть место для винтиков и гаечек, Человеком здесь быть не то, что необязательно, порой даже воспрещено:



Жан Бодрийяр, Система вещей, Италия, А.С.Грибоедов, Сиена, Рим, Горе от ума, Общество потребления

Previous post Next post
Up