История одной награды

Nov 17, 2012 11:48


С детства в памяти отложились два эпизода  из фронтовой биографии моего деда. Сам он вспоминать войну не любил и на мои ребяческие вопросы: «Деда, деда, а расскажи про медальку …», отшучивался и уводил разговор в сторону. Правда, как-то раз он дал поддержать в руки ремень от трофейного автомата «шмайссер», чем привел меня в дикий, неописуемый восторг. Тогда, почему-то думалось, что когда  вырасту у меня обязательно будет точно такой же ремень, который я одену,  как дед, подпоясав брюки …

Когда же  я начинал  приставать с расспросами к бабушке и другим родственникам моей матери, то мне обычно в ответ рассказывали о двух случаях произошедших с дедом на войне, и хотя они почти каждый раз были  в слегка разных вариациях, главная сюжетная линия повествования была всегда одинаковой. Собственно, сами рассказы состояли всего лишь из нескольких предложений, однако моя детская фантазия рисовала целые героические повести.

Первый рассказ был про бомбёжку. Когда дед на своём грузовике перевозил бойцов, их внезапно  атаковал немецкий самолёт. Едва, он и солдаты успели выпрыгнуть из машины и укрыться поблизости от дороги, как прогремел взрыв. В результате прямого попадания от автомашины практически ничего не осталось. 
            Второй рассказ был  о том, как ему пришлось под вражеским обстрелом доставлять боеприпасы бойцам и батарее.  Подъезды к сражавшемуся подразделению советских воинов простреливались немецкой артиллерией. Из всей колонны автомобилей, двигавшихся к нашему подразделению, прорваться и доставить боеприпасы удалось только моему деду. Как, гласила семейная легенда, за этот подвиг дед получил правительственную награду.




Повзрослев, я иногда спрашивал у матери о том,  за какие именно подвиги  были получены те или иные ордена и медали, однако из её ответов ничего нового, кроме услышанного ещё в далеком детстве, для себе  открыть не смог. Мать сконфужено объясняла, что была самой младшей в семье, родилась в послевоенное время, в связи, с чем знает о войне не много. До войны дед работал водителем, в армию был призван в 1941 года, где также продолжал быть шофёром. Окончил войну в 1945 году,  не доехав  до Берлина всего лишь несколько километров, вернувшись домой по-прежнему  водил машину. А ещё дед очень любил песню «Враги сожгли родную хату …» в исполнении Марка Бернеса, и бывало, когда ему доводилось её  слышать,   у него проступала слеза …

Прояснять боевой путь деда начал с запроса в военкомат. Прождав примерно недели две ответ на письмо, отправленное почтовой связью, решил связаться с работниками военкомата по телефону и продублировать запрос по факсу. Вскоре из отдела военного комиссариата Тюменской области по Вагайскому району пришел ответ, согласно которого по имеющимся архивным документам мой дед   был призван по мобилизации 10.07.1941. В период с июля 1941 по 1943 проходил службы шофером в 7-м дорожно-эксплуатационном батальоне. Участие в Великой Отечественной войне принимал в составе 12 мотострелковой бригады. К письму прилагалась копия учетной карточки к военному билету, в которой указывался ряд медалей и орденов, но этот перечень был явно неполный, так как по фотографиям у него были и другие награды, в том числе медаль «За отвагу».

Итак, отправной точкой для дальнейших поисков являлась 12 мсб. Согласно данным сайта «Танковый фронт 1941-1945», 12-ая мотострелковая Волновахская бригада, с момента своего образования в июне 1942, постоянно находилась  в составе 11 танкового корпуса.

11 корпус танковый корпус началом своей боевой деятельности обязан 2-й танковой армии, поскольку с конца июня 1942 г., после кратковременных и неудачных боев в составе 5-й танковой, и до февраля 1943 г. находился в резерве.

11-й танковый корпус из боевой работы практически уже не выходил, за исключением трехмесячного зимнего перерыва в конце 1943 г., когда он, перейдя из 2-й  в 4-ю танковую армию, а затем и в Южный фронт, участвовал в освобождении Южной Украины. В феврале 1944 г., вернувшись на фронт, теперь 1-й Украинский, в составе 13-й армии сражался до мая, перейдя затем в состав 1-го Белорусского, с которым и закончил войну, имея в пассиве, пожалуй, лишь не совсем удачное наступление летом 1944 г., когда при наступлении на Ковель попал в умело созданную немецким командованием ловушку. Результатом стали большие потери, снятие командира (генерал-майора Ф. Н. Рудкина) и наказание командующего 49-й армией, в состав которой корпус входил (приказ ВГК № 220146).

Запрос в Музей «Боевой путь 11-го танкового Краснознаменного Радомско - Берлинского орденов Суворова и Кутузова II степени корпуса», находящийся в ГОУ Центр образования № 1461 г. Москвы, существенных  результатов не дал.

Гораздо больше информации я почерпнул из книги  бывшего командира корпуса генерал-майора Ивана Ивановича Ющука «Одиннадцатый танковый корпус в боях за Родину».
Продолжение следует ...

Война, Родовая книга

Previous post Next post
Up