Если бы была опубликована вакансия на волонтерскую работу, смысл которой заключался бы в агитации и убеждении молодого поколения начать смотреть и не забывать советское кино, я была бы первая в рядах желающих! Советский кинематограф может быть разным, его многие могут не воспринимать, обвинять в «совковости», не пересматривать под девизом «Ну это мы уже и так знаем наизусть, надоело», но я крайне убеждена, что его нужно знать и помнить.
Осознавать, что все же мое увлечение и знание советских фильмов несколько отличается от познаний молодых людей моего возраста, я начала после одного маленького эпизода и имени, которое теперь в нашей компании стало притчей во языцех. Моя очаровательная подруга Зоя всегда напоминала мне актрису Елену Цыплакову (пожалуйста, кто-нибудь, кто прочитал это имя и сразу вспомнил ее роли и внешность - откликнетесь, иначе я окончательно себя чувствую дамой средних лет, выросшей в советскую эпоху! Не могу поверить, что я одна знаю!). Так вот, когда я сказала моим друзьям об этом, первой реакцией было, как нетрудно догадаться: « Кто это?». Я начала объяснять: « Ну как же, Елена Цыплакова - «Школьный вальс»! Там даже главную героиню звали Зосей!» Самое любопытное, что моя Зоя также не знала такую актрису. Но дело было уже не в этом, я просто не могла поверить, что 4-5 опрошенных человек моего поколения и слыхом не слыхивали о Елене Цыплаковой! Ну черт с ним, со «Школьным вальсом», хотя я фильм очень люблю). Ну а «Мы из джаза»? Был у меня небольшой шок…это как в одно время я узнала, что мало кто знает, кто такая Рина Зеленая!! В общем, теперь «еленацыплакова» стало для некоторых в мой адрес словом нарицательным, намекающим, как глубоко я обычно по всякой ерундистике загоняюсь и углубленно вникаю в ее суть.
На самом деле, мне действительно доставляет удовольствие пересматривать все наши советские киношедевры. И если большинство современных молодых людей плюются от новогодней ТВ программы и программы на все официальные праздники, включающих в многотысячный раз фильмы Гайдая, Рязанова, Захарова, Меньшова, я искренне радуюсь, потому что я могу пересматривать эти фильмы бесконечно! И мне ни капельки не стыдно знать наизусть цитаты, имена любимых артистов и их роли.
Советское кино той эпохи подарили величайшие имена! Оно подарило имена моих любимейших женщин - актрис - Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, Ирина Муравьева, Надежда Румянцева, Лия Ахеджакова.
Я даже не могу определиться, кто из этих великих женщин является любимейшей, но все же капелька особой привязанности и восхищения падает в чашу весов Ирины Вадимовны Муравьевой. Мне кажется, из всех женщин искусства я бы больше всего хотела подойти с огромным букетов цветов к ней и высказать все слова благодарности и уважения за ее труд, киноработы и ее удивительную натуру. Если сомневаетесь - взгляните передачи и интервью, в эту женщину трудно не влюбиться! А еще лучше посмотрите недавний фильм 2009 года «Китайскую бабушку», доказывающую, что талант вечен.
Click to view
Сейчас все реже упоминается имя Натальи Гундаревой. Но это же глыба! Подумать только, ее с нами нет уже 7 лет, а молодое поколение спросишь, кто она, они и не скажут… Но это же надо хранить, лелеять. Это же «Сладкая женщина», это «Одиноким предоставляется общежитие», «Осенний марафон»…
Мне категорически претит, когда люди моего или младшего возраста отрицают, ругают, обзывают и много чего еще словесно высказывают в адрес советского кинематографа, накидывая им ярлыки совковости. Братцы, актерскую школу еще никто не отменял, да и историю нашу..
Порой я не могу вразумительно объяснить мой высокий интерес к Советской эпохе второй половины 20 века, но все мои научные работы я писала по этому временному отрезку, все фильмы я знаю этого периода, книги, музыку.. Все это как-то помогает мне взглянуть в щелочку на жизнь наших родителей в молодости. Да, я прекрасно понимаю весь пропагандистский уклон и цензуру, и порой однобокость, но знаете, глядя на «Девчат», на «Шумный день», «Неподдающиеся», «Весна на Заречной улице» 1950-60-х, мне верится, что все было ХО-РО-ШО. Согласна, наивно, но так тепло и приятно при просмотре.
Да и вообще, ну как можно отказаться от таких шедевров, как «Карнавал», «Обыкновенное чудо», «Формула Любви», «12 Стульев», «Любовь и Голуби», «Родня»? «Старье»- скажут одни, «Классика» -скажу другие, и будут правы!
Анализируя мою страсть к советскому кино, я понимаю, что есть три кинофильма, которые мало того, что я знаю наизусть, но которые и пересматриваю, не смотря ни на что каждый раз при случае, и которые во многом изменили меня и мое восприятие различных факторов в межличностном общении. Фильмы эти: «Гараж», «Большая Перемена» и… конечно, «Покровские Ворота».
Удивительно, но я, действительно, со всей ответственностью заявляю, что «Гараж»- мой самый любимый фильм у Эдьдара Рязанова, и еще фильм, благодаря которому я открыла для себя Светлану Немоляеву, потому что, не смотря на наличие всего яркого актерского букета, ее образ и ее перлы остаются навсегда самыми запоминающимися:
- Я лично все деньги потратила на научные книги.
- Да?! А кассетный магнитофон кто привёз?
- Вы его видели?
- Видела!
- Вы его слышали?
- Слышала!
- Вы его включали?
- Да!!!
А как вам этот афоризм от героя Валентина Гафта: «Неподкупная моя, вовремя предать - это не предать. Это предвидеть!» Или фраза героя Игоря Костолевского: «У вас потрясающая профессия: вы занимаетесь тем, чего нет». А фразы типа «Законным путём идти можно. Дойти трудно» «Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе»? Для меня этот фильм -неоспоримый шедевр и кладезь цитат!
«Большая Перемена»- фильм детства, и, пожалуй, не перечесть, сколько раз я пересмотрела эти 4 серии, начиная с моих 9-10 лет. Фильм, благодаря которому мы вспоминаем и понимаем, насколько легендарны были Ролан Быков, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Валерий Носик и другие. Я плохо знаю кинороли Александра Збруева, но то, что он сыграл Ганджу, уже достаточно, чтобы его любить. Не смотря на то, что самой, пожалуй, знаменитым фразой из этого фильма является «Вот так всегда: ходишь, ходишь в школу, а потом - бац! - и вторая смена», моя фраза, которую мы периодически вспоминаем с папой - перл героя Крамарова:
«- А что ты мне глазки строишь?
- А что тебе, кооператив строить?»
Тем, кто впервые читает эти афоризмы в данный момент, наверняка не смешно и непонятно, те же кто помнят эпизод, где герой «аттракциона неслыханной жадности» произносил этот диалог, безусловно, улыбнутся. Пожалуй, герой Крамарова - самый колоритный персонаж этой эпопеи: «Девушка! Я наблюдаю за Вами третий день и пришел к выводу, что Вы меня достойны!»
Click to view
Ну и, наконец, - моя ода «Покровским Воротам». Те, кто меня близко знают, понимают, ЧТО значит для меня этот фильм. Однажды по ТВ в очередной раз показывали данную киноленту, подруга Ира готовила что-то на кухне, я убиралась в комнате, попутно «дублируя» актеров. в какой-то моент, я поняла, что уже третью минуту человек с поварешкой в руках с удивлением и даже испугом наблюдает за моей озвучкой: «Что ты делаешь?» - «Фильм…слушаю :)».. В этот момент я сама даже удивилась себе.. Действительно, получается так, что я знаю диалоги героев почти на 100 процентов, знаю, каждое слово, союз, предлог, интонацию..
Удивительное помешательство, но этот фильм - мой главный антидепрессант. Когда мне тоскливо, плохо или уныло, я не включаю американские ситкомы, я не включаю позитивную музыку, я не танцую под ритмы латино, когда меня съедает угнетенное состояние, я достаю из закромов главное оружие - «Покровские ворота». Нетрудно догадаться, что одним из самых любимых ресторанов-кафе в Москве является ретро-ресторан на «Чистых прудах», посвященный этому фильму М. Козакова. Там многое чересчур наивно, легко смешно, но как атмосферно! Может душа и требует этой легкости и простоты. Хоботов, Костик, Маргарита Павловна, Велюров, Савва Игнатьевич- всех этих героев готова как Кристофер Робин своих игрушек- взять в охапку и расцеловать, до чего они мне родны и милы!
«Покровские ворота», пожалуй, главный фильм, где я могу подобрать любую цитату, отражающую все стоны моей жизни. Это и «Высокие! высокие отношения», это и саркастическое «Кулинаррр», это и меланхоличное «Я не знаю. Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся!» А Костино : «У Вас вид триумфатора! Кого Вы разбили под Аустерлицем?», «Юноша, самовыражайтеесь быстрее», «Хоботов, это упадничество» или «От тебя один дискомфорт» Ну или наши с Инной любимые «Ах, как вы добры и умны! - Неискренне говорите, а жаль» или «Вы слышали новость - Эмиль Золя угорел! Выключайте конфорки!»
Click to view
Я не знаю, как в будущем буду объяснять своим детям советские реалии, отраженные в фильмах, и как буду мотивировать их взглянуть на кино 70-80 годов страны, которой уже нет. Но то, что я пыталась своей немецкой подруге рассказать сюжет и многие афоризмы этой киноленты, и заставила ее смеяться, говорит, что отсутствие знаний о светских реалиях не является ключевым фактором, и что главное суть, она и может заинтересовать.
Советское кино - это наша история, наше сокровище. Помимо общепризнанных Гайдаевских и Рязановских шедевров, есть такие яркие кинокартины, как «Суета Сует», «По Семейным обстоятельствам», «Усатый Нянь», « Самая обаятельная и привлекательная», « Дача», «Вокзал для двоих», «Мимино», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Белые росы», «Влюблён по собственному желанию», «Тот самый Мюнхгаузен»,"Не может быть", «Мой ласковый и нежный зверь», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Место встречи изменить нельзя» и так далее, и так далее… Взгляните на досуге, не пожалеете!
Закончить хотела бы фразой, пусть и пропагандистского, но искреннего с моей стороны характера - «Товарищи, смотрите Советское Кино, помните и дорожите им! Это наша история, наша натура, наши воспоминания!»