Большие тревоги по поводу своих перспектив в послевоенном будущем одолевали студенческую молодежь и тех, кто до ухода на фронт имел более-менее ясные планы профессиональной самореализации. Отставание от однокурсников или коллег по работе, остававшихся в тылу, было очевидным. Оно вызывало, как минимум, раздражение, а, как максимум, военнослужащие испытывали вполне понятную зависть и опасения насчет своей профессиональной и социальной мобильности. «Получил вчера письмо от друга, - обдумывал свое положение «после двух лет на фронте, т. е. в лесу» 24-летний военный переводчик Виктор Раскин. - Учились вместе в институте, но ему повезло больше: в этом году он кончает Авиационный институт в Ташкенте, имея шансы на аспирантуру. Я учился лучше его и мог бы тоже защищать дипломную вместо того, чтобы допрашивать сукиных сынов, рвать глотку на телефоне и ждать своего осколка… Что ждет меня, когда (и если) вернусь. Люди стали инженерами, заняли положение в обществе, приобрели опыт, знания…»
Сожаления об упущенных возможностях передает письмо младшего лейтенанта М. Львовича, которому в 1943 г. исполнилось 26 лет: «Мне же война помешала во всем, исковеркала жизнь, переломала планы, затупила голову. Порою кажется, что и сейчас, а если случайно уцелею, то и после войны не к чему и руки приложить: осолдатился, если можно так выразиться. Единственное утешение: так почти со всеми поступило это ужасное время»5 . Время войны как длительный, полный лишений период жизни способно было кардинально влиять на взаимоотношения между людьми.>