Несмотря на огромный ресурс создаваемых белорусами знаний, коммерциализация нематериальных активов, таких как технологии, интеллектуальная собственность и ноу-хау - пока не стала заметным источником пополнения бюджета и значимой статьей экспорта.
Своё выступление, я хотел бы развить с тезиса, описывающего перспективную индустрию, в которой Беларусь может и должна занять своё место:
- 3,36 трлн долл. США - размер мирового рынка технологий, с ежегодным темпом роста - более 4%.
- 5,4 трлн долл. США - размер мирового рынка интеллектуальной собственности,
- 710 трлн долл. США - размер мирового рынка деривативов (в т.ч. производных инструментов от рынка нематериальных активов).
По объему экспорта прав на объекты интеллектуальной собственности на душу населения наше отставание более, чем в 525 раз (в сравнении с Швейцарией, 2017 г.), по коэффициенту изобретательской активности отставание более, чем в 22,6 раз (в сравнении с Южной Кореей, 2017 г.), по уровню инновационной активности организаций промышленного производства отставание более, чем в 8,5 раз (в сравнении с Швейцарией, 2016 г.), престиж профессии исследователя в сравнении с развитыми странами ниже в 2,5 - 4,2 раза.
Одновременно с таким отставанием мы видим, что Россия ставит вполне достижимые цели по объему экспорта прав на объекты интеллектуальной собственности в объеме 15 млрд долл. США в год и выше. Сегодня поступления от российского экспорта технологий (по категориям), это 4,8% патентные лицензии, 67,2% инжиниринговые услуги, 10,6% НИОКР, 17,4% прочее.
НА ЭТОМ РЫНКЕ НАШ ПОТЕНЦИАЛ СЕРЬЕЗНЕЕ, ЧЕМ НА РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ.
Что нам мешает?
1. Отсутствие эффективной государственной политики в этой сфере привело к финансово-технологической зависимости, потере суверенитета и отставанию, угрожающему национальной безопасности Беларуси.
2. Насыщенность нематериальными активами белорусской экономики составила в 2019 году всего 0,31% (со снижением в соотношении с предыдущим годом на 30%), что многократно меньше, чем у экономически развитых стран и ведущих инновационных компаний.
3. Отсутствие организационной инфраструктуры, финансирования и коллективов коммерциализации.
В качестве примера организационной инфраструктуры, можно привести Внешнеэкономическое Объединение Лицензинторг, созданное в 1962 году для осуществления международного технологического обмена на коммерческой основе
14 июня 1962 года во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 607 «Об улучшении охраны государственных интересов в области изобретений и о дальнейшем улучшении организации изобретательства в СССР» было создано Всесоюзное объединение Лицензинторг, ориентированное на международный технологический обмен с зарубежными странами на коммерческой основе.
На долю Объединения приходилось около 75 % импорта зарубежных технологий для перевооружения предприятий СССР - от оборонного комплекса до производства товаров народного потребления.
В 1985 году Постановлением Совета Министров СССР Лицензинторгу было поручено представлять интересы в сфере международного сотрудничества по освоению космического пространства. Первые коммерческие эксперименты на борту спутников и космических станций, первый французский, британский, западногерманский и японский космонавты были отправлены в космос по договорам Лицензинторга.
Лицензинторг (англ. LICENSINTORG) - федеральное государственное унитарное предприятие, внешнеэкономическое объединение, созданное в 1962 году для осуществления международного технологического обмена на коммерческой основе:
- Продвижение на мировой рынок и приобретение новейших технологий и разработок.
- Коммерциализация интеллектуальной (промышленной) собственности.
- Продажа и приобретение технологий, патентов и товарных знаков на внешнем рынке.
- Закупка лицензий и технологического оборудования за рубежом.
- Определение ставок роялти и обоснование стоимости лицензий.
- Маркетинговые исследования конъюнктуры мирового рынка в сфере лицензионной торговли.
- Производственная кооперация на базе купли-продажи промышленной собственности.
- Оценка стоимости объектов промышленной собственности.
- Юридическое и информационное обслуживание внешнеторговых сделок.
- Поиск иностранных партнёров
Название Лицензинторг отражает основную цель деятельности предприятия - торговлю (куплю-продажу) лицензиями на внешнем рынке, как правовой и коммерческий механизм передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
По проданным Лицензинторгом технологиям в области чёрной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, производства минеральных удобрений, электросварки, пищевой промышленности и других отраслей народного хозяйства работают предприятия в США, Японии, Германии, Франции, Италии, Испании, Китае и других странах.