Документальный фильм «Юрий Гагарин. Последний миг»

Mar 30, 2018 00:30



К пятидесятой годовщине гибели Первого космонавта «Роскосмос» на своем сайте опубликовал документальный фильм Первого канала.

Посмотреть стоит. И ради хроники, и ради тех мыслей, которые высказывают его участники.

Мне больше всего запомнились два интервью. В первом дочь Юрия Гагарина Елена рассказывает о том, как отец уже после полёта учился в Академии, продолжал готовиться к новым полётам и вел огромную общественную деятельность. И на всё это у него хватало сил, энергии, задора. Словно намек многим из нас, вечно куда-то и в чём-то в своей жизни не успевающим.

Во втором Марина Попович рассказывает о командире полка Владимире Серёгине. И особо отмечает, что он никогда не говорил молодым лётчикам фразы типа - «ты то-то и то-то сделал плохо!». Всегда после полётов соберёт всех, расскажет, что было, как было, что было хорошо и как сделать еще лучше. Никого не унижал, не ругал, не позволял почувствовать себя неполноценным, но всегда требовал работы над собой. И отговорки типа «голова болит» не проходили - «ничего, сейчас взлетишь, и сразу пройдёт!» И действительно - проходила!


Но основой сюжета, конечно, является обсуждение наиболее распространенных версий катастрофы.

В самом начале официального расследования практически первой была объявлена версия столкновения самолёта с метеозондом. Но в дальнейшем возникли веские основания в ней сомневаться - не нашлось не только каких бы то ни было документов, подтверждающих запуск шара в том районе в то время, но и никаких обломков, свидетельствующих о его существовании. Нет, лес в окрестностях места катастрофы тогда был прочёсан самым тщательнейшим образом, и в нём действительно находили остатки шаров. Но - уже старых, завершивших свой полёт гораздо раньше.

Точно так же не подтвердилась и версия попадания в спутный след другого самолёта, без ведома диспетчера оказавшегося в зоне пилотирования, на которой так настаивает Алексей Леонов. По его словам, «мне дали возможность узнать и объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что его имени не назову». Однако также выяснено, что самолёт Су-11, пилотируемый лётчиком Кречетовым, действительно прошел через район полёта Гагарина и Серёгина. Через очень небольшой промежуток времени, но всё-таки уже после того, как МиГ-15 столкнулся с землёй...

Но самое интересное даже не в этом. Потому что обе версии по ходу фильма отрабатывает на тренажере лётчик-космонавт Антон Шкаплеров, который в настоящий момент, кстати, несёт вахту на МКС. И показывает, что если самолёт Гагарина и Серёгина в силу каких-то причин начал «штопорить» с высоты, на которой они выполняли задание, то есть с 4000 метров, то вне зависимости от того, чем было вызвано сваливание в штопор - резким ли манёвром уклонения от аэростата или же спутной струёй неожиданно оказавшегося рядом другого самолёта - времени на вывод у них было более, чем достаточно. Совсем другая ситуация возникает, если в штопор МиГ-15 свалился на относительно малой высоте, от километра и ниже. Тогда вывод из штопора уже невозможен. Но как самолёт там оказался? И почему, не пробыв в зоне даже четырёх минут, Гагарин и Серёгин запросили снижение и возвращение на аэродром? Наконец - безусловно, всё моделирование на тренажере верно только в том случае, если лётчики находились в сознании...

Напрашивается мысль - на борту что-то произошло. Либо с обоими лётчиками сразу, либо - по крайней мере, с Серёгиным. Вторая оговорка обусловлена особенностью аварийного покидания МиГ-15 УТИ, прописанной в руководстве по лётной эксплуатации. В случае аварийной ситуации первым должен катапультироваться лётчик, находящийся в задней кабине, то есть инструктор. Именно в инструкторском кресле и находился в том полёте командир полка Владимир Серёгин. Если бы первым катапультировался «передний» летчик, то фонарь его кабины при срыве мог заклинить фонарь кабины «заднего», и в этом случае лётчик, оставшийся в самолёте, был бы уже обречен.

По мнению Марины Попович, причиной могла стать неожиданно открывшаяся у Серёгина язва. То есть - комполка потерял сознание от боли и резкого снижения артериального давления. Гагарин же, оказавшись в такой стрессовой ситуации, допустил ошибку в пилотировании  - всё-таки, длительный перерыв в полётах сказывается и на самых опытных лётчиках.

Однако есть и другой вариант развития событий, который в этом фильме не озвучивался. Но который не так давно проработал сотрудник НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники И. Кузнецов.

Согласно этой версии, пилоты, находясь на высоте около трех километров, обнаружили в кабине неисправный вентиляционный кран и попытались снизиться. При этом лётчики ввели самолет в слишком крутое пике. Потому что сами по себе  3000 метров и даже 4000 метров ещё не опасны - на такую высоту в горных походах поднимаются даже девочки-первокурсницы. Но вот сочетание резкого падения давления (все же истребитель в небо поднимается гораздо быстрее, чем альпинист в гору) с последующим его нарастанием и возникшими при выходе из пикирования перегрузками могло оказаться фатальным. Тем более, что в этой ситуации достаточно было потерять контроль над реальностью всего на несколько секунд. После этого истребитель либо спикировал ещё круче, либо вошел в штопор и разбился о землю.

По мнению Кузнецова, именно  эта версия должна окончательно покончить с многочисленными конспирологическими измышлениями. Среди которых есть и такие, как целенаправленное убийство Первого космонавта по секретному распоряжению советского руководства. Конечно, обсуждать такое всерьёз можно разве что в медицинских учреждениях соответствующего профиля. Однако, увы, бред, распространяемый всяческими  «десоветизаторами», подчас находит своих адептов.

К счастью - немногочисленных.

Чтобы не пропустить интересную новость - подпишитесь на мой ЖЖ

Небо, Личности, Космос

Previous post Next post
Up