Movies provide escapism.
Эта мысль очень часто пульсирует в голове. Фильмы помогают окунуться в другую жизнь (причем зависит от тебя самого, какую жизнь ты хочешь выбрать на последующие 2 часа), подобрать место, время, атмосферу и концовку событий. В юношеские времена, стремясь избежать стадного чувства и тяги к мэйнстриму, так называемого бихевиористами эффекта Быть - как - все (Banfwagon effect), я все чаще переключалась на драмы, триллеры, душераздирающие ленты, тесно связанные с реальностью. Бравируя своими познаниями в фильмографиях Ларса фон Триера и Алехандро Гонсалеса Иньярриту, я тем самым сама стала одной из жертв counter-bandwagon effect, когда тяга к артхаусным и (псевдо) авторским фильмам стала чуть ли не главной модой среди молодежи. «Рекивем по мечте», к примеру, был в то время, да и, наверняка, остается гимном новоявленного «кино не для всех», познаниями которого все так гордились. Все это постепенно начало меня тяготить, учитывая, что «Город Бога», «Amores Perros», «Танцующая в темноте», «Куклы» оказывали на меня настолько сильное воздействие, что переживая за героев, стирала тонкую грань между сюжетом и реальностью, могла ночами уставиться в одну точку в потолке и пытаться ответить на вопрос «Зачем тогда жить?»
С тех пор, понимая, что мне катастрофически не хватает положительных эмоций, я постепенно стала переходить на light фильмы, которые могли бы дарить желание счастливо существовать . Нет, не сказать, что я категорически сказала «Нет» драме, трагикомедии, триллеру. Просто от человека, вскрикнувшего, например, на весь кинозал в момент смерти героя -отца в «Возвращении» Звягинцева и дергающегося во время просмотра любого фильма по поводу и без , очень трудно ожидать, что нервы позволят расширить жанровый репертуар кинокартин. Анализируя свою восприимчивость и чрезмерную эмоциональность во время просмотра фильмов, я поняла, что, возможно, причины заложены в детстве и моем детском помешательстве по советскому, французскому и итальянскому кино 70-х-80-х годов.
Мне часто адресуют фразы «Не в то время ты родилась», «Ты на своей волне» , «Тебе бы в 19 век к Джейн Остин и «Барышне-крестьянке»». Может, они в чем-то и правы, только временной промежуток получается несколько иным. Иногда мне действительно кажется, что во мне живет дух 70-80-х годов. Объяснить мою тягу к ретро-фильмам очень трудно, но я являюсь огромнейшим поклонником кино тех лет. И хотя мои любимые фильмы не являются общепринятыми шедеврами кинематографа, они хранятся в воспоминаниях или же просматриваются с завидной частотой. Они - это романтические комедии, трагикомедии, мелодрамы или комедии положений, это не детективы, новоявленные боевики или набирающие в те времена обороты фильмы ужасов. Они помогают окунуться в совершенно потрясающий для меня мир, мир, где не надо дергаться и жмуриться в страхе, что кого-то убьют, зарежут, физически или морально сломают, где не надо разрывать сердце, искренне переживая за героя, будто эта ситуация происходит с одним из самых близких людей. Эти фильмы не приносят боли и страданий, они приносят свет, который горит внутри тебя и излучает счастье. Мысленно, я могу выделить три главных группы кинокартин 70-80 г, оказавший огромное влияние на мой внутренний мир: Французские кинокартины, Итальянские и, конечно,.. Советские киношедевры, о которых я могу говорить и которые могу пересматривать бесконечно.
Глава 1. ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО.
Являясь ребенком 90-х, на вопрос «Что значит для меня Французское Кино?», удивительно, но я в первую очередь, не могу привести в аргумент своеобразия французских картин «Амели», «1+1», «Париж, я люблю тебя», «Науку сна» или «Париж». Все эти выдающиеся фильмы являются послесловием. Мои фильмы - это « Бум», «Бум 2», это «Игрушка», «Укол Зонтиком», «Невезучие», «Папаши» и т.д. Французское кино для меня - это музыка замечательного и неповторимого Владимира Космы, это Пьер Ришар, имя которого просто невозможно было не знать в России в 90-е годы и имя которого никто, почти абсолютно никто не знает в Германии. Это Жерар Депардье, еще не главный герой сатирических мемов, статей, саркастических шуток и нападок со стороны властей и граждан многих стран, это тот актер, чьи роли всегда оставляли след в памяти. Это, конечно, Луи Де Фюнес с «Жандармами». По воспоминаниям родителей и моим отрывкам, Луи был главным наряду с Дэвидом Суше из «Пуаро Агаты Кристи», героем маленькой девочки по имени Катя. В 6-9 лет, стоило только назвать их имена, ребенок прилипал к экрану, и с открытым ртом смотрел на этих чудаковатых джентльменов, едва ли до конца понимая услышанное. Сейчас, конечно, «Жандармов» я уже не в силах смотреть, но некоторые его фильмы пересматриваю, причем с удовольствием.
Мое французское кино - это «Бум», эта та французская изюминка, которую так изящно подавала молоденькая Марсо, это Франция, та смешная мода, да даже те теплые и немного тусклые цвета кинопленки, которые переносят тебя в те времена и заставляют забыть всю суету современной жизни. Это непреодолимое чувство умиротворения, уюта и удовольствия при просмотре и желание впоследствии найти чего-то похожего, что также разольет тепло по твоему телу.
Даже на сегодняшний день стоит мне нечаянно при переключении каналов наткнуться на заставку киностудии Gaumond, прочно ассоциирующейся с французским кинематографом 80-х годов, возникает непреодолимое желание усесться поудобнее, отложить все срочные и несрочные дела и вновь окунуться в ту атмосферу.
Каждый раз, когда знакомые здесь французы искренне недоумевают от моих познаний французской культуры и вопрошают: «КАК?! Откуда ты это узнаешь?», у меня возникает вопрос, кого за эти познания мне благодарить? Руководство федеральных каналов, в середине 90-х скупающих французские кинокомедии и транслирующие ретро-фильмы за неимением чего-то другого? И как объяснить преподавательнице из Бретани, что в России, стране закоренелых франкофилов, очень трудно не знать, кто такая Милен Фармер, Патрисия Каас, Фантомас, Жан Марэ, Фанни Ардан, Алэн Делон, Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денев, Клод Лилуш и иже сними?
Я без ума от Франции и всех винтиков, шпунтиков, из которых она, эта страна чуть ли не с особым для меня воздухом состоит. Это потом ты понимаешь, что все в мире относительно, и что французский менталитет не так хорош, что страна окутана социальными проблемами и проблемами миграции, что есть в ней ворох недостатков. Но несмотря ни на что, ты одеваешь свои очки с розовыми стеклами, включаешь старое кино, и переносишься в ту атмосферу доброты и наивности, которой зачастую в реальном мире так не хватает….
Click to view